Пан или пропал: итог президентских выборов в Польше окажется непредсказуемым
В Польше проходят президентские выборы – первые в Европейском Союзе после начала эпидемии коронавируса. Оказавшиеся во втором туре кандидаты разделили страну на два непримиримых политических лагеря: ультраправый президент Анджей Дуда объединил польских консерваторов, а мэр Варшавы Рафал Тшасковский ищет поддержки у либерально настроенных поляков. Результаты выборов непредсказуемы и будут зависеть от того, удастся ли кандидатам найти новых сторонников. Найдет ли Польша общий язык с Европейским Союзом и что ждёт российско-польские отношения?
ШАТКИЙ БАЛАНС
На президентских выборах нынешний глава Польши Анджей Дуда не получил абсолютного большинства, на которое рассчитывал. Теперь политик-консерватор примет участие во втором туре выборов, который назначен на 12 июля, против мэра Варшавы, центриста Рафала Тшасковского. В первом туре Дуда набрал 43,5% голосов, его оппонент Тшасковский получил 30,7% голосов. Небольшой разрыв привёл к тому, что теперь оба политика будут бороться за голос каждого избирателя. При этом Дуда уверен в своей победе.
Как он заявил своим сторонникам: «Я достиг этого результата после пяти лет пребывания у власти, в течение которых меня критиковали по всем фронтам, атаковали и вынуждали принимать трудные решения». Однако политологи не считают его результат убедительным и называют итоги первого тура разочаровывающими. Ещё два месяца назад Дуда мог рассчитывать на уверенную победу, однако выборам помешала эпидемия коронавируса, и назначенное на 10 мая голосование было перенесено в последний момент.
Мэр Варшавы на митинге своих сторонников 28 июня 2020 года. Aleksandra Szmigiel // Reuters.
Это первые президентские выборы в Европе, которые проходят во время эпидемии коронавируса. Несмотря на обязательное ношение масок на избирательных участках, длинные очереди и летнюю жару, явка превысила 60%, что значительно выше явки предыдущих президентских выборов 2015 года (48,9%). Если с утра вперёд вырвался Тшасковский с избирателями в городах и районах, которые поддерживают его партию «Гражданская платформа», то к вечеру активизировались сторонники Дуды из воеводств Восточной Польши.
Как резюмировала польская газета «Речь Посполита» «глава государства не может спать спокойно, его результат хороший, но не фантастический». В то же время шаткое положение Дуды – шанс для оппозиции. Тшасковский, глава «Гражданской платформы», заявил, что «58% нашего общества хотят перемен», и теперь пытается создать образ единого кандидата от оппозиции. Тшасковскому в течение оставшихся до второго тура дней придётся проделать огромный объём работы, чтобы мобилизовать новых избирателей.
Речь идёт о тех поляках, которые проголосовали за проигравших кандидатов. Например, избиратели Шимона Головни, независимого политика и бывшего телеведущего, который занял третье место с 13,8% голосов. Головня публично не высказался в поддержку Тшасковского, но заявил, что не будет голосовать за Анджея Дуду. Также выжидательную позицию занял и Кшиштоф Босак, политик-националист, набравший около 7% голосов. Босак занял четвёртое место и пока не выразил предпочтение ни одному из кандидатов.
СТАВКА НА ПРОИГРАВШИХ
При поиске новых сторонников оба политика сталкиваются с серьёзными трудностями. Дуда тесно связан с правящей партией «Право и справедливость» и идеологически менее гибок, чем Тшасковский: хотя формально он не состоит в партии, но президента поддерживает её основатель и председатель Ярослав Качиньский. Дуде было трудно выйти из тени Качиньского – самого влиятельного политика в Польше, на которого до сих пор ориентируется польское правительство при принятии решений.
Президент Польши Анджей Дуда. D. Zuchowicz // Reuters.
Однако сейчас сторонники проигравшего Босака, которые также придерживаются правых взглядов, не спешат отдавать президенту свои голоса: по их мнению, он занимает слишком центристские позиции. И Дуда это понял: после первого тура он признался, что у него с националистом Босаком «очень мало общего». Тшасковский в ответ, пытаясь заручиться поддержкой правых, неожиданно заявил, что между его видением будущего Польши и взглядами Босака не так много различий. «Мы думаем одинаково по многим вопросам», – сказал мэр Варшавы. Сторонники Босака такой жест не оценили и выступили с заявлением, что «не поддержат ни одного из кандидатов».
Не обошли стороной кандидаты и тему российско-польских отношений. Дуда, придерживающийся русофобских взглядов, обвинил Тшасковского в симпатии к россиянам. Польский президент заявил, что его оппонент «имеет чёткое направление в сторону России». Это был ответ на высказывание Тшасковского: «Польша и Россия научились жить рядом друг с другом, но не вместе друг с другом. Поляки и русские всегда были близки. Как будущий президент, я объявляю, что всегда буду открыт для разговоров о том, как улучшить наши контакты с Россией, потому что две великие нации могут сделать гораздо больше, чем быть в постоянном напряжении».
Для польской элиты, чувствительной к подобным высказываниям, заявление Тшасковского было слишком радикальным. «Это очевидное направление в сторону России, которая в настоящее время находится в цензурированном мире из-за аннексии Крыма, оккупации районов на Украине, очень имперской политики. Видно, что пан Рафал Тшасковский не против», — прокомментировал его слова Дуда, добавив, что некоторая близость между странами всё-таки существует, «потому что мы славяне». Однако, по мнению президента, «власть в России всегда была неблагоприятной для Польши на протяжении веков». Эти диаметрально противоположные взгляды политиков показывают глубинные противоречия в польском обществе.
ДВЕ ПОЛЬШИ
Политические соперники символизируют две Польши, которые сегодня смотрят в разные стороны. У Дуды и Тшасковского действительно очень мало общего, кроме того, что оба были депутатами Европарламента и родились в 1972 году. С одной стороны – ультраконсервативный Дуда, популярный в сельской местности, и с другой – либерал Тшасковский, которого поддерживают в городах. Разногласия между их сторонниками становятся всё глубже, и можно констатировать, что эти различия затрагивают не только политические взгляды правых и оппозиционных им сил, но и граждан, которые живут в столице и провинции, в центре и на периферии.
Предвыборные плакаты в Сопоте, Польша 6 мая 2020 года. Michal Fludra// NurPhoto.
Предвыборная кампания кандидатов обнажила нарастающую политическую напряженность в стране. Сами партии – «Право и справедливость» и «Гражданская платформа», которую основал бывший премьер-министр Польши и председатель Европейского Совета Дональд Туск, – воюют за власть в стране на протяжении почти двух десятилетий. Это противостояние и привело к беспрецедентной явке избирателей на нынешнем голосовании. «Это будут не только выборы между Анджеем Дудой и Рафалом Тшасковским», – сказал мэр Варшавы после объявления результатов первого тура. – «Это будут выборы между открытой Польшей и Польшей, которая ищет врага, президентом, который стремится к расколу».
Голоса перед вторым туром распределяются практически поровну между двумя кандидатами. Если сложить голоса за правых кандидатов – Анджея Дуду и Кшиштофа Босака, то получится около 50%. Число голосов, отданных за четырёх кандидатов от демократической оппозиции – Рафала Тшасковского, Шимона Головни, Роберта Бедроня и Владислава Косиняка-Камыша – также составляет половину от общего числа пришедших на избирательный участки. Поэтому исход выборов пока трудно предположить. Однако уже сейчас можно констатировать, что победитель второго тура выиграет с небольшим перевесом голосов. Сможет ли он стать президентом и тех поляков, которые проголосуют против него?
КТО ПОБЕДИТ?
В случае победы Дуды Польша продолжит те радикальные реформы, которые вызывают недовольство у Европейского Союза, в том числе изменения в судебной системе и медийной сфере. Брюссель обвиняет Дуду в том, что польский президент ставит суд под свой политический контроль. Во время его президентского срока Европейская комиссия инициировала четыре судебных разбирательства против Польши за нарушение принципа верховенства права. В декабре 2017 года власти Евросоюза применили 7 статью Европейского договора, с помощью которой Польшу единогласно лишили права голоса в Европейском Союзе – после того, как в стране была одобрена спорная реформа судебной системы.
Тшасковский наоборот обещает в случае избрания наложить вето на любые консервативные изменения. Правящая партия не имеет трёх пятых в парламенте, чтобы отменить президентское вето, согласно действующей конституции. «Сегодня у нас очень ясная ситуация: Польша либо будет продолжать развиваться, либо завершит свою деятельность. Я – гарантия того, что вы сохраните всё полученное», – заявил Тшасковский своим сторонникам на митинге в городе Ловиче. В то же время Дуда не скупится на обещания и призывает снизить пенсионный возраст и ввести ежемесячное пособие 500 злотых (112 евро) для детей. Такие идеи позволяют президенту поддерживать свою популярность среди поляков.
Исход второго тура может изменить отношения Польши с Европой. Всё президентство Дуды прошло под знаком конфронтации с Европейским Союзом. Брюссель обвинил польское правительство в том, что «оно угрожает верховенству закона и независимости судебной власти». Претензии Евросоюза касаются и ЛГБТ-прав. Дуда проводил жёсткую политику в отношении ЛГБТ-сообщества и таким образом зарабатывал себе дополнительные очки в консервативной Польше. Чтобы сплотить свою партию, президент пошёл ещё дальше и сравнил «ЛГБТ-идеологию» с коммунизмом.
В отличие от консервативного соперника Тшасковский не скрывал своих симпатий к Европейскому Союзу и на посту мэра польской столицы выступал за права сексуальных меньшинств, но во время предвыборной кампании старался обходить этот вопрос, чтобы не потерять голоса потенциальных избирателей.
Победа Тшасковского может дать оппозиции важный рычаг давления в парламенте, который сейчас контролирует партия Дуды «Право и Справедливость». Тем более по польской конституции полномочий у президента значительно больше, чем, к примеру, у его немецкого коллеги. «Это решающий момент. От этого решения очень многое будет зависеть», – сказал во время первого тура Лех Валенса, лидер движения «Солидарность» и первый президент Польши. В последние годы Валенса стал ярым критиком правительства Дуды. Прислушаются ли к его мнению поляки? До 12 июля остаются считанные дни.