To reset your password, please enter your email address or username below.

Незаменимые люди: Как живут трудовые мигранты в условиях пандемии?

Незаметные, но незаменимые

Жизнь трудовых мигрантов никогда не была простой. Например, несмотря на то, что в странах Персидского залива они составляют половину населения региона и являются неотъемлемой частью экономики, местные жители их презирают.

Большинство трудовых мигрантов – выходцы из Индии, Пакистана и Непала. Они зарабатывают небольшие по меркам богатых стран Залива деньги, большую часть которых отправляют себе на родину. Они работают по 12-16 часов в день: заботятся о кувейтских детях, лечат больных саудитов и возводят небоскрёбы Дубая. В конце своего рабочего дня трудовые мигранты возвращаются в общежития со спартанскими условиями, которые им оплачивают работодатели.

Неважно, сколько трудовые мигранты живут в ОАЭ, Бахрейне, Саудовской Аравии или любой другой стране Персидского залива – они все равно считаются временными мигрантами и обладают куда меньшими правами, чем граждане. Так описывает непростую жизнь трудовых мигрантов британское новостное издание The Economist.

Стало еще хуже

Пандемия коронавируса сделала и без того непростую жизнь мигрантов ещё хуже – именно на них приходится наибольшее число заражений в странах Персидского залива, и именно они тяжелее всего страдают от экономических последствий. Многие из них не могут покинуть страну и вернуться домой, более того – им не разрешается даже выйти из общежития, где в одной комнате живут больше десятка человек. У некоторых нет денег даже на еду.

Правительствам стран региона было бы ошибочно закрывать глаза на сложившуюся ситуацию – если не из гуманитарных соображений, то с точки зрения практической выгоды. Если оставить трудовых мигрантов на произвол судьбы, страны Залива будут ещё долгие месяцы страдать от пандемии, а на восстановление их экономик уйдут многие годы.

Как бы то ни было, до сих пор проблемы мигрантов не встречают сочувствия: депутат в Кувейте призвал очистить страну от непрошеных гостей, кувейтская актриса предложила отправить их в пустыню, гражданин Бахрейна жаловался, что его лечат в одной палате с гастарбайтерами, хотя большинство медсестёр как раз те самые трудовые мигранты, которые находятся на передовой борьбы с коронавирусом. 

Помочь мигрантам еще не поздно

Лишь недавно некоторые страны Залива начали оказывать помощь трудовым мигрантам: организовали массовое тестирование, начали строительство временных домов для их расселения, оказывают бесплатную медицинскую помощь. Власти Саудовской Аравии выпустили из тюрем сотни мигрантов, а в ОАЭ правительство самостоятельно занимается бюрократической работой и продлением виз. Впрочем, этих мер недостаточно: тысячи трудовых мигрантов до сих пор строят спортивные объекты к Чемпионату мира по футболу 2022 или выставке World Expo 2021, подвергая опасности свои жизни. К тому же далеко не все страны Персидского залива осознают всю остроту проблемы и необходимость помощи мигрантам.

Тысячи приезжих заперты в трудовых лагерях, лишены средств к существованию, сотни заражаются и лечатся своими силами. Однако ситуация может стать еще хуже, если не предпринять срочных мер, утверждают журналисты британского новостного агентства The Guardian.

В группе риска находятся в первую очередь богатые нефтяные государства Персидского залива – Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, где трудовые мигранты составляют более половины населения. На миллионах работяг из бедных стран Азии и Африки держатся экономики этих стран, однако их проблемы, похоже, никого не волнуют.

Мигранты, возводящие блестящие небоскрёбы, строящие нефтяные вышки в пустыне, медсестры, водители, няни – все они заперты в убогих тесных общежитиях на задворках мегаполисов. В это же время богатые граждане продолжают наслаждаться жизнью, отмахиваясь от проблем «людей третьего сорта».  Такая беспечность, однако, может дорого стоить.

Высокомерие обходится слишком дорого

Во-первых, мы наблюдаем настоящий гуманитарный кризис, когда тысячи людей находятся на грани выживания. Это нивелирует усилия стран по созданию первоклассного имиджа, на которые тратятся миллиарды долларов ежегодно. На устранение последствий этого кризиса потребуется куда больше денег, чем было нужно на его предотвращение.

Во-вторых, фактически исчезает рабочая сила. Кто будет бурить нефтяные скважины или работать на стройке, когда пандемия закончится? Голодные и нищие мигранты, которых бросили на произвол судьбы, скорее отправятся на поиски более привлекательных мест для работы. Как следствие, экономики стран Персидского залива получат серьезный удар, и их потенциал будет подорван. В-третьих, без должного лечения возрастет возможность заражения коронавирусом миллионов людей, причём неоднократно. Трудно представить, насколько опасным может быть COVID-19, если им болеет более половины населения Бахрейна, ОАЭ или Кувейта. Границы будут закрыты ещё долгое время, и туристы отправятся в другие страны, не охваченные эпидемией. 

«Чиновники приходили сюда уже трижды и проводили тестирование; некоторых моих друзей забрали. Но ещё многие болеют. И даже если бы я хотел поехать домой, кто бы мне помог? Правительство Пакистана? Правительство Катара? Мы в ловушке и совершенно беспомощны», – делится своими переживаниями Икбаль Рашид – строитель из Пакистана, оказавшийся в трудовом лагере в Катаре.

Кроме того, уже около 40 тысяч пакистанцев в ОАЭ подали заявки на репатриацию на родину, и власти страны обратились к правительству Пакистана с требованием забрать своих граждан. В то же время, родина не торопится принимать мигрантов назад – и без того хватает внутренних проблем. Маловероятно, что там им окажут необходимую помощь, не говоря уже о работе с сопоставимым уровнем оплаты, поэтому многие гастарбайтеры вынуждены мириться со своим нынешним положением в странах Персидского залива. 

В Сингапуре немногим лучше

Немногим лучше ситуация обстоит в одной из самых развитых стран мира – Сингапуре. Общежития, где живут мигранты, стали очагами распространения COVID-19. 9 апреля цифры резко пошли вверх: 287 подтвержденных случаев инфекции в день, хотя раньше фиксировалось лишь несколько десятков.

15 апреля случилась настоящая вспышка — 447 новых случаев за день. Большинство заболевших — трудовые мигранты, живущие в общежитиях. Своего пика ситуация достигла в понедельник, 20 апреля: 1426 заразившихся, из них 1371 — в общежитиях. 23 апреля — 1037, из них в общежитиях — 982. Из 11 178 инфицированных в Сингапуре на 23 апреля 9076 человек — живущие в общежитиях трудовые мигранты, сообщает Коммерсантъ.

Как же живут трудовые мигранты в Сингапуре? Сейчас их численность составляет 1,4 млн человек – 25% населения страны.  Ещё в середине апреля все общежития были изолированы, началось массовое тестирование мигрантов; больные помещались в специальные карантинные блоки. Тысячи рабочих фактически оказались в ловушке, где ни о каком социальном дистанцировании не может быть и речи.

Рубелю 28 лет. Он приехал в Сингапур из Бангладеш шесть лет назад, чтобы работать на стройке и отправлять деньги своей семье. Теперь же под угрозой его здоровье, но больше всего он боится заболеть потому, что от этого пострадают его родные, рассчитывающие на его денежную помощь. Однако уже сейчас он лишён возможности работать и даже выходить из общежития, рассказывает Рубель телеканалу CNN.

Его история не уникальна: в комнатах живут по 10-20 человек таких же трудовых мигрантов, как и он. На одного человека едва приходится два квадрантных метра пола, где они спят. Гастарбайтеры делят туалеты, душ, вместе сушат белье и хранят одежду, стоят в очереди за едой. Казалось бы, риск взрывного распространения инфекции очевиден, однако сингапурские власти поначалу проигнорировали все эти факторы.

Сингапур исправляет ситуацию

Теперь же за дело взялось министерство трудовых ресурсов. Закрыты общественные пространства в общежитиях, проводится их регулярная дезинфекция. По возможности осуществляется расселение из переполненных комнат. Тысячи людей отправляют в военные лагеря, другим же везёт больше – их заселяют в отели и пустующие государственные квартиры.

В некоторых общежитиях трудовым мигрантам бесплатно предоставляют маски и дезинфицирующие средства, мыло и даже свежие фрукты. Более того, правительство Сингапура даже позаботилось о досуге обитателей общежитий и бесплатно провело интернет. Всем гастарбайтерам предоставляется также бесплатное питание, а некоторым, которые лишены средств к существованию, даже выплачиваются пособия. 

Время реформ

Похоже, власти Сингапура быстро осознали свои ошибки и зависимость страны от трудовых мигрантов. В то же время, в связи с удручающим положением гастарбайтеров, которое стало особенно очевидно в нынешних условиях, правозащитники призывают к реформам. Сегодня трудовые мигранты работают без МРОТ, получают сущие по местным меркам копейки, $400-460 в месяц.

Для сравнения, средняя зарплата в Сингапуре составляет $3000. Кроме того, многие работодатели не предоставляют медицинскую страховку, не оплачивают больничный или отпуск. Жаловаться работягам тоже некуда – они крайне зависимы от своих работодателей, которые в любой момент могут аннулировать их разрешение на работу, и гастарбайтер отправится на родину.

Министерство трудовых ресурсов начало работу по решению этих и других проблем ещё в прошлом году: так, несколько компаний были оштрафованы за задержку зарплаты и ненадлежащие условия проживания в общежитиях. «Я надеюсь, что ситуация с COVID-19 наглядно продемонстрирует работодателям и общественности, что улучшение условий, в которых живут трудовые мигранты, правильно не только с точки зрения морали, но и соответствует нашим собственным интересам», – написала министр Джозефина Тео на своей странице в Facebook.

Впрочем, работы ещё очень много, признаёт министр. Не оставил проблему без внимания и премьер-министр Ли Сяньлун. «Обращаясь к нашим трудовым мигрантам, подчеркну – Мы позаботимся о вас, как и о любом гражданине Сингапура. Мы позаботимся о вашем здоровье, благополучии и условиях проживания. Мы проследим, чтобы ваши работодатели выплачивали вам зарплату вовремя и в полном объеме. Это наш долг и наша ответственность перед вами и вашими семьями», заявил премьер-министр. 

В целом, трудовым мигрантам в странах Персидского залива, в Сингапуре и во всем мире живётся непросто. Их не замечают, они живут в ужасных условиях, но на них держится вся экономика. В трудные времена необходимо помочь тем, кому тяжелее всего, ведь от этого зависит будущее не только самих трудовых мигрантов, но и целых государств. Пандемия стала катализатором изменений, и не исключено, что в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону – первые признаки мы можем наблюдать уже сейчас. 

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 62
Регистрация: 12.03.2020

  1. Endriy.sm

    Трудовые мигранты поднимают экономику чужих стран, работают на стройках и в других сферах. А за это получают мизерную зарплату, да еще и пренебрежение местных жителей. Мигранты, по сути, являются людьми второго сорта, без прав и надежды на будущее.

  2. Roman.Varnava

    Никто мигрантов не любит, особенно трудовых. Это дешевая рабочая сила, которая перебивает работу местному населению. Не было бы мигрантов, то своим людям государства предоставляли работу, за которую и платили бы больше.

  3. Genny.S

    Если дома нет возможности семью кормить, то люди едут на работу в другие страны. И если раньше к трудовым мигрантам относились более толерантно, то в период пандемии обнажилось человеческое зло.

  4. Denisx

    Люди лишились своих прав, согласившись уехать на работу в чужую страну. С ними обращаются хуже, чем со скотом. Вот только вроде бы в Сингапуре вспомнили, что они живые люди.

  5. Nana1985

    Трудовые мигранты почти везде считаются людьми второго сорта. Но никуда не денешься, если нужно содержать семью, кормить, одевать и учить детей.

  6. Anna1984

    Люди уезжают из свои бедных стран, в страны побогаче, надеясь заработать денег. Они знаю, что там будет не сладко, но выхода нет.

  7. Loki

    Восновном, мигранты даже при нормальных жизненных условиях не сильно популярны среди населения той страны в которой работают. Им часто платят меньшие деньги за ту же работу.

  8. TwoPeak

    Не надо забывать, что это те трудовые мигранты, которые у себя в странах орут “русские, убирайтесь в свою Россию”. Да, нсть такая ниша, где нужна тупая неквалифицированная рабочая сила и она ими заполняется и они ради этой работы пересекают целые страны. Значит им это выгодно несмотря на все сложности. Не нравится – уезжайте обратно, их никто не держит