To reset your password, please enter your email address or username below.

Разворот США в сторону Азии: новое поле глобальной шахматной доски

С самого начала нового тысячелетия значение Азиатско–Тихоокеанского региона (АТР) в мировой политике продолжает расти, а мировые державы всеми силами стремятся закрепиться и усилить свое влияние в этом важном регионе. Особенно это характерно для США, начавших «разворот» в сторону АТР еще с наступлением этого десятилетия. Так в чем же проявляется этот «сдвиг», и каковы его перспективы?

Основными терминами, которые начали широко употребляться в связи с новым внешнеполитическим курсом Соединенных Штатов, выступают «разворот» или «сдвиг», англоязычными вариантами которых являются «pivot» и «shift» соответственно. Впервые эти термины были употреблены в 2011 году в статье государственного секретаря США Хиллари Клинтон, занимавшей этот пост во время первого срока президента Барака Обамы, под названием «Американский век в Тихом океане». В своей статье госсекретарь выразила мнение, что в течение следующих десяти лет Америка должна уделять большое внимание Азиатско-Тихоокеанскому региону и направлять туда инвестиции, как экономические, так и дипломатические, стратегические и иные. Однако стоит подчеркнуть, что политологи и эксперты заговорили о важности АТР и необходимости «сдвига» внешней политики США в его сторону еще с середины 90–х годов прошлого века, когда состоялась дискуссия по поводу «Большой стратегии», которой Штаты должны придерживаться после «победы» в Холодной войне. Уже тогда сотрудники администрации президента Билла Клинтона, например, Кеннет Либертал, указывали на Китай как на будущего соперника Америки в борьбе за глобальное доминирование после распада СССР и «биполярной» мировой системы.

Хиллари Клинтон, бывший госсекретарь США в 2009 – 2013 гг.

В 2012 году доктрина «сдвига», сформулированная Клинтон и названная впоследствии «перебалансировкой» или же «rebalancing», стала частью военной стратегии Соединенных Штатов под названием «Обеспечивая глобальное лидерство США: приоритеты для обороны ХХI века». Этот документ подчеркивал, что национальная безопасность Америки, как и ее государственные интересы, зависит от того, что происходит в Азиатско–Тихоокеанском регионе и ей, соответственно, необходимо «перебалансировать» свою политику в его сторону. Так этот «разворот» официально стал одним из важных приоритетов современного внешнеполитического курса Штатов.

В 2014 году Министерство обороны США выпустило «Четырехлетний обзор оборонной политики» или «The Quadrennial Defense Review (QDR) 2014», в котором «сдвиг» в сторону АТР был полностью подтвержден. По оценкам военных, значение этого региона в обеспечении экономических, оборонных и политических интересов страны будет только возрастать. Учитывая его экономический потенциал, прохождение в акватории региона важнейших морских путей и нестабильную ситуацию, связанную с многочисленными территориальными спорами между находящимися там государствами, для укрепления существующей мировой системы, основанной на лидерстве Америки, Вашингтон должен стремиться к наибольшему усилению своих позиций в АТР.

В 2015 году была обнародована «Стратегия национальной безопасности» (СНБ), в разделе которой под названием «Международный порядок» раскрывается политика «перебалансировки». Стратегия заявляла о том, что Штаты были и должны оставаться тихоокеанской державой, а их лидерство в будущем сохранит свое определяющее значение для укрепления стабильности и безопасности в регионе. Также документ упоминал необходимость укрепить отношения с традиционными союзниками в АТР, под которыми понимались Япония, Австралия и Южная Корея.

Еще одним важным документом выступает «Стратегия национальной безопасности» 2018 года, в которой основой американской системы безопасности в этом регионе должен выступить союз США – Япония – Австралия – Индия, названный «квартетом». В этот же период Центр стратегических и международных исследований, находящийся в Вашингтоне, опубликовал доклад, посвященный АТР, в котором посоветовал президенту Дональду Трампу наладить сотрудничество с «наиболее дееспособными» партнерами вроде Австралии и Японии, если он хочет добиться глобальных геополитических целей.

США и Китай – основные соперники в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Против кого же направлен «разворот» внешнеполитического курса США? Как уже говорилось выше, основным геополитическим противником Америки в настоящее время выступает Китай, который располагается как раз в АТР и успешно наращивает свои экономические и военные возможности, тем самым бросая вызов влиянию «мирового гегемона» как в регионе, так и в мировом масштабе. Существующая политика Штатов далеко не в последнюю очередь направлена именно на подавление Поднебесной, вовлечение ее в свою систему тихоокеанских связей и постепенное подчинение. Но это скорее цель на далекую перспективу, сейчас же США, прежде всего, хотят сдержать дальнейшую экспансию КНР как экономическими, так и военными методами. В экономической сфере Америка пыталась использовать сформированное в 2016 году Транс–Тихоокеанское партнерство (ТТП, англ. Trans-Pacific Partnership, TPP) с целью создания зоны свободной торговли в регионе, сокращения тарифов и возможного образования на этой территории общего рынка с участием подписавших данное соглашение стран. То есть в результате должно было образоваться некое подобие Европейского Союза, совокупная экономическая мощь которого легко превысила бы китайскую. Но после прихода к власти Дональда Трампа Штаты вышли из соглашения под предлогом того, что зона свободной торговли отнимает у них рабочие места и мешает экспорту американских товаров. После выхода США их место вполне может занять Китай, так что здесь Трамп своим поспешным решением в духе традиционного американского «изоляционизма», вероятно, улучшил ситуацию для соперника.

Карта стран, входящих в Транс-Тихоокеанское партнерство

Также США оппонировали китайской инициативе по созданию в 2014 году Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) (англ. Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB), но тоже не смогли остановить этот процесс. Однако они сами не присоединились к проекту Азиатского банка и надавили на Японию, чтобы и та отказалась от участия в нем. Таким образом, экономическая политика Америки в АТР, направленная на сдерживание Поднебесной, пока не получила каких–либо результатов.

Но кроме экономики, существует еще и военно-стратегическая сфера. Здесь Штаты опираются на традиционные союзы безопасности, существующие с 50-х годов прошлого века. В качестве таких союзников выступают Япония, Австралия, Тайвань, Южная Корея, Таиланд и Филиппины. Недавно к ним добавилась еще и Индия. Не стоит забывать и о традиционном военном присутствии Соединенных Штатов в регионе, там находится одна из самых крупных группировок войск, которая является частью Тихоокеанского командования ВС США (англ. United States Pacific Command, USPACOM). В настоящий момент Вашингтон заинтересован не только в том, чтобы сохранить военное присутствие в северной части региона (Япония и Южная Корея), но и увеличить его в Юго-Восточной Азии и Океании.

Что касается взаимоотношений с региональными партнерами, то сейчас главными из них для США выступают Япония, Австралия и Южная Корея.

Япония является самым давним союзником Штатов в регионе, и они сохраняют свое военное присутствие на ее территории. Также Америка заинтересована в перевооружении японских Сил самообороны и активно помогает в этом. В настоящее время ведется разработка нового договора, важной частью которого должен стать пункт о коллективной самообороне, предоставивший армиям двух стран возможность совместно действовать как внутри, так и вне АТР.

Австралия и Штаты продолжают развивать свое военное сотрудничество. Австралия считает альянс с Америкой основой своей военной политики и полагается на ее ядерную мощь как гарантию того, что по материку кем – либо не будет нанесен ядерный удар. В 2014 г. между двумя странами было подписано соглашение о двукратном увеличении численности американских солдат, находящихся на территории Австралии, а также об участии австралийского флота в строительстве американской системы противоракетной обороны в АТР. В настоящее время это соглашение приводится в жизнь. Но есть и определенные разногласия – Австралия не до конца уверена, что США выполнят взятые на себя обязательства в случае международного кризиса, и, с другой стороны, заинтересована в укреплении экономического сотрудничества с Китаем.

Южная Корея тоже, как и Япония, представляет собой традиционного союзника Америки. Натянутые отношения между Сеулом и Пхенчханом дает Вашингтону возможность наращивания своего военного присутствия в регионе и размещения комплексов ПРО на территории Южной Кореи для ее защиты. В 2016 году два государства подписали соглашение о размещении в Южной Корее батареи противоракетного комплекса «ТХААД», компоненты для которой были доставлены уже в следующем году. Несмотря на протесты Китая и КНДР, развертывание комплекса идет полным ходом.

Пусковая установка американской системы противоракетной обороны THAAD (Terminal High Altitude Area Defense)

Большой интерес представляет сейчас и идея «четырехстороннего альянса» США, Японии, Австралии и Индии, созданная премьер–министром «страны Восходящего солнца» Синдзо Абэ еще в 2007 году. Он подразумевает под собой военный союз, официально направленный на обеспечение безопасности в АТР, но в действительности его целью является сдерживание растущего влияния КНР. В 2007 г. Индия и Австралия, не пожелавшие портить отношения с Поднебесной, решили не присоединяться к проекту, и он был отложен в долгий ящик.

Однако спустя 10 лет, в 2017 году, Япония вновь вспомнила о проекте и убедила нового американского президента взять его на вооружение. Во время саммита АТЭС во Вьетнаме, Дональд Трамп назвал АТР «Индо – Тихоокеанским регионом», подчеркивая растущую роль Индии на международной арене. Причем Нью-Дели как раз переживал кризис в отношениях и территориальный конфликт с Пекином, поэтому новый альянс отвечал интересам Индии.

Синдзо Абэ, премьер – министр Японии в 2006 – 2007 и с 2012 г.

Однако страны отнеслись к проекту Японии по–разному. Если США наибольшим образом заинтересованы в противостоянии Китаю, то Австралия и та же Индия смотрят на это более осторожно.

КНР, несмотря на все разногласия, выступает основным торговым партнером Индии и она не хочет как осложнять с ним и без того напряженные отношения, так и тем более вступать в открытое противостояние. Что касается Австралии, то и здесь торговля с Китаем по своим объемам превышает торговлю с Японией и США вместе взятыми, и она совсем не хотела бы терять такой источник дохода. То есть проект пока что полностью поддерживают лишь Штаты и Япония, которые сильнее остальных обеспокоены ростом экономической и военной мощи Поднебесной. До официального оформления и тем более трансформации в некое подобие «НАТО» ему еще далеко.

Таким образом, можно сделать вывод, что «разворот» США в сторону Азиатско–Тихоокеанского региона обосновывается ростом важности этой территории в системе международных отношений и желанием сдержать, а в перспективе и сломить набирающий мощь Китай. Но экономические методы Вашингтон пока использует достаточно неудачно, поэтому наиболее перспективным является военное – стратегическое сотрудничество с такими «традиционными» союзниками, как Япония, Южная Корея и Австралия, а также наращивание самого военного присутствия в регионе вкупе с разработкой проектов международного союза вроде доктрины «четырехстороннего альянса», что может привести к сдерживанию КНР и достижению Соединенными Штатами своих геополитических целей.

Автор публикации

Комментарии: 17
Публикации: 236
Регистрация: 08.10.2019

  1. Helena

    Не может США позволить кому-то опередить себя. Если страны АТР объединятся в совместном сотрудничестве, то это будет серьезная конкуренция для Америки. Лучше опередить подобные действия и занять решающие позиции внутри региона уже сейчас. Так легче будет контроль за ситуацией осуществлять.  

  2. AHTON.Korih

    Ну, США постоянно ищет за чтобы “ухватится” куда бы нос свой всунуть и где бы и чего бы урвать по-тихому. Так что нет ничего удивительного,будет новая партия.

  3. edyard.L.25

    Ну то что США нацелились на эту территорию еще не значит что им что то там выгорит. А пост ваш автор, просто для “подливания масла в огонь” обсуждения этой ситуации.

  4. SASA1990

    Они эти “новые поля” будут всегда создавать. Так что нечему здесь удивляться. А США всегда норовит себя показать во всей красе, этим уже никого не удивишь.

  5. Horror1985

    Там не так оккупация назревает как автора, вроде этого, саму информацию раздувают. “Была мушка – будет слоник” – имхо.

  6. Diddi2019

    Ну “разворота” как такового еще не было, так, пробный “поворотик”. Но, зная аппетиты США ждать до полноценного “Разворота” осталось совсем недолго.

  7. Genny.S

    АТР действительно могут составить конкуренцию США, если смогут договориться между собой. А это Вашингтону вряд ли выгодно.

  8. Nana1985

    Безусловно лучше заранее занять стратегически выгодные позиции, чем ждать дальнейших действий стран АТР.

  9. Anna1984

    Контролировать ситуацию в АТР легче изнутри, заняв выгодную позицию на стратегически важных объектах территории.

  10. Denisx

    Всегда нужно стремиться начать работу первыми и занять больше территорий. Если вдруг страны АТР смогут отбросить разногласия и создать альянс, то США будет трудно им противостоять.

  11. Endriy.sm

    Кто бы сомневался, что необходимо первыми занять выгодные позиции. Это уже пол дела, остальное приложиться.

  12. Oblivion

    Нужно не забывать, что реальность – не шахматная доска. Это люди, их жизни и благополучие.

  13. Loki

    А кто не ищет возможности ухватиться за лакомый кусочек. О цене только никто думать не хочет.