To reset your password, please enter your email address or username below.

Сама с собой: почему Европа не готова к возвращению Трампа?

Возвращение Дональда Трампа в Белый дом стало неприятным, но ожидаемым событием для европейских политиков. Нервная обстановка вокруг его плана окончания войны в Украине связана в том числе с неопределенным будущим для Европы. Вашингтон намерен сменить приоритеты, и европейская оборона будет не в числе его первоочередных задач.

Обещания Дональда Трампа разрешить российско-украинский конфликт в течение суток еще до своей инаугурации звучат фантастически, и никто из аналитиков не верит в осуществимость этого плана. К тому же, его конкретных положений до сих пор никто не видел, а сам Трамп не спешит раскрывать детали своего замысла. В одном эксперты сходятся: новая политика Белого дома в отношении Украины будет отличаться от подхода демократов.

В течение последних месяцев Киев все больше разочаровывался в политике администрации Байдена. При повторении ритуальных фраз о постоянной поддержке Украины Вашингтон не спешил наращивать военную помощь, а Байден многократно отвечал категорическим отказом на просьбы Зеленского разрешить удары вглубь российской территории. Приход Трампа в Белый дом кажется украинцам возможностью пересмотреть отношения с американцами.

Судя по высказываниям советников Трампа, президент намерен пойти на радикальные меры: принудить Киев сесть за стол переговоров под угрозой отмены поставок. В случае с Россией — наоборот увеличить помощь Украине в случае отказа от переговоров. В реальности аналитики предрекают тупиковую ситуацию, поскольку сегодня невозможно представить компромиссное соглашение, которое устроило бы и Путина, и Зеленского.

Нет определенности и среди европейских союзников Украины. В день объявления результатов выборов в США распалось коалиционное правительство в Германии — главной союзнице Украины в Европе. Значительно сократилось влияние Макрона, другого горячего сторонника Киева: после парламентских выборов его возможности поддержки ограничены. Еще один европейский союзник — Великобритания — с приходом к власти лейбористов увязла во внутриполитическом кризисе.

Даже в случае сценария «мира через силу» Европе придется сделать гораздо больше, чем Америке. Трамп рассчитывает, что последствия этих переговоров лягут на плечи европейских политиков — и США не придется тратить свои ресурсы, которые можно было бы расходовать на противостояние с Китаем и поддержку Израиля. Трамп неоднократно заявлял, что европейские союзники по НАТО должны наращивать свою долю расходов.

В статье «План мира Трампа для Украины» бывший госсекретарь США Майк Помпео предложил европейским странам увеличить расходы на оборону до 3% ВВП и внести 80% из $100 миллиардов, запланированных на перевооружение Украины. Роберт О’Брайен, бывший советник по нацбезопасности во время первого срока Трампа, написал в Foreign Affairs, что «подход Трампа будет заключаться в том, чтобы продолжить предоставлять летальное оружие Украине за счёт европейских стран, оставляя при этом дверь открытой для дипломатии с Россией».

«Мы не отправляем американских мужчин и женщин поддерживать мир на Украине. И мы не платим за это. Пусть это сделают поляки, немцы, британцы и французы», — заявил член команды Трампа, сообщает The Telegraph. До сих пор все помнят слова Трампа о том, что он позволит России сделать все, что она захочет, если европейские страны не выполнят целевые показатели расходов НАТО.

Уже сейчас европейские политики понимают, что находятся между агрессивно наступающей Россией и стремительно отступающей Америкой. Реальность такова, что у новой администрации Трампа другие приоритеты, и противостояние с Россией — не первоочередная задача. В этой ситуации Европе придется делать намного больше для собственной обороны, чем прежде: до войны практически все политики полагались на американскую помощь, не задумываясь о военной модернизации.

Однако быстро измениться не получится — главным препятствием остается политическая неопределенность в поствыборный период. Например, одной из заявленных причин распада коалиции в Германии был отказ лидера Свободных демократов и министра финансов Кристиана Линднера одобрить дополнительные 3 миллиарда экстренной помощи для Украины в рамках пакета неотложных расходов на сумму 9 миллиардов евро.

Европа оказалась глубоко разделенной, на что указывает правый поворот во многих странах. В ряде из более чем 40 европейских стран, представленных на недавнем саммите Европейского политического сообщества в Будапеште, многие поддерживают Трампа и выступают за сокращение помощи Украине. Во главе этого списка стоит хозяин встречи, лидер Венгрии Виктор Орбан, но к нему присоединяются такие фигуры, как Роберт Фицо в Словакии, Александр Вучич в Сербии и Герт Вилдерс, чья партия входит в правящую коалицию в Нидерландах. Джорджа Мелони из Италии, возможно, тоже склонна к поддержке Трампа.

Хотя они не занимают официальных постов, но сохраняют большое влияние в своих странах: Ле Пен во Франции, Найджел Фарадж в Великобритании, АдГ в Германии, Vox в Испании. Согласно исследованию Europe Elects, в семи европейских странах – Словении, Словакии, Молдове, Болгарии, Венгрии, Грузии и Сербии – большинство опрошенных проголосовало бы за Трампа, если бы у них была такая возможность (исключая тех, кто не определился).

Сложилась парадоксальная ситуация: многие из европейских политиков лояльны Трампу, который, в свою очередь, намерен меньше вмешиваться в европейские дела и предоставить Европе самой разбираться с ее безопасностью и обороноспособностью. Если верить планам Трампа, у европейских лидеров не остается времени, чтобы сформулировать тактику на ближайшие месяцы. «Не спрашивайте себя, что Соединенные Штаты могут сделать для вас, спросите себя, что Европа должна сделать для себя сама», — сказала премьер Италии Джорджа Мелони на будапештском саммите, переосмыслив культовую цитату Джона Кеннеди.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 327
Регистрация: 22.06.2020