День победы: Лучший способ отомстить – стереть из памяти
С каждым годом ветеранов Великой Отечественной Войны становится все меньше. На 1 апреля 2019 года в стране насчитывалось 1 278 655 человек, которые так или иначе были причастны к страшным событиям. Однако, ключевое в этом – «были причастны». Боевых ветеранов осталось всего около 80 000 на всю страну. Все остальные – труженики тыла, дети войны, несовершеннолетние узники фашизма, жители блокадного Ленинграда.
Определенно, никто не умаляет и их подвига, их неоценимый вклад в приближение Победы. Когда 14-тилетний подросток вкалывает без отдыха ради того, чтобы обеспечить страну всем необходимым – это, безусловно, подвиг. И это невозможно оспорить.
Праздник со слезами на глазах
Каким бы не был Парад Победы в этом году, Мы с вами вряд ли сможем вполне разделить со своими близкими эмоции того самого победного шествия, да и всего того периода, сопровождаемого бессмертным голосом Левитана, от которого и сегодня начинает сильнее биться сердце, а на глазах наворачиваются слезы.
Скорее всего, спустя еще несколько десятков лет, День Победы уже будет восприниматься несколько иначе – примерно так же, как сегодня «вспоминается» Бородино или победа Александра Невского на Чудском озере. Этого не избежать. Война заканчивается тогда, когда умирает ее последний солдат и до этого момента осталось совсем не так много времени.
Точнее, самих солдат уже и вовсе почти не осталось. Даже те, кто попал на фронт в 1945-м, приписав себе год-два до совершеннолетия, сегодня уже перешагнули 90-летний порог. По сути, все, кто моложе 90 – уже не солдаты. За очень редким исключением «детей-партизанов»…
В живых остались лишь дети той Войны, и, несмотря на то, что они, безусловно, достойны уважения – это не совсем те люди, которых мы изначально чествовали ежегодно всей страной. Если посмотреть на ситуацию без эмоций, с другого ракурса, сегодня мы отдаем дань уважения уже тем, кто пострадал в этой войне и тем, кто обеспечивал победу в тылу. Но даже их осталось уже совсем немного. Отсюда и вопрос: как это все будет выглядеть спустя 10-15 лет, когда в стране не останется катализатора этого великого воспоминания – живых ветеранов?
Останется ли в России этот феномен майской памяти или 9 мая станет еще одним красным днем в календаре, когда люди будут смотреть парад, а потом выезжать на природу. Именно это произошло с праздником «1 мая», история которого тоже обильно полита кровью по всему миру. Пусть и не в таких масштабах, но все же.
Вряд ли сегодня, жаря на природе шашлыки в этот день, кто-то вспоминает Обуховскую оборону или казненных американских анархистов, в честь которых Парижский конгресс по предложению американских рабочих и утвердил эту дату как День солидарности рабочих всего мира. Хотя, если бы не они, ни о каком восьмичасовом рабочем дне в международном масштабе, может быть, не шло бы и речи.
Ровно то же произошло и с Днем Великой Октябрьской социалистической революции, некогда великим праздником, который спустя десятилетия «переделали» в День народного единства, «привязав» памятную дату к освобождению Москвы Мининым и Пожарским – «образцу героизма и сплоченности народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Это, кстати, цитата из пояснительной записки проекта закона, перед его принятием.
Освобождение или оккупация?
Самое страшное в этом рассуждении то, что у нас перед глазами уже есть яркие примеры кардинальной смены риторики на землях, которые пострадали в тот период если и не так как СССР, то тоже немало.
Так, по мнению Польши, Красная армия «заразила» ее земли коммунизмом и поставила в зависимость от диктатуры Москвы. Наверное, сложно с этим спорить. Особенно в рамках исторического контекста, учитывая некогда «оформленный» пакт Молотова-Риббентропа, согласно которому Германия и СССР, по сути, поделили Польшу заранее. Однако, мы тут не о политике…
Какая бы риторика не велась в политических кругах, предполагать, что, если бы Союз остановился на своих границах, Польша бы была независимым государством – просто абсурд. Планы Третьего рейха на Польшу были весьма однозначны. Поляков бы сегодня просто не существовало, что подтверждено невероятным количеством различных архивных источников.
Но и это не предел. Ранее, председатель института национальной памяти Украины, а теперь депутат фракции «Европейская солидарность» Владимир Вятрович и вовсе утверждал, что «9 мая» – это государствообразующий для СССР миф, который был создан лишь для удержания целостности страны. А теперь поддерживается только из-за наличия имперских амбиций у России.
Можно много и долго рассуждать о том, кто был прав или виноват, однако, мы же говорим не о политике. И День Победы, для жителей России, Украины или Польши – это память и благодарность людям, остановившим идеологию нацизма ценой своих жизней. Вне зависимости от их государственной принадлежности.
Сложно поверить в то, что если бы в Россию прилетели ветераны из Соединенных Штатов, Англии, Франции, да даже той же Польши – россияне встречали бы их с негативом и начинали говорить о санкциях, претензиях и прочих политических вопросах. Скорее, их бы чествовали вместе с нашими, родными ветеранами. Ничуть не меньше…
Кому платит родина?
На фоне всего вышесказанного особняком выделяется и еще один вопрос: кто и зачем решает за счет ветеранов свои финансовые и имиджевые проблемы? Хотя, казалось бы, на самом деле, вопрос риторический.
Еще в начале этого года Владимир Путин пообещал выплатить ветеранам к празднику по 75 тыс. рублей, а всем остальным, к ним приравненным – по 50 тыс. В итоге эта инициатива подверглась критике в социальных сетях. Мол, а где же те ветераны? Кому будете платить?
В очередной раз всё «слили» в политическую составляющую с криками о воровстве и создания вид бурной деятельности. Аргументация – возраст. Реальных солдат уже почти не осталось. И мы с этим абсолютно согласны. Вот только прежде, чем кричать о том, что все вокруг врут и заявления голословны следовало бы дождаться постановления Правительства, которое четко разъяснит правила выплат.
В итоге, 11 марта 2020 года постановление было опубликовано, а в нем “черным по белому” написано, что по 75 000 рублей получат Ветераны Великой Отечественной Войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1-3 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». То есть, на такие выплаты может рассчитывать более 150 000 человек, если, конечно, верить статистике Минтруда. А в этом вопросе, вряд ли данные будут как-то искажаться.
Посыл статьи – то какой? То что рано или поздно День Победы станет просто красным днем календаря неизбежно. Пока мы чтим память воинов, всё останется неизменно. А как будет потом, мы уже не узнаем.
Мне бы вообще не хотелось смешивать белое и черное, то есть людей-героев и политику. Это два разных полюса.
Кто кому собирается мстить? Их подвиги не возможно забыть. Их слава вечна. И это не зависит от политического мнения или направленности.
Многие семьи чтят праздник Победы, потому что их деды и прадеды были причастны к ней. Если рассказывать об этом своим детям,то подвиги не забудутся. Да, ветеранов лет через 5 уже совсем не останется. Но это история нашей страны и не будет забыта.
Можно согласиться, что с каждым годом не только ветеранов, но и детей войны становиться все меньше. Они уходят по одному – тихо и незаметно. Но День Победы остается и останется навсегда.
День Победы – это история не только стран, которые принимали участие в освободительной войне. Это история каждой нашей семьи.
У каждого из нас были прадеды и прабабки, которые пережили или погибли на войне. День Победы уже не только в нашей памяти – она в наших генах.
Какой бы ни была политика государства, но День Победы – это навсегда. Мы не можем забыть жертв этой войны, которая прошлась по нашим предкам.
Нам не понять чувств тех, что помнят события военных дней. Мы можем только сказать им “спасибо” и помнить подвиги ветеранов.
Согласна с Endriy.sm в том, что память о войне и победе уже заложена в нас на генетическом уровне.
Запад и пытается замылить память, потому что они практически все воевали на стороне Германии, а теперь им за это стыдно. Если бы не холокост, то Гитлер был бы уже сейчас легендой, как стал ей Наполеон