To reset your password, please enter your email address or username below.

Заключенные которых нет: политическое преследование в Беларуси

Официально в Беларуси политических заключенных нет. По крайней мере, так считает глава государства Александр Лукашенко. В феврале, выступая на Всебелорусском народном собрании, касаясь вопроса возможной политической амнистии, он попросил назвать ему хоть одну такую статью в уголовном кодексе республики. А затем подчеркнул, что в стране нет и не было политзаключенных. Однако правозащитники считают иначе. По последним данным такой статус имеют 354 человека (это для Беларуси абсолютный рекорд), более того с 2020 года их количество выросло на более чем 80%. Причем каждый из новопризнанных так или иначе связан с минувшей избирательной кампанией, отзвуки которой, вопреки всем предсказаниям «знающих людей», никак не угаснут. 

Белорусская правозащита

Карта тюрем, где содержатся политзаключенные (ПЦ «Весна»)

Пожалуй, для начала пару слов следует сказать о ситуации с правозащитниками в Беларуси. Таких организаций в республике восемь:

  • Lawtrend;
  • «Белорусский Хельсинкский Комитет» (БАЖ);
  • Белорусская Ассоциация Журналистов;
  • Офис по правам людей с инвалидностью;
  • Правовая инициатива (проект «Правозащитники против пыток»);
  • Центр стратегической тяжбы;
  • «Солидарность»;
  • Правозащитный центр «Весна» .

Наиболее упоминаемым в СМИ сейчас является последний, однако он не имеет аккредитации. Причем официально Центр ликвидировали решением Верховного суда после президентских выборов 2001 года. Но, по сути, организация продолжает функционировать. Кстати, в марте 2021 года стало известно, что на ПЦ «Весна» заведено уголовное дело по статье об организации и активном участии в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок. В Следственном комитете Беларуси утверждают, в частности, что ПЦ «Весна» занимается финансированием акций протеста.

Также следует упомянуть, что 16 февраля в офисе БАЖ, а также у некоторых членов организации проходили обыски, силовики позже заявили, что действия проводились в рамках предварительного расследования уголовного дела по ст. 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) УК Беларуси.

А директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский сейчас находится под домашним арестом. Кстати, в начале 2021 года в Офисе тоже проходили обыски. На этот раз всем занимался Комитет государственного контроля. И по их информации, проверка была связана с «возможным неправомерным завладением» средствами, которые учреждение получило за последний год в виде благотворительных взносов и международной помощи для оказания помощи гражданам Беларуси с инвалидностью.

В общем, с защитой прав человека в Беларуси все очень и очень плохо.

Как и какие заключенные признаются политическими

Чтобы человек в Беларуси был признан политическим заключенным, его таковым должно посчитать правозащитное сообщество, которое состоит из нескольких организаций. В качестве критериев используют те, которые были приняты совместно правозащитниками Беларуси, России, Украины, Грузии, Азербайджана.

В частности, например, политзаключенным признают лицо, в отношении которого имеется четкий политический мотив со стороны властей, либо лишение свободы произошло вследствие осуществления им каких-либо гарантированных прав, либо человек занимался мирной защитой прав других людей.

Более подробно о процедуре можно почитать здесь.

Лукашенко прав, в УК Беларуси нет политических статей, однако так совпало, что подавляющее большинство политзаключенных проходят по ст. 293 (массовые беспорядки) и 342-й (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок), ну и само собой, в отдельных случая прибегают к различным экономическим статьям.

Какие категории граждан являются политзаключенными

Если попытаться собрать социальный портрет среднестатистического политического заключенного, то в случае с Беларусью это вряд ли получится. Такой статус имеют люди разных возрастов, уровня образования и сфер деятельности. Например:

Блогеры

Игорь Лосик, фото из ленты канала «Беларусь головного мозга»

Создатель Telegram-канала «Беларусь головного мозга» (признан экстремистским) Игорь Лосик освещал события вокруг президентской избирательной кампании 2020 года. Его задержали 25 июня дома в Барановичах. Ему предъявили обвинение в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК). 15 декабря предъявили новое обвинение – в приготовлении к участию в массовых беспорядках (ст. 13 ч. 2 ст. 293 УК). В ответ на это блогер объявил голодовку, которую держал более 40 дней. В начале марта ему предъявили 3 обвинения. По состоянию на апрель 2021 года его арест продлен до 25 мая.

Бизнес

Виктор и Эдуард Бабарико. Фото: @viktarbabarykaofficial

Претендент в кандидаты на пост президента, экс-глава «Белгазпромбанка» и общественный деятель Виктор Бабарико был задержан вместе с сыном Эдуардом, который руководил его инициативной группой. С июня 2020-го они находятся в СИЗО КГБ. Виктор Бабарико обвиняется в получении взятки в особо крупном размере, организованной группой, а также легализации средств, полученных преступным путем, в особо крупном размере (ч.3 ст.430 и ч.2 ст.235 Уголовного кодекса). Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Эдуарду вменяют то, что якобы с 2017 года ему на счета регулярно переводили незаконно полученные денежные средства.

Студенты

Алана Гебремариам, фото: CityDog

Молодежная активистка Алана Гебремариам была задержана 12 ноября в так называемый «черный четверг» белорусского студенчества, в тот день проходили массовые студенческие акции. Обвиняется по  по ч. 1 ст. 342 УК РБ (Организация либо участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок).

Медики

Артем Сорокин, фото: Facebook

19 ноября по инициативе Генеральной прокуратуры врач-анестизиолог Артем Сорокин был арестован и помещен под стражу. Позже ему, а также журналистке TUT.BY Екатерине Борисевич, было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 178 УК Беларуси за разглашение врачебной тайны, повлекшее тяжкие последствия, в связи с публикацией медицинских документов, касающихся умершего от травм минчанина Романа Бондаренко. Информация, содержащаяся в распространенных документах, опровергает заявления официальных лиц о том, что Бондаренко был пьян в момент избиения, после которого он был доставлен в отделение милиции.

Художники

Алесь Пушкин, фото: «Радыё Свабода»

Белорусский художник Алесь Пушкин был задержан 30 марта в деревне Жиличи Кировского р-на Могилевской области сотрудниками МВД. Задержанию предшествовало возбуждение 26 марта прокуратурой Гродно уголовного дела в отношении него, а также руководителя частного учреждения «Центр городской жизни» Павла Можейко и других лиц «за совершение умышленных действий, направленных на реабилитацию и оправдание нацизма», по ч. 3 ст. 130 УК (разжигание вражды).

Работники избирательных штабов

Мария Колесникова, фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Член президиума Координационного совета, руководитель избирательного штаба Виктора Бабарико Мария Колесникова была похищена 7 сентября в Минске и вместе с еще двумя членами Координационного совета, Антоном Родненковым и Иваном Кравцовым, насильственно привезена на белорусско-украинскую границу для выдворения из страны. Однако порвав свой паспорт на пограничном переходе и выпрыгнув из автомобиля, Колесникова помешала реализации спецоперации силовиков. 21 декабря стало известно, что по поручению Генпрокуратуры СК возбудил уголовное дело по ст. ч.1 ст.. 357 УК о заговоре с целью захвата власти неконституционным путем  против членов Координационного совета. Также Колесникова стала фигуранткой уголовного дела по ст. 361-1 УК о создании экстремистского формирования. 11 февраля активистке предъявили новые обвинения: заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем (ч. 1 ст. 357 УК), создании экстремистского формирования и руководстве им (ч. 1 ст. 361-1 УК).

Граждане других стран

Наталья Херше. Фото из личного архива

Наталья Херше имеет двойное гражданство — Беларуси и Швейцарии. И как раз Швейцария являлась ее постоянным местом жительства, в Беларуси она бывала раз в год. Херше задержали 19 сентября (21-го она должна была улетать), когда она присоединилась к «женскому маршу» возле Комаровского рынка в Минске. Женщина могла «отделаться»  административкой, но при задержании оказала сопротивление, пыталась бежать, вырывалась и схватила сотрудника ОМОН за лицо, стянув балаклаву. Все это привело к возбуждению уголовного дела по ст.363 УК (сопротивление сотруднику милиции). Херше осудили на 2 года и 6 месяцев исправительной колонии общего режима.

Несовершеннолетние

Политическим заключенным признан и несовершеннолетний студент колледжа Денис Хозей, осужден на 3 года воспитательной колонии по ч.2. ст.293 УК (Участие в массовых беспорядках).

Журналисты

О журналистах мы писали здесь.

 Встреча в СИЗО КГБ

Встреча Лукашенко в СИЗО КГБ, фото: Telegram-канал “Пул Первого”

10 октября Лукашенко провел необычную встречу, она состоялась ни во Дворце Независимости, ни в какой-либо другой резиденции президента, а в СИЗО КГБ. Там президент поговорил с представителями оппозиции, в том числе Виктором Бабарико, юристом Максимом Знаком, политологом Виталием Шкляровым и другими. Позже стало известно, что среди участников беседы был и супруг Светланы Тихановской – Сергей.

По информации пресс-службы главы государства, стороны обсудили «важнейшие темы, в первую очередь политики и экономики». Подробности разговора, кстати, до сих пор неизвестны. Однако любопытно то, что после этого визита, некоторые участники «переговоров» вышли из СИЗО. Среди них и неоднозначная фигура – Юрий Воскресенский.

Пара слов о Воскресенском

Юрий Воскресенский — дипломированный антикризисный управляющий, был членом партий и общественных организаций, депутатом Мингорсовета, фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

После встречи в СИЗО с Лукашенко один из участников резко сменил вектор своих взглядов. Речь идет о Юрии Воскресенском. В избирательную кампанию 2020 года он работал в штабе Виктора Бабарико. Занимался сбором подписей в одном из районов Минска и неоднократно выражал мнение, что нужно серьезнее относиться к выборам и добиться поддержки в Москве (по некоторым данным, даже ездил туда на переговоры, правда, с кем и с чьей санкции, неизвестно).

Выйдя из СИЗО Воскресенский начал активно продвигать идею конституционной реформы, той самой, которую предложил провести Лукашенко, прежде чем организовать повторные выборы. Сейчас мистер Воскресенский регулярно мелькает в государственных СМИ, выступая все на ту же тему.

Реакция мирового сообщества на ситуацию с политзаключенными

Безусловно, все происходящее в Беларуси не могло остаться без реакции международного сообщества. Освободить политических заключенных с разной периодичностью требуют и правозащитные организации, и Госдепартамент США, и ЕС, и послы Евросоюза. Только все эти требования не имеют должного эффекта. Точнее, на них отвечают, но, видимо, только тогда, когда это выгодно властям (так, например, из страны смог уехать политолог Шкляров за которого, судя по всему, просил сам Майк Помпео). Другие же, похоже, окажутся на свободе только после того, как в стране сменится власть (по крайней мере, это обещает Светлана Тихановская).

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 293
Регистрация: 03.12.2020