To reset your password, please enter your email address or username below.

Казахстан: Прибалтика для нового СССР или Украина для Великого Турана

В начале двухтысячных один, в то время еще не очень старый еврей-телевизионщик озвучил простую мысль о том, что Казахстану неплохо бы определиться с будущим, пока не стало поздно и на дворе благоприятные времена. Речь шла о политических попутчиках: России, Китае и Иране. Правда в тех условиях, когда баррель нефти стремится к $150, а статус Лидера Нации Первого Президента ещё не закреплён в Конституции, такое беспокойство казалось диковатым и оторванным от реальности.

Но, так неуместно это заявление воспринималось лишь теми, кто не задумывался что Казахстан с самого начала независимости активно играет в многовекторность, которая не раз заставляла представителей власти выписывать политические пируэты, с целью безболезненно выйти из той или иной ситуации. Правда всегда оставалось непонятно что это – собственная попытка казаться хитрее самих себя или действительно восточная мудрость, понимание действующего вектора которой порой зависит от уровня духовного просветления.

С одной стороны, президент Токаев открыто не признает Д/ЛНР, а Путин не скрываясь принципиально не выговаривает его имя, хотя ранее произнести «Касым-Жомарт Кемелевич» для него не составляло труда, а с другой – Казахстан настолько глубоко увяз в ЕАЭС, что вылезти оттуда сейчас просто не представляется возможным.

Кроме того, Кремль постоянно напоминает, что что кран на Каспийский Трубопроводный Консорциум находится где-то в недрах Ленинского мавзолея, то закрывая его, то начисляя небольшие по меркам нефтяного бизнеса, но вполне показательные штрафы. А ведь еще надо учесть, что в Казахстане не только экспортные потоки той же нефти, или урана настроены через Россию, но и очень много импорта. В частности продовольствия, которое идёт из ЕАЭС, а лидером по поставкам, конечно же является Россия.

За 2021 год страна импортировала продуктов почти на $5 млрд и стоило России прикрыть границу по сахару и зерну, как на прилавках Великой Степи начал тут же ощущаться дефицит. И дело тут не столько в хитром и коварном русском соседе, сколько в собственной лени и поголовной коррупции. Никто просто не захотел перестраиваться и менять формат, а возможно и не смог ответить на быстрый вызов со стороны стремительно меняющегося мира. 

Российский бизнес, вроде как, с невероятной надеждой смотрит в сторону Степи, как на единственную соломинку, за которую ещё можно зацепиться, удержав на плаву часть российской экономики. При этом самому Казахстану никакие санкции не грозят – страна ни с кем не воюет, а за поведение соседей на чужой территории ответственности не несёт.

Вот и получается, что вроде сбывается мечта Назарбаева о мощном региональном хабе – воротах между Европой и Азией, в текущей реальности больше похожих на калитку между Россией и Китаем с Европой.

С другой стороны, в последнее время активно подогревается тема участия Казахстана в Туране – объединении тюркских государств или таковыми себя считающих. И для Астаны это выглядит вполне себе заманчиво: новые рынки, пантюркизм и общие религиозные взгляды. Но если внимательно посмотреть на историю османов, то там совсем не обошлось без разногласий со степными кочевниками. Впрочем, современные турки очень сильно почитают Кожа-Ахмеда Яссауи – знаменитого проповедника, в честь которого Амир Тимур построил мавзолей в Туркестане.

В любом союзе важно понимать выгоду всех сторон и, если в случае с Россией на долю Казахстана выпадает эдакая роль Прибалтики в новой версии «железного занавеса». То дружба с Турцией может обернуться статусом очередной «Украины» в новом Туране – спорной территорией для разыгрывания чужих интересов.

Тем более, что турки как раз испытывают сложности не то, что с производством зерновых, а и с их покупкой. Про дорогие нефтепродукты в стране и в целом стоимость энергоносителей не стоит даже упоминать. 

Другое дело, если бы Казахстан оказался в тюркском союзе, в котором был бы беспошлинный доступ ко всем интересующим участников продуктам. А зерно Туркам можно «отдавать» взамен на Байрактары, вызывающие в последнее время живой интерес. Впрочем, из Центральной Азии в фокус внимания сейчас не только на Казахстане. Осень в странах Центральной Азии явно будет жаркой и на то есть определенные причины.

В Таджикистане уже была попытка разжечь социальные недовольства, но вроде успокоилась и даже не особо возникают стычки на границе с Кыргызстаном. А вот Узбекистан откровенно проморгали. В Нукусе полыхнуло так, что улицы были залиты «жидкостью красного цвета, которой разгоняли митингующих». В регионе ввели режим ЧП, а для улаживания ситуации на место пришлось вылететь президенту. 

В прошлых материалах мы не раз использовали термин «шаблоны цветных революций», который триггерит некоторых читателей и вызывает неоднозначную реакцию. Да простят нас эти слабонервные люди, но организация «мероприятий» в Узбекистане очень похожа на январские события в Степи: те же «парни в красном», управляющие толпой, те же призывы к выходу на улицу, вот только в этот раз с попыткой столкнуть лбами Казахстан и Узбекистан.

Вбросы, настраивающие узбеков против казахов или наоборот, возникли как раз в период обострения ситуации в регионе. Что примечательно, буквально сразу после того, как в Нукусе успокоились волнения, туда высадился «десант британских журналистов», видимо, для освещения процесса демократизации.

Впрочем, забегая вперёд, после встречи лидеров стран Центральной Азии в Кыргызстане, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв подписал указ о досрочном прекращении режима ЧП в Каракалпакстане с 21 июля.

Понятно, что Нукус — это давняя «этническая мина» длительного действия, заложенная ещё в СССР, но вот вопрос – кто насоветовал господину Мирзиееву запустить её именно сейчас? Подобных «пятен этнической чистки» в этом регионе немало, достаточно вспомнить последний конфликт дунган в Казахстане. И раз уж звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно, а если в «тонких местах» начнет рваться — значит версия, что настало время очередной активной фазы «Большой игры», ставкой в которой является ЦА, вполне реалистична.

Кстати, тоньше всего из стран-участников ЕАЭС в Кыргызстане, и дело там в экономике и происходящих в стране процессах:

«Импорт продовольственных товаров в Кыргызстане увеличился до 35-40%, превысив порог экономической безопасности в 25-30%» – заявил Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдие в ещё в ноябре прошлого года – «Сегодня на импорт приходятся более 70% потребительских, продовольственных товаров и более 90% лекарственных средств.»

То есть продовольственная безопасность страны очень и очень сомнительная. Чтобы понимать к чему приводят такие риски достаточно посмотреть, как происходил переворот в Шри-Ланке, когда штурмующие дворец добрались до кухни и надолго задержались у холодильников.

Надо признать, что есть у Кыргызстана и некая «подушка безопасности», ведь основные поставщики импорта – Россия и Казахстан. Но при этом, правительство страны умудряется продавать гуманитарную помощь своим же фермерам. Было дело, министр сельского хозяйства страны как-то признался, что они продали 1000 тонн семян пшеницы гуманитарной помощи. Зерно, мука, масло, крупы – всё это поставляется киргизам соседями. И уже к осени скорее всего заметно вырастет в цене, а что-то, вероятно будет в ощутимом дефиците.

А ещё для стран Центральной Азии достаточно мощным показателем является количество отправленных на родину денег. А статистика говорит нам, что количество переводов упало просто катастрофически. И лидер среди тех, кто потерял свои доходы – Кыргызстан. Это значит, что осенью будет намного тяжелее купить еду, что послужит росту количества недовольных.

По сведениям некоторых телеграм-каналов, глава ГКНБ Кыргызстана Камчбек Ташиев слывет пробританской креатурой и человеком клана бывшего президента республики Курманбека Бакиева. Якобы, в свое время ему удалось занять свой пост на основании компромиссного решения, когда власть в Кыргызстане делили, соблюдая паритет между представителями севера и юга.

Пишут, что в настоящее время он на постоянной связи с сыном Бакиева – Максимом, проживающим в Лондоне. К которому у журналистов немало вопросов, один из которых касается его «авиационного следа» в январских событиях в Казахстане.

Остается только понять – кому выгодна «Большая Игра» и кто бьется за влияние в регионе. Наш мир давно настолько меркантилен, что как говорил Пелевин: «за любыми деньгами, стоят ещё большие деньги». За любыми кардинальными политическими изменениями, как правило, следуют перенаправления больших денежных потоков. Ярким примером может послужить история аэропорта «Манас» после революции 2005 года. По американским условиям к нему нельзя было приближаться на несколько километров, а сейчас все грузы Афганистан – США идут через Алматы с полным досмотром. 

В Казахстане, кстати, у членов блока NATO огромные ресурсы, большинство из которых природные – газ, нефть, металлургия. Около 30% от добычи углеводородов принадлежит Великобритании, и конечно же, они будут защищать свои активы и будущие доходы. А если предположить что Токаев решил реорганизовать бенефициаров от продажи недр, то понятно, почему вылезли британские уши в январских событиях.

Для Турции регион помимо ресурсов интересен продажей вооружения и усилением своего влияния в целом, ибо, как говорил персонаж «Карточного домика»: «только дураки стремятся к деньгам, ведь власть даёт к ним доступ чуть ли в неограниченном количестве».

Ну и конечно же Китай, которому давно тесно в своих границах. Пекин практически никогда не воевал на чужой территории, по крайней мере успешно. Зато, все кто хотел напасть на него и захватить, в итоге делились землями с защитниками.

Сейчас Поднебесной как никогда нужны новые территории, да к тому же и завоевать их можно без грамма пороха. Достаточно посмотреть на Кыргзыстан, который обязан в 2022 году выплатить по долгу почти $112 млн. А в общей сложности должен Экспортно-импортному банку Китая $1 млрд 794.1 млн.

Вот и получается, что все крупные игроки снова вовлечены в «Большую игру», в которой, несомненно, Россия будет пытаться защищать свою «подушку безопасности» перед остальными участниками и понятно, что в случае экстренной необходимости, силы ОДКБ не смогут разорваться.

Другое дело, что какие-то из рисков лидеры стран региона попытались нивелировать на встрече в Чолпон-Ате, подписав логичный «Договор о добрососедстве», вот только осталось чтобы Таджикистан и Туркменистан присоединились к данному соглашению.

Документ, как заметил Касым-Жомарт Токаев, исторический, хоть и вызывает критические сомнения у критиков. Тем не менее, намерения Казахстана помочь в строительстве железнодорожной ветки Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар и созданию единой товаропроводящей системы для стран Центральной Азии говорит о понимании необходимости укрепления соседской дружбы и сплочения, тем более, что осень по мнению многих аналитиков предстоит в ЦА, мягко говоря, непростая. О чем открыто заявляет президент Кыргызстана Садыр Жапаров:

«Кыргызстан полностью поддерживает решительные и мудрые действия руководства соседних стран по наведению порядка и стабильности. Больше нельзя допустить подобных кризисов безопасности, созданных по надуманным социально-экономическим, межэтническим, религиозным и другим мотивам.»

Вместо постскриптума: пока готовился материал глава ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев пригрозил «в пух и прах разнести» тех, кто хочет сделать революцию.  По мнению чиновника, заявления о том, что «весной или осенью будет революция» распространяют «люди, которые не получили кресла». Попробовать же понять реальные причины или что послужит поводом, видимо, Ташиев не пытается.

Автор:
Основатель ФБРК в Казахстане, журналист,
фактчекерблогер – Кирилл Павлов

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020