To reset your password, please enter your email address or username below.

Взрыв в Бейруте: кому достанется разрушенный Ливан?

Взрыв в порту Бейрута привел к политическому кризису в Ливане: в отставку ушло правительство Хасана Диаба, а люди вышли на разрушенные улицы с требованием реформ. Катастрофа стала неожиданной возможностью пересмотреть сферы влияния в регионе. Смогут ли Россия и Китай перехватить Ливан у западных партнеров?

НАЦИОНАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

Первый взрыв произошел 4 августа около 18:00 по местному времени в ангаре №12 порта Бейрута. Второй случился через несколько минут и оказался намного мощнее: порт накрыло грибовидным облаком розоватого дыма. Сейсмическая волна дошла до Кипра, который находится в 200 километрах от эпицентра взрыва. По оценкам сейсмологической обсерватории в Иордании, сила взрыва была сопоставима с землетрясением магнитудой 4,5 балла по шкале Рихтера. Люди, истекая кровью, шли по улицам ливанской столицы, пытаясь добраться до ближайших больниц, но машины скорой помощи и такси не могли доехать до раненых из-за пробок и обломков на дорогах.

Моменты взрыва в Бейруте 4 августа 2020 года, запечатленного на видеозаписи, которую распространяли в социальных сетях.

К 21:00 столичные больницы в Ливане были переполнены – раненых стали просить выезжать за пределы города, чтобы получить медицинскую помощь. Некоторые из больниц были повреждены из-за взрыва. Активисты всех политических партий страны призвали своих сторонников сдавать кровь для пострадавших. Взрыв унес жизни 190 человек, шесть тысяч получили тяжелые ранения. Двенадцать пожарных, мобилизованных для тушения пожаров, были объявлены пропавшими без вести.

В центральных районах Бейрута, прилегающих к порту, остались только остовы железобетонных зданий. В некоторых местах стальные конструкции расплавились. Всего были разрушены или повреждены около 50 000 зданий. Губернатор Бейрута Марван Аббуд, не скрывая слез, в прямом эфире ливанского телевидения назвал взрыв «национальной катастрофой».  Аббуд сравнил последствия взрыва в Бейруте с атомными бомбардировками в Хиросиме и Нагасаки. Губернатор оценил ущерб в «более чем 15 миллиардов долларов». Премьер-министр Хасан Диаб объявил в стране национальный траур.

ПРИЧИНЫ ВЗРЫВА

Официальной причиной катастрофы было названо возгорание аммиачной селитры. 2750 тонн этого удобрения, которое также является взрывчатым веществом, было конфисковано в 2013 году и с тех пор хранилось на складе без каких-либо мер предосторожности. Президент Ливана Мишель Аун заявил, что ответственные за это будут «жестко наказаны».

Разрушенный порт Бейрута. Anadolu Agency

Однако об опасности взрыва ливанские власти неоднократно предупреждали. Сотрудник ливанской таможенной службы Бадри Дахер шесть раз сообщал ливанскому суду, что хранение такого объема аммиачной селитры в порту Бейрута потенциально опасно. В пятницу 7 августа Дахера арестовали в рамках расследования причин взрыва.

Ранее в 2013 году грузовое судно Rhosus под молдавским флагом из-за технических неполадок сделало остановку в порту Бейрута, руководство которого решило вывезти опасный груз на берег. Селитра, первоначально предназначенная для доставки в Мозамбик, хранилась в ангаре № 12. Экипаж судна состоял из трех граждан Украины и одного россиянина. Его предполагаемый владелец – предприниматель Игорь Гречушкин – решил продать судно, но ливанская таможня из-за плохого состояния Rhosus оставила экипаж в порту. Год шли переговоры, которые закончились безрезультатно. Наконец, суд выдал постановление о репатриации моряков. 

После взрыва чиновников порта поместили под домашний арест, а начатое правительством следствие обещало опубликовать доклад через пять дней. Оппозиция сразу выразила «отсутствие доверия к расследованию, в результатах которого они сомневаются». В совместном заявлении четыре бывших премьер-министров Ливана призвали создать «международную или арабскую комиссию по расследованию для определения обстоятельств двойного взрыва». Расследования, по их мнению, должно быть поручено ООН или Лиге арабских государств (ЛАГ).

Международный валютный фонд (МВФ) также призвал ливанское правительство провести «важнейшие реформы», чтобы страна могла двигаться вперед. Специалист по Ближнему Востоку Джон Би Альтерман считает, что международное сообщество, если оно согласится, «имеет беспрецедентную возможность подтолкнуть ливанские власти к реформированию страны». У политического класса Ливана, который в последние десятилетия стремился избежать фундаментальных реформ системы, сегодня нет другого выбора. «Если у них есть выбор между реформой и пропастью, то реформа должна возобладать», – считает Альтерман.

Ливанское правительство сейчас находится под международным давлением – в частности, со стороны Франции – с тем, чтобы согласиться с принципом независимого расследования взрывов. «Нам нужно открытое, прозрачное и ясное международное расследование, чтобы избежать скрытых вещей и сомнений, возникающих в первую очередь», – заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Президент Ливана Мишель Аун в пятницу 7 августа категорически отверг возможность проведения международного и независимого расследования взрывов в порту Бейрута и не исключил, что причиной катастрофы может стать ракета или бомба. Аун сказал, что он «попросил Францию получить спутниковые снимки, чтобы узнать, были ли в небе военные самолеты или ракеты во время взрыва». Ответственность за взрыв он брать не стал. Глава движения «Хезболла» Хасан Насралла также «категорически» отрицал любую ответственность за взрыв. «Хезболла» ничего не хранит в портовой зоне: ни оружия, ни ракет, ни бомб, ни даже пули, ни аммиачной селитры. Ничего», – заявил он журналистам.

ПОМОЩЬ МАКРОНА

Во время обсуждения причин взрыва израильская газета «Хаарец» вспомнила выступление в ООН в 2018 году премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который заявил, что группировка «Хезболла» использует порт Бейрута для хранения ракет. Однако Израиль отрицал какую-либо связь со взрывом и даже предложил свою помощь Ливану, с которым до сих пор официально находится в состоянии войны.

Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Бейрут 6 августа 2020 года. AFP

Многие главы государств выразили поддержку пострадавшим ливанцам, в том числе президент США Дональд Трамп и президент Франции Эммануэль Макрон. Трамп заявил о «бомбе»: «Как можно говорить о несчастном случае, когда кто-то оставил ужасные взрывные устройства, лежащие поблизости? Может, так оно и было. Но, возможно, это был взрыв». Однако позднее министерство обороны США заверило CNN, что «они не знали, о чем говорит президент».

6 августа в Бейрут прибыл президент Франции Эммануэль Макрон и отправился осмотреть место взрыва в порту. Также перед журналистами французский президент произнес краткую речь, в ходе которой сказал о братской солидарности с ливанским народом. «Налицо политический, моральный, экономический и финансовый кризис, первой жертвой которого является ливанский народ. Это возможность для откровенного диалога. Этот диалог не может быть обойден стороной», – сказал Макрон. Французский президент выразил свою готовность «координировать международную помощь, направленную на восстановление ливанской столицы». Франция направила в Бейрут бригады спасателей и оборудование для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Визит Макрона можно интерпретировать как молчаливую поддержку ливанского правительства, которое на протяжении десятилетий обвиняют в коррупции и бесхозяйственности, что, по сути, стало непосредственной причиной взрыва во вторник. «Помогите нам!», «Революция!», «Народ хочет падения режима!» – кричали ливанцы Макрону во время его посещения места трагедии. Ливанский сайт «Дарадж» назвал статью о визите президента «Макрон в Бейруте, президент Ливанской Республики», намекая на отсутствие авторитета у Ауна среди протестующих. Если во Франции визит Макрона вызвал разногласия, то большинство ливанских СМИ приветствовали этот жест. Созвав конференцию стран-доноров (которые обязались выделить в общей сложности 250 миллионов евро на чрезвычайную помощь), Париж надеется не допустить, чтобы Ливан, бывшая французская колония, продолжил свое падение.

ХУЖЕ, ЧЕМ ВЗРЫВ

«Хуже, чем сам взрыв – поведение властей. Оно шокирует население. И как будто всего этого недостаточно, мы видим, как полиция плохо обращается с населением в пострадавших районах», – прокомментировал события ливанский политический активист Камил Мурани. В то время как французский президент вышел на улицы в опустошенном районе Геммайзе, чтобы послушать ливанцев, президент Ливана не осмелился там показаться.

Бывший премьер-минстр Ливана Хасан Диаб. Mohamed Akazir/Reuters

Тысячи людей вышли в субботу 8 августа на улицы, выступая против коррупции и действующей власти, которая отказалась брать ответственность за взрыв. Люди несли ливанский флаг, большинство из них были в масках, они скандировали лозунги и требовали привлечь к ответственности высшее руководство страны. Субботний митинг быстро перерос в столкновения между полицией и демонстрантами, полиция применяла слезоточивый газ, а протестующие бросали в них камни. Один полицейский был убит, более 230 человек получили ранения. Демонстранты также ненадолго заняли министерство иностранных дел и энергетики и совершили налеты на министерства экономики и окружающей среды, которые ливанцы считают символами бесхозяйственности правительства. В знак солидарности с демонстрантами бейрутские пожарные, потерявшие при тушении завалов не менее десяти своих коллег, отказались выступить на стороне правительства и разгонять протестующих водометами.

В субботу вечером в попытке успокоить демонстрантов премьер-министр Ливана Хасан Диаб объявил о досрочных парламентских выборах. Глава правительства в своем выступлении по телевидению отметил, что только новые выборы могут позволить стране выйти из структурного кризиса. Диаб сформировал свой кабинет в январе 2020 года после отставки Саада Харири, который ушел в конце октября 2019 года под давлением народного протестного движения. Диаб добавил, что вскоре представит свое предложение кабинету министров.

Но правительство Диаба продержалось недолго: уже в понедельник 10 августа премьер-министр объявил об отставке всего кабинета. Диаб обвинил в случившемся «поразившее страну землетрясение» и «эндемическую коррупцию». «Эта система глубоко укоренилась, и я понял, что она сильнее государства, которое со связанными руками не смогло ни бороться с ней, ни избавиться от нее», – сказал он в обращении к гражданам.

Диаба в Ливане воспринимали как неопытного, но амбициозного аутсайдера во главе кабинета технократов. Придя к власти в стране, столкнувшейся с самым тяжелым экономическим кризисом в своей истории, он не смог замедлить упадок.  Президент Мишель Аун принял ожидаемую отставку, зная, что три члена правительства уже покинули свой пост ранее в тот же день. Таким образом, за год в Ливане сменилось уже два премьер-министра. Однако отставка правительства вряд ли приведет к немедленному появлению нового: кабинет Диаба останется на своем месте до тех пор, пока парламент не согласует новый состав. Переговоры могут продлиться несколько месяцев. Отставка кабинета вполне может усугубить политическую нестабильность в одном из важнейших культурных и финансовых центров Ближнего Востока. Еще одна опасность заключается в том, что виновные во взрыве могут избежать ответственности, пока они находятся у власти.

НА ПУТИ К КОЛЛАПСУ

Трагедия обнажила главные проблемы Ливана: слабое государство, некомпетентное правительство, коррумпированные чиновники и, как многие утверждают, существование параллельного государства во главе с мощным движением «Хезболла» и другими фракциями, которые использовали порт для контрабанды. Как заявляет ливанская оппозиция, взрыв окончательно разрушил то, что методично уничтожали «три президента»: президент республики Мишель Аун, президент парламента Набих Берри и премьер-министр Хассан Диаб.

Президент Ливана Мишель Аун. Anadolu Agency

На фоне сложившегося кризиса и по случаю сотой годовщины со дня образования государства Большой Ливан президент Мишель Аун призвал изменить политическую систему в стране и отказаться от оставшегося в наследство от гражданской войны конфессионального принципа формирования властей, тем самым превратив Ливан в светское государство.

Он указал, что из-за разделения власти по конфессиональному признаку сейчас Ливан представляет собой несколько республик, а не одну. Согласно конституции страны, все органы власти страны закреплены за определенными конфессиями, и только их представители имеют право возглавлять их. В частности, должность президента имеет право занимать только христианин-маронит.

По мнению немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, взрыв может ознаменовать начало новой волны политического насилия в стране. Длительный экономический кризис в Ливане привел к резкому падению курса валюты и массовой безработице. 60% населения страны рискуют оказаться за чертой бедности до конца этого года. Все это происходит на фоне пандемии коронавируса, которая может привести Ливан к экономическому коллапсу.

Богатые суннитские нефтяные компании были заинтересованы в восстановлении этой территории, однако сегодня падение цен на нефть и коронавирус приостановили инвестиции от Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Эти страны уступили место проиранской «Хезболле», чье влияние еще более усилилось в связи с войной в соседней Сирии. Этот непрямой конфликт между суннитами и шиитами привел к волне беженцев в Ливане.

По мере того, как в последние годы источник нефтедолларов Ливана иссякает, дефицит бюджета страны растет, а ее валюта обваливается. Ливанцы осознают исключительную важность импорта: к концу 2019 года цены на продовольствие стали непомерно высокими. Ливанский фунт обесценился на 80%,  что в свою очередь привело к стремительному росту процентных ставок по ипотечным кредитам.

Страна, находящаяся в состоянии шока, может легко стать жертвой военизированных группировок, связанных с различными политическими течениями. Опасность заключается в том, что они могут усилить свое влияние в соответствующих анклавах, тем самым расколов ливанское общество на мозаику религиозных общин. Террористические группы и мафия – сети которых, как правило, неразделимы – способствуют беззаконию в Ливане.

Западные страны предлагают гуманитарную помощь для восстановления страны, но Ливану нужны огромные денежные вливания, искоренение коррупции и грамотное государственное управление для возрождения экономики. Предложат ли парализованные пандемией Европа и США «план Маршалла» Ливану? В противном случае это сделают Россия и Китай. Москве необходимо защитить пути, соединяющие Бейрут и Дамаск, чтобы продолжать поддерживать своего союзника Башара Асада. Пекин же в последние годы получил в свои руки несколько средиземноморских портов в рамках проекта «Новый шелковый путь». Он позволяет Китаю контролировать инфраструктуру для транспортировки грузов в Европу. Китайские власти уже проявили интерес к участию в реконструкции порта Бейрута. Если сегодня Ливан впадет в тот же хаос, что и Ливия, у Си Цзиньпина и Владимира Путина появится уникальная возможность потеснить своих западных конкурентов в ближневосточном регионе.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 243
Регистрация: 22.06.2020