To reset your password, please enter your email address or username below.

Постколониальное облучение: как Франция расплачивается за свои ядерные эксперименты

Во время визита в столицу Французской Полинезии Папеэте президент республики Эмманюэль Макрон пообещал «сказать правду» и открыть архивы о ядерных испытаниях, проведенных Францией в периметре атоллов Муруроа и Фангатауфа, в южной части Тихого океана с 1996 по 1996 годы. Почему эту тему так долго замалчивало французское правительство?

О последствиях ядерных испытаний Макрон заговорил во время своей приветственной речи в ходе официального визита в бывшую колонию. Обещание Макрона многие восприняли как жест доброй воли: слишком долго Франция отмалчивалась, не касаясь этой болезненной для полинезийцев темы. Французские военные проводили испытания ядерного оружия по всему земному шару, в том числе в Тихом океане и алжирской части Сахары.

Хотя Французская Полинезия, которая до сих пор официально является частью Франции, сегодня больше известна как туристическое направление, особенно культовый остров Таити, когда-то она была основным местом проведения ядерных испытаний Франции. На атоллах Муруроа и Фангатауфа в период с 1960-х до середины 1990-х годов было проведено 193 таких испытания. В общей сложности Франция провела 210 испытаний — остальные бомбы были взорваны в Сахаре.

АЛЖИРСКИЙ СЛЕД

Президент Франции напомнил, что правительство подвергло опасности алжирское население, когда проводило испытание на границах Сахары: сначала воздушные взрывы в Реггане, затем подземные испытания в Ин-Бекере. Архивы могут приоткрыть завесу тайны и рассказать, как, несмотря на деколонизацию, генерал де Голль продолжал удерживать Алжир в периметре французского влияния.

Снимок места первого французского ядерного испытания, сделанный с борта самолёта на полигоне Регган на следующий день после взрыва. 1960 год.

Тема возникла в политическом дискурсе Франции неслучайно: в 2022 году страна будет отмечать шестидесятилетие Эвианских соглашений, положивших конец кровопролитной войне за независимость Алжира. Согласно референдуму от 1 июля 1966 года, Алжир уступил Франции использование некоторых аэродромов, земель и военных объектов, которые ей необходимы. Несмотря на обретение независимости страны, Алжиру пришлось пойти на уступки, которые обернулись 13 подземными ядерными испытаниями.

Историк Бенджамин Стора в январе 2021 года представил президенту Франции доклад, посвященный «вопросам, связанным с колонизацией и Алжирской войной». «Французские ядерные испытания в Алжире — один из животрепещущих вопросов, связанных с общим колониальным прошлым», — заявил историк. По его мнению, алжирское государство было лишено архивов, которые могли бы пролить свет на «загрязнение территории Сахары французскими атомными бомбами». Сегодня в распоряжении алжирских властей находятся 870 досье на жертв ядерных испытаний. Согласно данным официальной газеты El Moudjahid, в феврале 2021 года в прокуратуру страны была подана жалоба от бывших французских солдат, служивших в Сахаре во время испытаний и пострадавших от взрывов.

ПОЛНОЕ НЕВЕДЕНИЕ

Также одним из жертв ядерных испытаний стал Раймонд Пиа, который с 1968 по 1996 годы работал на «нулевой отметке» — месте ядерных экспериментов на атолле Муруроа (CEP). Вместе с другими рабочими он рыл шахты глубиной более 50 метров для закладки бомб, а затем после взрыва извлекал детонаторы. «Наши начальники сказали нам, что это может быть опасно, но на нас не было никаких защитных костюмов», — вспоминает Пиа. Лишь когда он оказался на пенсии, после нескольких операций по удалению опухолей власти признали его жертвой облучения.

Французские ядерные испытания на атолле Муруроа в Полинезии, 1971 год.

Пострадавшие основали ассоциацию Moruroa e tatou («Моруроа и мы»). Организация занимается защитой прав жертв испытаний на атолле. Ранее эта тема была под запретом во Франции, поскольку рабочие CEP подписывали контракты, которые включали пункт о неразглашении информации. Им было запрещено публично говорить об опасности ядерных экспериментов во Французской Полинезии. Ассоциация насчитывает более 3 тысяч членов, 70% из которых страдают от заболеваний, связанных с последствиями радиационного облучения.

Нидерландские социологи Питер де Врис и Хан Сеур провели опрос среди бывших сотрудников программы французских атомных исследований. Из 737 респондентов 73% опрошенных при приеме на работу не знали, что будут работать над программой ядерных испытаний, 10% респондентов на тот момент были в возрасте 17 лет и моложе, 41% считали, что работали на загрязненной территории, 14% считали, что просто работали с загрязненными материалами. Зараженные зоны во время их работы менялись так часто, что никто не воспринимал реальные риски для здоровья всерьез.

Вопрос о ядерных испытаниях во Французской Полинезии также стал предметом исследования консорциума журналистов, которые в начале этого года опубликовали книгу Toxique. Enquête sur les essais nucléaires français en Polynésie. Всего было изучено 193 испытания атомных бомб, взорванных на атоллах Тихого океана. 150 тысяч местных жителей оказались так или иначе причастны к этим событиям в бывшей французской колонии.

До сих пор остается множество засекреченных тем, которые Макрон обещал прояснить с помощью открытия архивов. Например, урон от радиоактивных осадков, которые произошли в 1974 году в Папеэте после ядерных испытаний «Кентавр». По различным оценкам, радиационному заражению подверглось население всего архипелага. Или доклад 2013 года, подготовленный по заказу французской армии, в котором отмечалось отсутствие связи между испытаниями и выявленными патологиями среди местных жителей из-за «недостатка данных».

РЕЗУЛЬТАТ КОЛОНИЗАЦИИ

До сих пор ассоциация 193 требует рассекречивания данных о взрывах для оценки причиненного Французской Полинезии ущерба. Только после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году полинезийская общественность начала сомневаться в неоднократных заверениях Франции об абсолютной безопасности ядерных объектов. Во время испытания на атолле постоянно происходили аварии. В марте 1981 года циклон сорвал асфальтовую облицовку ядерного могильника, содержащего плутоний, и разбросал 10 килограммов радиоактивных материалов по атоллу. Властям потребовалось пять лет, чтобы обеззаразить территорию.

Бывший президент Французской Полинезии Оскар Темару, 2014 год.

Полинезийцы пытались привлечь французские власти к ответственности. 9 октября 2018 года Оскар Темару, бывший президент и сторонник полинезийской независимости, обвинил двух французских президентов в «преступлениях против человечности» и подал жалобу в Международный уголовный суд. Речь идет о Валери Жискар д’Эстене и Жаке Шираке, во время правления которых проходили ядерные испытания. Основной претензией Темару стало непризнание французскими властями масштабов трагедии. Хотя около тысячи человек официально подали жалобы на французское правительство, лишь 20 человек получили какую-либо компенсацию об бывшей метрополии.

Экологический активист Максим Чан из организации Te Ora Naho, которая занимается защитой окружающей среды во Французской Полинезии, заявил в ООН, что радиоактивные отходы во время испытаний попали в океан, что также нарушает международные нормы. Активист пояснил, что в результате ядерных испытаний было зафиксировано по меньшей мере 368 случаев выпадения радиоактивных осадков.

«Мы рассматриваем французские ядерные испытания не иначе как прямой результат колонизации», – пояснил Темару. Он отметил, что жители островов не имели права голоса в вопросе о том, можно ли продолжать испытания. «[Была] прямая угроза введения военного правления, если мы откажемся», — заявил он.

ПОЗИЦИЯ МАКРОНА

Попытки привлечь бывших президентов к ответственности закончились безрезультатно: и Ширак, и Жискар д’Эстен мирно скончались. Только в 2010 году Франция официально приняла закон, позволяющий выплачивать компенсации ветеранам и гражданским лицам, пострадавшим в результате ядерных экспериментов.

Президент Франции Эмманюэль Макрон в Папеэте, 27 июля 2021 года.

Нынешний президент Макрон вступил в должность в 2017 году, и по сравнению со своими предшественниками проявил большую готовность открыто говорить о преступлениях, совершенных французскими властями во времена деколонизации. К примеру, Макрон официально признал геноцид в Руанде и репрессии в отношении активистов, выступающих за независимость Алжира в 1950-е годы.

Впереди Макрона ждет предвыборная кампания 2022 года, и его амбиции повторно занять президентский пост согласуются с экологической повесткой. В Европейском Союзе французский президент активно выступает за зеленую экономику. Также во время своего визита Макрон публично говорил о желании решить проблему изменения климата во Французской Полинезии, а также стимулировать экономическое развитие региона. Таким образом Франция пытается поставить точку в спорном постколониальном наследии, а Макрон получить дополнительные очки в предвыборной гонке.

Автор публікації

Коментарі: 0
Публікації: 322
Реєстрація: 22.06.2020