To reset your password, please enter your email address or username below.

Пекин делает вид, что терпит автономию Гонконга, но ее уже не существует

Массовые репрессии против оппозиционеров в Гонконге — отголоски протестов 2019 года, когда оппозиция пыталась противостоять влиянию Пекина. Однако дальнейшие события показали, что активисты поздно спохватились: автономии региона уже практически не существует.

Суд в Гонконге вынес приговоры лидерам протестов 2019 года. 45 человек получили тюремные сроки от четырех до 10 лет: больше всех — 10 лет заключения — получил бывший процессор юриспруденции Бенни Тай. Его обвинили в том, что он «выступил за революцию». Остальных также признали виновными в заговоре с целью свержения власти. Двух активистов оправдали. Четырех человек, в том числе австралийца Гордона Нг, суд назвал организаторами и приговорил к срокам до семи лет заключения.

Этот судебный процесс называют самым крупным после вступления в действие закона о национальной безопасности. Пекин настаивал на скором принятии документа после масштабных протестов 2019 года. Тогда на улицы Гонконга вышли сотни тысяч человек. Поводом для протестов стал законопроект, который позволял экстрадировать из Гонконга в материковый Китай. Но вскоре протестующие начали требовать большего — проведения обширных демократических реформ.

Один из арестованных участников протеста — Бенни Тай — разработал неофициальные праймериз, предварительный отбор оппозиционных кандидатов на местные выборы, которые были запланированы на 2020 год. В итоге выборы были отложены из-за пандемии коронавируса. Однако полмиллиона жителей Гонконга успели проголосовать на праймериз. Власти Гонконга и Китая увидели в этом попытку свергнуть власть и арестовали множество активистов, включая Бенни Тая, в 2021 году.

Ранее в августе 2024 года гонконгский суд признал издание Stand News и двух его бывших главных редакторов Чунг Пуй-Куена и Патрика Лама виновными в подстрекательстве к мятежу. Это был первый подобный приговор с тех пор, как город перешел под власть Китая в 1997 году. Статья о подстрекательстве не применялась в течение десятилетий до 2020 года, когда китайские власти начали осуждать оппозиционеров. Согласно этому закону, редакторам грозило до двух лет тюрьмы, однако принятый закон о безопасности увеличил срок за подстрекательство до семи лет.

По соглашению между британскими властями и китайским правительством, Гонконг имел право придерживаться «капиталистической системы и образа жизни» до 2047 года. По замыслу, 50 лет должно было хватить, чтобы в Гонконге установились такие же нормы, как и в остальной стране. Эта концепция «Одна страна — две системы» авторства Дэна Сяопина работала в течение нескольких лет, и город как специальная административная зона пользовался относительной свободой: у него была своя администрация, валюта и налогово-фискальная политика.

Постепенно Пекин начал вмешиваться во внутреннюю политику специального района. В 2021 году Китай воспользовался правом толковать основной закон Гонконга и реформировал избирательную систему. С тех пор участвовать в выборах разрешили только тем, кого признает «патриотами» специальный совет, состоящий из лояльных Пекину чиновников. В итоге на должность главы администрации Гонконга был выставлен всего один кандидат — бывший секретарь по безопасности и руководитель силовых структур Гонконга Джон Ли.

С помощь Ли Пекину удалось навязать Гонконгу новый закон о безопасности, который ужесточил наказание за действия, угрожающие общественному строю и безопасности» вплоть до пожизненного заключения. Фактически принятие документа уничтожило протестное движение в городе. Всех значительных активистов и оппозиционеров успели арестовать и посадить в тюрьму, остальные — эмигрировали. Также Пекин начал преследовать независимую прессу.

Для продемократически настроенной оппозиции эти приговоры — чувствительный удар, поскольку активисты рассчитывали с помощью избирательных праймериз найти кандидатов, которые помогут получить большинство в Законодательном собрании на следующих выборах. Однако реакция властей Гонконга была намного жестче, чем ожидали активисты: если формально Гонконг связан с китайским правительством соглашением, предоставляющим полуавтономию, то фактически власть в городе находится под контролем Пекина.

«Судьи посчитали, что демократы намерены слепо наложить вето на бюджет правительства и заставить главу города  уйти в отставку, если они действительно получат большинство», — предполагает издание Hong Kong Free Press (HKFP). События в Гонконге вызвали беспокойство в другой демократической части Китая — на Тайване. “Этот приговор является серьезным нарушением стремления народа Гонконга к свободе и демократии. «Это не только нарушает обещания [Пекина] о «пятидесяти годах без изменений» и «высокой степени автономии», но и доказывает неосуществимость принципа «Одна страна, две системы», — заявил пресс-секретарь офиса президента Тайваня Ли Вэн.

Спустя 27 лет после возвращения бывшей британской колонии Китаю Гонконг стремительно закрывается. Как пишет The Washington Post, «город стал менее автономным, более неуверенным в своем экономическом будущем и более тщательно контролируется Коммунистической партией Китая». Все это привело к массовому оттоку населения из города, особенно после пандемии коронавируса, которая была отмечена драконовскими правилами для местных жителей. Новый закон о безопасности привел к фактическому уничтожению автономии региона, который вскоре перейдет под полный контроль Китая.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 327
Регистрация: 22.06.2020