To reset your password, please enter your email address or username below.

«Третья революция»: почему в Киргизии произошел политический кризис?

4 октября 2020 года в Киргизии произошли парламентские выборы, победу на которых одержали партии, близкие к президенту Сооронбаю Жээнбекову. На следующий день несогласные вышли на улицы и стали захватывать административные здания. В чем причина недовольства и сможет ли Киргизия вырваться из протестного цикла?

Стремительная революция

4 октября 2020 года в Киргизии состоялись парламентские выборы. Всего в них участвовали 16 партий, однако в парламент прошли лишь четыре из них: «Биримдик» («Единство», 24,5% голосов), «Мекеним Кыргызстан» («Моя родина Киргизия», 23,88%), «Кыргызстан» (8,7%) и «Бутун Кыргызстан» («Единая Киргизия», 7,13%). Партии, получившие большинство голосов, считаются провластными и связанными с семьей президента Сооронбая Жээнбекова. По результатам выборов они могли получить более половины мест в парламенте, что фактически привело бы к контролю президента над законодательной властью.

Киргизия, в отличие от остальных среднеазиатских государств, является парламентской республикой, поэтому парламентские выборы в ней имеют огромное значение. Однако нужно заметить, что в самой Конституции страны форма правления не указана, а президент обладает обширными полномочиями, включая командование вооруженными силами, главенство в Совете безопасности и ведение внешней политики. Поэтому форма правления в Киргизии скорее ближе к смешанной, а не парламентской системе, и президент, который контролирует парламент, вполне способен стать главным человеком в государственной системе страны.

Однако 10 из 12 проигравших партий сразу же после объявления результатов парламентских выборов отказались признавать свое поражение, а 5 октября сторонники оппозиции вышли на улицы. Собравшись в центре Бишкека протестующие потребовали аннулирования результатов прошедших выборов и проведения новых. До вечера митинги носили мирный характер, однако позже к протестующим подошло подкрепление, и они решились на штурм правительственных зданий.

Несмотря на попытки силовиков разогнать толпу с применением спецсредств, включая светошумовые гранаты и резиновые пули, ночью митингующие все-же захватили главный центр власти в Киргизии – Белый дом. Затем протестующие проникли в следственный изолятор ГКНБ (Государственного комитета национальной безопасности), где содержались важные политические узники, включая экс-президента Алмазбека Атамбаева и одного из популярных оппозиционеров Садыра Жапарова, и освободили их.

Недовольные также заняли кабинет главы Киргизии Сооронбая Жээнбекова. О местонахождении самого же главы государства ходили противоречивые слухи, но, согласно официальным данным, он не мешая революционерам хозяйничать в его офисе продолжал находиться в столице.

Протесты в Киргизии, 2020 год

Центральная избирательная комиссия Киргизии признала результаты состоявшихся выборов недействительными. В это же время высокопоставленные политические деятели стали массово уходить в отставку. Так, в отставку подали глава правительства, спикер парламента, мэр столицы и полпреды правительства в ряде областей. Все это означало, что правящий режим начал сдавать свои позиции и уже находился на грани поражения. Но оставалась еще отставка президента, которой тоже требовали протестующие.

6 октября представители шести оппозиционных партий, включая уже упомянутый «Бутун Кыргызстан», а также Социал-демократическую партию Кыргызстана и «Республику», создали Координационный совет оппозиции во главе с председателем «Единой Киргизии» Адаханом Мадумаровым. Это представительный орган оппозиционных партий, который был создан для преодоления возникшего политического кризиса и передачи власти от правящего режима к оппозиции. Фактически же Координационный совет выступил неким оппозиционным правительством, претендующим на власть в стране.

Однако взять в свои руки управление государством Координационному совету оппозиции так и не удалось. Дело в том, что, как и во время любой революции, между оппозиционерами началась дележка государственных должностей, а также начали возникать новые органы управления, при том, что действующий президент Сооронбай Жээнбеков еще де-юре находился у власти.

Так, уже 7 октября возник второй, Народный координационный совет, созданный представителями пяти других оппозиционных партий. Он потребовал роспуска парламента и выдвинул своим кандидатом в премьеры главу Социалистической партии Ата-Мекен («Отечество») Тилека Токтогазиева.

Чувствующие себя победителями революционеры начали увлеченно делить государственные посты. Кандидат в депутаты от партии «Бир Бола» («Быть вместе») Алмамбет Шыкмаматов назначил себя генеральным прокурором страны и пообещал задержать всех, кто причастен к фальсификациям на прошедших выборах. Правда, уже через несколько часов протестующие у здания Генпрокуратуры выбрали на этот пост Сыймыка Жапыкеева, лидера партии «Чон Казат» («Великий поход»).

Похожим образом дело обстояло и с постом главы правительства. Еще 6 октября депутаты парламента одобрили назначение на эту должность популярного оппозиционера Садыра Жапарова, который еще утром того дня находился в изоляторе ГКНБ. Однако уже упомянутый Тилек Токтогазиев сделал заявление, что законным главой Кабинета министров является именно он, а депутаты поддержали назначение Жапарова лишь под давлением его сторонников. Но позже, 10 октября, парламент официально утвердит Жапарова в должности главы правительства, как и новый состав правительства.

7 октября группа депутатов начала процесс импичмента президента Жээнбекова. Вотум недоверия ему должны были вынести на экстренном заседании парламента, но оно так не состоялось. Дело в том, что для этого не удалось собрать кворум. Однако судьба президента все равно решилась очень скоро.

14 октября президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, который так и не решился подавить протест силой, подписал указ о назначении нового Кабинета министров во главе с Садыром Жапаровым. И уже на следующий день глава государства объявил о своем уходе в отставку.

Полномочия президента в этой ситуации должны были перейти к спикеру парламента Канатбеку Исаеву. Однако он отказался от них в пользу Жапарова. Так произошел третья революция в современной истории Киргизии. Но какие же причины вызвали политический кризис?

Север vs Юг

На первый взгляд, причинами революции, которую уже окрестили «Октябрьской», являются сфальсифицированные парламентские выборы, коррупция во властных кругах, а также социальный кризис, вызванный пандемией коронавируса, с которой медицинская система Киргизии справлялась откровенно плохо.

Некоторые эксперты видят причину также в самом менталитете киргизского народа, который «хочет сразу жить хорошо и богато», обладает «взрывным характером» и стремится к «исправлению несправедливости немедленно и навсегда». А поскольку этого добиться не удается, то каждые несколько лет происходят волнения.

Однако причины революции следует искать глубже – в разделении Киргизии на современный индустриальный север и более традиционный аграрный юг, между которыми есть определенные различия в диалектах языка и образе жизни. Подобное разделение существует и во многих других республиках Средней Азии, однако в Киргизии оно носит более острый характер.

Дело в том, что с формальной точки зрения в этом государстве есть правящий режим и оппозиция, разные политические партии со своими программами и свободные выборы. Но в реальности все эти политические объединения представляют собой лишь фасад для определенных региональных групп, объединенных землячеством, а также родственными и иными связями, которые носят неформальный характер.

Эти группировки, по мнению экспертов, состоят из представителей севера Киргизии (Иссык-Кульская, Чуйская, Фрунзенская и другие области), а также южан (Джалал-Абадская, Ошская области и так далее). И любой киргизский политик опирается, прежде всего, на выходцев из той части страны, откуда происходит он сам.

Противостояние между северными и южными элитами идет уже долгое время – по мнению некоторых историков еще со времен Кокандского ханства XVII-XVIII веков. Однако особую остроту оно приобрело после создания независимой Киргизии в начале 1990-х годов. Именно это противостояние лежит в основе цикла революций, сложившегося в современной Киргизии в последние 15 лет. Проанализируем его через краткий экскурс в историю страны.

Первым президентом Киргизии стал Аскар Акаев. Он управлял страной в 1990-2005 годах. Как выходец с севера, если быть точным, из Чуйской области, Акаев вполне закономерно привел к власти клан своих родственников и земляков. Семейно-клановая коррупция стала важным фактором так называемой «Тюльпановой революции» 2005 года, в результате которой Аскар Акаев был свергнут и бежал в Россию, где и проживает до сих пор. После него на посту президента утвердился Курманбек Бакиев.

Бакиев был главой Киргизии до 2010 года. Как представитель юга (Джалал-Абадская область), он, в свою очередь, передал власть в государстве своим ставленникам, которые в большинстве своем тоже были южанами. Кроме того, Бакиев нередко назначал на высшие государственные посты своих родственников. Так, его брат Жаныш стал заместителем председателя Службы национальной безопасности, а старший сын Марат – послом в Германии. В итоге коррупция правящего клана вновь стала важным фактором следующей революции 2010 года, в ходе которой Курманбек Бакиев был свергнут и бежал в Белоруссию, где и находится по сегодняшний день.

Новым президентом Киргизии в 2011 году после переходного президентства Розы Отунбаевой стал Алмазбек Атамбаев. Поскольку он является выходцем из Фрунзенской области, которая располагается на севере Киргизии, власть в стране вновь перешла к условной северной элите. Однако Атамбаев попытался создать определенный баланс между элитами и не оттолкнуть от себя влиятельных южан. Он назначил премьер-министром выходца с юга Сооронбая Жээнбекова (Ошская область), которого позже выбрал своим преемником. Вероятно, именно поэтому Атамбаев покинул свой пост в 2017 году по истечении положенного шестилетнего срока, а не был свергнут в результате революционного переворота.

Однако мир продлился недолго. Новый глава государства, по мнению экспертов, откровенно тяготился опекой своего бывшего патрона, что вызвало между ними конфликт, и в 2019 году Алмазбек Атамбаев был арестован в ходе спецоперации правоохранительных органов по обвинению в незаконном обогащении и коррупции. Год спустя в октябре 2020 года на фоне протестов он был освобожден, но затем вновь арестован сотрудниками ГКНБ по обвинению в организации беспорядков в Бишкеке.

Бывший президент Киргизии Алмазбек Атамбаев

При Сооронбае Жээнбекове власть вновь сконцентрировалась в руках южан. Так, земляками президента являются генеральный прокурор Откурбек Джамшитов и глава правительства Кубатбек Боронов, а также многие другие высшие чиновники. И можно добавить, что на прошедших парламентских выборов победу одержали те партии, которые ассоциируются с условно южными группами влияния. В результате у северян возникло вполне логичное опасение, что Жээнбеков собирается полностью закрепить власть в стране и контроль над финансовыми потоками за представителями юга.

Отсюда и такой стремительный характер революции, поскольку северная элита сумела быстро мобилизовать протестующих в расположенной на севере же столице, а хорошо организованные представители северных областей стали главной движущей силой переворота.

Будущее политического кризиса

15 октября 2020 года президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков ушел в отставку. День спустя во главе страны встал популярный оппозиционер Садыр Жапаров, незадолго до того из политического заключенного превратившийся в премьер-министра. Третья революция в современной истории Киргизии добилась успеха. Но остается важный вопрос – что же дальше?

Самым оптимистичным сценарием выступает скорейшее проведение новых парламентских выборов, на которых можно было бы избрать парламент, представляющий интересы всех основных политических группировок страны. А затем и избрание компромиссного кандидата, в целом устраивающего всех, на пост президента.

Однако гораздо более вероятен другой вариант, в рамках которого все важные государственные посты вновь займут северяне. Так, ставший исполняющим обязанности президента Жапаров является выходцем с северо-востока Киргизии (Иссык-Кульская область).

Ведь конфликт между севером и югом революция не отменила. При предыдущем президенте Жээнбекове все высшие государственные должности и денежные потоки оказались в руках южан. А теперь, как это уже не раз бывало в истории Киргизии, маятник может качнуться в другую сторону, и они перейдут к северянам.

Как уже было сказано, разделение Киргизии на север и юг не является ее особенностью, поскольку этот фактор существует во многих республиках Средней Азии. И из этого обстоятельства вытекают два основных сценария выхода из политического кризиса.

Первый сценарий предполагает окончательную победу одного из региональных кланов над другим и закрепление за ним власти в стране. В результате этого ситуация будет стабилизирована, и цикл революций с большой долей вероятности может закончиться. Однако негативной стороной такого сценария выступает возможное превращение Киргизии из относительной демократии в авторитарную страну с огромной властью президента. Примерами таких стран в Средней Азии выступают Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.

Второй же сценарий – это достижение компромисса и консенсуса между элитами, чего пытался добиться Алмазбек Атамбаев. В рамках такого варианта должен быть сформирован баланс между региональными группами, который не позволил бы одной из них взять в свои руки всю власть в странею

Можно также создать определенный механизм смены элит у власти, чтобы представители севера и юга сменяли друг друга на посту президента. Ведь это уже фактически происходит, поскольку за северянином Акаевым к власти пришел представитель юга Бакиев, затем вновь выходец с севера Атамбаев, южанин Жээнбеков и, наконец, вновь северянин Жапаров. Только сейчас смена власти происходит революционным путем, что приводит к дестабилизации государства.

И.о. президента и премьер-министр Киргизии Садыр Жапаров

В результате двух этих сценариев Киргизия получит возможность сформировать стабильную политическую систему. Иначе она останется заложницей цикла революций, в рамках которого протестующие сначала возносят лидеров к власти, а затем свергают их на площадях.

Автор публикации

Комментарии: 17
Публикации: 235
Регистрация: 08.10.2019