Не наше дело: Украина отказалась от транзита российского газа
Отказ Украины продлевать контракт на транзит российского газа в Европу стал болезненным решением для нескольких европейских стран. Альтернатив российским поставкам немного — и все они сопряжены с политическими рисками.
Неожиданный визит премьер-министра Словакии Роберта Фицо в Москву вызвал споры и критику, поскольку это одна из немногих встреч европейского лидера с Путиным с начала вторжения России в Украину. Главным предметом переговоров стала судьба транзита российского газа через Украину в Европу, особенно в контексте истечения срока действия текущего контракта в конце 2024 года.
«Мы считаем, что мы все еще можем обсудить с Россией, как продлить действующий контракт. Наши источники энергии поступают из России, поэтому важно обеспечить доставку и транзит газа из России. Транзитные сборы также важны для нашего бюджета. Дорогие цены на энергию — это то, что нам сейчас совсем не нужно», — пояснил словацкий премьер свою поездку.
![](https://newsprice.info/wp-content/uploads/2025/01/image-11.jpg)
Визит Фицо показал глубокие разногласия внутри ЕС относительно зависимости от российских энергоресурсов. Несмотря на новые санкции против российского энергетического сектора, многие европейские страны не смогли полностью отказаться от поставок из России, в том числе Словакия, Венгрия, Австрия. Хотя Брюссель настаивает на более жестком и консолидированном подходе, не все готовы безоговорочно поддерживать Киев — чем охотно пользуется Кремль.
О напряженности говорит резкая критика украинских властей, которые обвинили Фицо в поддержке России и подрыве европейской солидарности. Президент Украины Владимир Зеленский эмоционально отреагировал на позицию Фицо. «Зеленский … сказал, что Украина теряет людей из-за России, а Фицо хочет зарабатывать деньги по фиксированной ставке и помогать России финансировать войну», — заявил советник украинского президента Politico.
Сам Фицо после саммита Евросоюза в Брюсселе, на котором присутствовал Зеленский, заявил, что президент Украины предложил ему высвободить из замороженных российских активов 500 миллионов евро в обмен на согласие Словакии на членство Киева в НАТО. Премьер Словакии утверждает, что отказался от этого предложения. По словам Зеленского, Украина предложила Словакии компенсацию потерь из-за отмены транзита российского газа и поставки любого другого газа, но не российского.
«Мы сделали ему предложение и по возможной компенсации для словаков — именно для словаков — потерь от российского транзита, и по альтернативам по транзиту — любого другого газа, не российского, по запросу Еврокомиссии. Мы готовы были это делать. Фицо не захотел компенсации для словаков. И не хочет сотрудничать с Еврокомиссией. Ему в Москве почему-то выгоднее. Все в Европе понимают почему», — сказал Зеленский.
![](https://newsprice.info/wp-content/uploads/2025/01/image-12.jpg)
Проблема диверсификации поставок энергоносителей упирается в ограниченность выбора. Построенный в советское время газопровод Уренгой-Помары-Ужгород доставляет газ из Сибири через город Суджа, который в настоящее время находится под контролем украинских вооруженных сил в Курской области. Затем газ поступает через Украину в Словакию. В Словакии газопровод имеет ответвления, идущие в Чехию и Австрию.
Австрия по-прежнему получает большую часть своего газа через Украину, на Россию приходится около двух третей импорта газа Венгрии. Словакия получает около 3 миллиардов кубометров газа от российского «Газпрома» в год, что также обеспечивает около двух третей ее потребностей. В прошлом году Чехия почти полностью сократила импорт газа с востока, но в 2024 году вновь начала получать газ из России.
Большинство других маршрутов поставок российского газа в Европу закрыты, включая «Ямал-Европа» через Беларусь и «Северный поток» по дну Балтийского моря. Единственными другими действующими маршрутами российского газопровода в Европу являются «Голубой поток« и «Турецкий поток» в Турцию по дну Черного моря. Турция отправляет часть российского газа в Европу, в том числе в Венгрию. Согласно расчетам Reuters, общий объем экспорта газа «Газпрома» в Европу по всем маршрутам в 2024 году увеличился до 32 миллиардов с 28,3 миллиарда в 2023 году.
Взамен российской нефти и газа европейские страны могут рассчитывать лишь на поставки либо из США, либо из Азербайджана. В контексте победы Дональда Трампа на президентских выборах зависимость от американских поставок может подорвать энергетическую безопасность ЕС. Поставки из Азербайджана связаны с политическими рисками: чиновников Брюсселя постоянно критикуют за сотрудничество с авторитарным режимом Алиева.
![](https://newsprice.info/wp-content/uploads/2025/01/image-13.jpg)
Например, Словакия уже подписала краткосрочный контракт на поставку газа из Азербайджана и договорилась о поставках сжиженного газа из США через Польшу. Сейчас поставки российского газа составляют лишь 15 миллиардов кубометров — 8% от пиковых объемов в 2018-2019 годах. Его долю все больше занимает газ из Катара, однако у европейских властей есть претензии из-за несоблюдения экологических и правозащитных норм правительством страны. В Катаре считают, что эти требования необоснованны. «Если я потеряю 5% своего дохода от поставок в Европу, я не буду поставлять в Европу … Я не блефую», — заявил министра энергетики Катара Мухаммед бен Салех ас-Сада.
Эти разногласия происходят на фоне обсуждения альтернативного пути поставок — трубопровода из Катара через Сирию и Турцию. Проект, заглохший десятилетие назад, вновь стал актуальным после свержения режима Асада. Но и в этом случае ЕС не стоит рассчитывать на быстрое соглашение: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган имеет давние и существенные претензии к европейским властям и воспользуется возможностью диктовать ЕС свои условия сделки.
Таким образом, решение проблемы российских энергетических поставок сопряжено с двумя трудностями: это внутренние разногласия в ЕС по поводу сотрудничества с Москвой и политические риски создания альтернативных путей. Даже привлечение Азербайджана в качестве посредника не решают эту проблему: Москва и Киев не смогли договориться о сделке при посредничестве Баку. Эксперты полагают, что в следующем году разногласия из-за поставок усилятся, и Украине придется проявлять большую гибкость в энергетической политике.