To reset your password, please enter your email address or username below.

Северная Корея идёт ва-банк: на полуострове снова становится жарко

2020 год богат на негативные события: в январе США едва не начали войну с Ираном, затем мир захлестнула волна пандемии, рухнули цены на нефть, а теперь ситуация обостряется на Корейском полуострове. 16 июня руководство Северной Кореи выполнило одно из своих угроз и взорвало межкорейский офис связи в Кэсоне. Несмотря на то, что действия Пхеньяна не стали сюрпризом, в Сеуле оказались шокированы тем, в какой подчёркнуто-унизительной и демонстративной манере это было сделано. Своим шагом Пхеньян фактически отбросил межкорейские отношения в эпоху противостояния и конфликта, нивелировав усилия президента Республики Корея Мун Чжэ Ина, который сделал все возможное, чтобы улучшить отношения с Пхеньяном. Почему вдруг межкорейское сближение сменилось ледниковым периодом? Как будет дальше развиваться ситуация в одном из самых нестабильных регионов мира?

Формальной причиной резкого обострения обстановки на Корейском полуострове стала масштабная провокационная акция, организованная в начале июня членами группы «Борцы за свободную Корею»: на территорию Северной Кореи были запущены сотни тысяч листовок, а также флеш-карты и даже долларовые купюры. Примечательно, что организация состоит, главным образом, из перебежчиков с Севера, что вызывает особое возмущение Пхеньяна. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин сразу же принёс извинения, и Сеул призвал сохранить дух сотрудничества и дружбы между странами, возбудив уголовное дело против активистов. Однако, несмотря на все попытки Юга погасить конфликт в зародыше, Пхеньян продолжает эскалацию, и этому есть вполне рациональное объяснение, убеждены журналисты авторитетного американского издания The Washington Post.

Хитрая стратегия

Эксперты, опрошенные изданием, сходятся во мнении, что главная цель Пхеньяна – усилить давление на Сеул и США. Это часть хитрой стратегии, цель которой – расшевелить затормозившийся переговорный процесс и добиться снятия жестких международных санкций. «Северная Корея уже неоднократно прибегала к такой стратегии – сделать вид, что готово договориться, а затем вновь вернуться к эскалации, чтобы добиться условий получше», – комментирует действия Пхеньяна журналист издания Рик Ноак.

Со своими зарубежными коллегами согласен и журналист «Российской газеты», кореевед Олег Кирьянов: «Высока вероятность, что за всей этой жёсткой риторикой и устрашающими действиями кроется желание Пхеньяна подтолкнуть Сеул наоборот к большей активности, смелости и независимости в отношении США. Северной Корее же для развития своей экономики в условиях жёстких санкций нужны деньги, много денег. А если следовать линии США, то Юг может давать лишь «мелкие крошки» с большого стола, чего КНДР явно не будет хватать. Потому-то Север скорее всего и пытается подтолкнуть Юг к смелости, пытаясь играть на том, что Мун Чжэ Ин и его окружение сделали очень большую ставку на межкорейское сближение», — полагает эксперт.

«Я предупреждал»

Действия Пхеньяна, на самом деле, не стали полной неожиданностью. Переговоры КНДР, Южной Кореи и США о ядерном разоружении Корейского полуострова начались еще в 2018 году. Череда личных встреч лидеров и поток лестных слов в адрес друг друга резко контрастировали с воинственной риторикой 2016-2017 годов, когда на полуострове война могла начаться в любой момент. Это дало надежду на скорое разрешение главной проблемы Корейского полуострова – ядерного оружия КНДР. В свою очередь, Северная Корея надеялась в обмен на уступки добиться отмены санкций и получения крупной международной помощи. Однако довольно скоро стало очевидно, что делать серьезный первый шаг никто не готов: Дональд Трамп требовал от КНДР сначала уничтожить ядерное оружие, а Ким Чен Ын отказывался довольствоваться устными гарантиями главы Белого дома. Как следствие, переговоры зашли в тупик, и провальный Ханойский саммит США-КНДР в феврале прошлого года фактически поставил точку в безуспешных попытках сторон договориться.

Как бы то ни было, проблемы никуда не ушли, а вот переговоры как способ их решения себя не оправдали. Как следствие, северокорейский лидер Ким Чен Ын стал терять терпение и поставил Вашингтону ультиматум до конца 2019 года, возложив всю ответственность за достижение компромисса или окончательный провал на США. Американский истеблишмент не воспринял угрозы КНДР всерьез, и обстановка на Корейском полуострове начала накаляться, о чем свидетельствует проведение ракетных испытаний, а в мае произошла перестрелка на границе. Тогда в Сеуле назвали этот инцидент случайностью, однако нынешняя эскалация может свидетельствовать о преднамеренной провокации. Теперь же КНДР обрубила «горячую линию» связи между странами, демонстративно взорвала межкорейский офис связи в Кэсоне – фактически отвесив оплеуху президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину, сведя на нет все его титанические усилия за последние годы.   

Северокорейцы уничтожили межкорейский офис связи – символ сотрудничества и диалога между двумя странами, который появился в результате первой – исторической – личной встречи президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина и лидера КНДР Ким Чен Ына. Он ознаменовал новую эру в межкорейских отношениях и стал наглядным свидетельством успеха политики южнокорейского президента. Более того, офис связи был взорван на следующий день после 20-летия межкорейской декларации 15 июня 2000 года, которую считают одним из краеугольных камней процесса примирения Юга и Севера, а также всего за девять дней до 70-летней годовщины начала Корейской войны, разделившей полуостров.

Профессор университета Кунмин в Сеуле, авторитетный российский кореевед Андрей Ланьков так комментирует политику Мун Чжэ Ина: «Он пытается залезть на елочку, не порвав штанов. Еще никогда у власти в Сеуле не находились люди, которые в целом относились к КНДР настолько хорошо. Однако они являются политиками. Сеул постоянно предлагает Северной Корее разнообразное сотрудничество, но если присмотреться к предложениям Сеула, то можно обнаружить, что в них нет речи о серьезном экономическом сотрудничестве. Предлагаемые мероприятия обычно носят демонстративный, ритуально-показушный, общегуманитарный или культурный характер». Причина этой осторожности, уточнил эксперт, заключается в том, что оказание экономической поддержки со стороны Сеула в адрес КНДР станет серьезным нарушением санкций ООН, что вызовет раздражение среди международных партнеров Южной Кореи, в первую очередь у Вашингтона. «Соответственно, мы имеем ситуацию, при которой все эти предложения последовательно Пхеньяном отвергались. И наконец у руководства КНДР закончилось терпение…», – заключает Андрей Ланьков.

Ещё не все потеряно

Во всей этой, на первый взгляд, опасной и безвыходной ситуации есть несколько факторов, которые необходимо учитывать, чтобы спрогнозировать развитие событий в ближайшем будущем.

Во-первых, все воинственные заявления и обвинения в адрес Юга произносит не глава КНДР Ким Чен Ын, а его сестра – Ким Ё Чжон, а также северокорейские СМИ – Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) и газета «Нодон Синмун». Это свидетельствует о нежелании самого Ким Чен Ына бесповоротно сжигать все мосты, ведь за ним остаётся последнее слово, которое может враз охладить воинственный пыл всех остальных. Очевидно, что таким образом КНДР пытается повысить ставки, но сохранить место для манёвра в случае конструктивных предложений со стороны США или Южной Кореи.

Во-вторых, в США близятся выборы, и Дональд Трамп сейчас серьезно уступает своему противнику от демократов Джо Байдену – на целых 13%. Пхеньян пытается разыграть эту карту: ведь Дональд Трамп обещал разрешить корейскую проблему, а обострение на полуострове может ещё больше навредить его рейтингу. Следовательно, логично было бы ожидать, что в такой ситуации – пан или пропал – глава Белого дома станет более сговорчивым, сделав первый шаг навстречу КНДР.

Примечательно, что такой фокус не пройдёт в случае с Южной Кореей, так как президент там избирается на один пятилетний срок. Следующие выборы состоятся в 2022 году, поэтому у Пхеньяна будет достаточно времени исправить сложившуюся ситуацию в случае необходимости и вновь сблизится с Южной Кореей. Потому что в противном случае, весьма вероятно, к власти на Юге придут консерваторы, которые настроены куда более враждебно по отношению к КНДР – тогда точно ни о каком снятии санкций говорить не придётся, обращает внимание журналист профессионального новостного издания The Diplomat Анкит Панда. 

В-третьих, Сеул не спешит отказываться от своей дружелюбной политики и стремится успокоить своего северного соседа мягкой риторикой, уголовным преследованием пресловутых активистов и призывами продолжать сотрудничество. Безусловно, терпение руководства и жителей Южной Кореи не безгранично – внутри страны уже растёт недовольство и возмущение действиями Пхеньяна, – однако определённый запас времени и выдержки все же сохраняется.

Ва-банк

Что будет дальше? Северной Корее, по сути, терять нечего: она не получает международную помощь, за исключением гуманитарной, санкции сохраняются, экономика страны уже десятилетиями функционирует в условиях изоляции, да и Китай помогает своему «младшему брату». Поэтому Пхеньян идёт ва-банк и смело поднимает ставки.

В отличие от Ким Чен Ына, президенты Южной Кореи и США не могут ответить тем же и фактически вынуждены выбирать меньшее из двух зол. Для Дональда Трампа уступки Северу после стольких лет трудных переговоров продемонстрируют его слабость и бесхребетность и вряд ли прибавят очков перед выборами. У Мун Чжэ Ина руки связаны санкциями, и реально сотрудничать с Северной Кореей он никак не может, несмотря на все своё желание. Эскалация тоже никому не сыграет на руку, ведь на карту будут поставлены жизни десятков миллионов людей.

Как бы то ни было, за покерным столом мировой политики сошлись серьезные игроки. Пхеньян повышает ставки, загоняя противников в угол. Но на ум приходит замечательная фраза президента США Фрэнка Андервуда из культового сериала «Карточный домик»: «Если тебе не нравится, как накрыт стол, – опрокинь его».  Возможно, уже совсем скоро Дональд Трамп опрокинет стол, и игра пойдёт совсем по-другому.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 62
Регистрация: 12.03.2020

  1. Oblivion

    Давно уже пора понять – руководство Северной Кореи не желает перемен. Ким Чен Ына вполне устраивает такое положение дел и он не желает терять власть в стране, которую ведет к пропасти.

  2. Nana1985

    Было у матери(Корейский полуостров) две дочери. Одна добрая и покладистая, сострадательная и бескорыстная, а вторая – Северная Корея.(

  3. Genny.S

    Ким Чен Ын не глупый человек. И если он поступает так, то наверное у него далеко идущие планы, о которых нам пока не известно.

  4. Anna1984

    Воинственные обвинения сестры Ким Чен Ын вроде и не поддерживает, но и не пытается ей запретить подобные высказывания. У всех у них есть цель, от которой они не откажутся.

  5. Endriy.sm

    Северяне пытаются делать все, чтобы с них сняли санкции, а не получается. Но они придумают еще чего-нибудь и будут пытаться снова и снова.

  6. Denisx

    Хитрая стратегия, о которой говорят эксперты может вылезти для Северной Кореи в новых санкциях.

  7. Roman.Varnava

    Ким Чен Ын себе на уме. Он пытается втравить южан в противостояние с США, а самому выйти из этого победителем.

  8. Anchella

    Северокорейские власти также начали демонтировать громкоговорители для трансляции пропаганды.

  9. Diddi2019

    Мне кажется, ничего продуктивного не может получиться у совершенно различных государств. Трата времени только.

  10. blue_sparrow

    Выражение персонажа сериала очень хамское – опрокинуть стол, однако контекста я не знаю. Может статься, это единственный вариант.