С плеч долой: снос памятников в США и Европе – это борьба за права или новое варварство?
Во время акций протеста против расизма и произвола полиции в США пострадали не только люди. Целью протестующих стали памятники историческим деятелям, которых активисты обвинили в расовой ненависти и работорговле. Сначала в Штатах, а потом и в Европе статуям начали отрывать головы, разрисовывать их граффити и бросать в реки. Правительства стран при виде возмущённой толпы, кажется, не знают, что с этим делать. Куда приведет эта борьба с историей?
АМЕРИКАНСКИЕ ГОЛОВОРЕЗЫ
Вечером 10 июня в штате Виргиния было неспокойно. Сразу в нескольких городах протестующие вышли на улицы и выступили против вседозволенности полиции. Сами же полицейские, опасаясь подлить масла в огонь, молча наблюдали за активистами, однако погромов было не избежать. В городе Портсмут протестующие требовали убрать с центральной площади четыре статуи монумента Конфедерации: на этом самом месте когда-то темнокожих рабов наказывали кнутом.
Однако городские власти медлили, и тогда демонстранты взяли дело в свои руки. Сначала люди пытались свалить памятники, обвязав их верёвками, но те прочно стояли на своем месте. Тогда статуи разломали по частям и по очереди обезглавили под восторженные крики толпы и игру духового оркестра. Одна бронзовая фигура при падении задела протестующего, в результате чего он получил травму головы и потерял сознание. Пострадавшего спешно отвезли в больницу, где мужчина впал в кому.
В столице штата, городе Ричмонд в это время отрывали голову другому памятнику – единственному президенту Конфедеративных Штатов Америки Джефферсону Дэвису. Именно здесь во время Гражданской войны жил Дэвис. К слову, Ричмонд – один из старейших городов страны, и каждый американец помнит слова одного из отцов-основателей США Патрика Генри «Дайте мне свободу или дайте мне смерть», которые он произнёс здесь. Считается, что с его речи началась Американская революция. Дойдет ли дело и до памятника Генри? Ведь многие отцы-основатели тоже были рабовладельцами.
Статуя Джефферсона Дэвиса в Ричмонде 11 июня 2020 года. J. Scott Applewhite /Associated Press
Под впечатлением от увиденного губернатор штата Ральф Нортэм распорядился от греха подальше демонтировать и памятник герою Конфедерации – генералу Ли. Но тут в защиту монументов выступил суд и запретил 8 июня чиновникам трогать любые памятники в течение ближайших десяти дней. Поэтому мэрия так медлила с переносом памятника конфедератам. Местные жители не захотели ждать и сами линчевали монументы.
Теперь в опасности не только памятники деятелям Конфедерации – на очереди сам Христофор Колумб. Для жителей Ричмонда крушение статуй, кажется, привычное дело: ранее они успели свалить скульптуру путешественника, поджечь его и затем бросить в озеро. Колумба успели демонтировать и в других американских городах: памятники также осквернили и снесли в Майами, Сент-Поле, Бостоне и Сан-Франциско.
Популярный протест поддержали американские политики – и вот уже спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси распорядилась убрать из здания Капитолия портреты предыдущих спикеров, которые служили во времена Конфедерации. Портретов набралось всего четыре, но Пелоси успела заявить, что необходимо сделать так, чтобы коридоры здания, в котором заседает Конгресс, «отражали высшие идеалы американцев». К тому же она потребовала убрать из здания парламента статуи лидеров и солдат Конфедеративных штатов Америки. Вряд ли американцы знают, что в коридорах Капитолия вообще висят чьи-то портреты, но Пелоси решила воспользоваться моментом и, в добавок, вынесла на голосование поправку, которая предусматривает возможность переименования военных баз США, названных в честь генералов-конфедератов.
Вопрос переименования – прерогатива главнокомандующего американской армией и по стечению обстоятельств главного политического врага Пелоси Дональда Трампа. Президент молниеносно ответил на инициативу спикера и четко дал понять, что такую возможность он даже не рассматривает. В Америке достаточно баз, которые названы в честь военных деятелей Юга: Форт-Брагг, Форт-Худ и Форт-Беннинг названы в честь генералов Джона Худа, Бракстона Брагга и Генри Беннинга, которые воевали в Гражданской войне на стороне Конфедерации и по сути были рабовладельцами.
«США размещали и тренировали там наших героев, а также выиграли две мировые войны. Ввиду этого моя администрация даже и не рассматривает возможности переименования этих замечательных легендарных военных объектов. Уважайте наших военных!», – написал Трамп в твиттере. Призыв уважать силу на фоне полицейского произвола в стране прозвучал двусмысленно для американцев.
АНГЛИЙСКИЕ ВАНДАЛЫ
Акции протеста против расовой несправедливости перекинулись и на Европу. В Великобритании мода сносить неугодные памятники пришла в город Пул графства Дорсет. Но англичане не стали сразу отрывать головы монументам: власти города решили демонтировать памятник основателю скаутского движения Роберту Баден-Пауэллу, чтобы спасти его от демонстрантов, которые «могут нанести ущерб скульптуре». А пока поставили к памятнику круглосуточную охрану.
Баден-Пауэлл действительно симпатизировал расистам, но нашлись и те, кому идея сноса не понравилась. Горожане вышли к памятнику с плакатами «Британская история имеет значение». Они заявили, что Баден-Пауэлл спас жизни 54 миллионов детей, а статуя расположена на этом месте потому, что отсюда виден остров Браунси, где было основано скаутское движение. И если памятник перенести – то и смысла в нём особого не будет: кому он станет интересен на окраине города? Жители другого английского города Бристоля были более решительны и рассуждали недолго – просто отвинтили от постамента изваяние филантропа и работорговца Эдварда Колстона и сбросили его в реку.
Протестующие сбрасывают статую Эдварда Колстона в реку 7 июня 2020 года.
Протестующие замахнулись даже на святое: они предложили снести памятник премьер-министру Уинстону Черчиллю, так как тот тоже позволял себе много неполиткорректного. В Лондоне на статую нанесли граффити и прикрепили к Уинстону табличку с обвинениями в расизме. Нынешнему премьер-министру Борису Джонсону это показалось чересчур. “Это [памятник] – постоянное напоминание о том, что Черчилль спас свою страну, да и всю Европу, от фашистской и расистской тирании. Абсурдно и позорно, что этот важный для нации памятник сейчас может подвергнуться атаке со стороны агрессивно настроенных демонстрантов. Конечно, Черчилль иногда выражал точку зрения и позволял себе высказывания, которые по сегодняшним меркам недопустимы. Но ведь при этом он был героем и полностью заслуживает того, чтобы в честь него был воздвигнут памятник» – заявил Джонсон. Премьер-министр добавил, что демонтировать памятники равнозначно «лжи о собственной истории».
В мэрии столицы премьер-министра не поддержали и встали на сторону протестующих. Глава Лондона Садик Хан объявил о создании комиссии «для оценки актуальности памятников, объектов уличного искусства и названий улиц». Нынешних статуй оказалось недостаточно. Но Хан – политик дальновидный, и в интервью BBC уточнил, что пересмотру не подлежат памятники таким фигурам как Уинстон Черчилль. Возникает вопрос: а чья голова полетит, если не Черчилля? Мэр уклонился от называния имён, которых считает недостойными увековечивания, но сразу предложил открыть ещё несколько мемориалов, например, памятник мигрантам, которые восстанавливали послевоенный Лондон, или национальный музей рабства.
ГОСУДАРСТВО МОЛЧИТ
Но вот что странно: такие инициативы уже есть и обсуждаются не первый год. Однако на них, кажется, никто не обращает внимания. Более 20 лет Оку Экпеньон, скромный английский учитель истории, добивается открытия национального мемориала памяти о рабстве. В конце 2000-х годов были собраны все необходимые документы, однако мемориал до сих пор не установлен в Гайд-парке.
Идея пришла к Оку в конце 1990-х годов, когда он вместе со своими учениками был на экскурсии в лондонском Тауэре. Одна школьница африканского происхождения спросила преподавателя: «А где же наша история?». В классе, признаётся учитель, они говорили о Британии, промышленной революции, «но рабство всегда рассматривалось как нечто, что происходило в другом месте». Чтобы исправить эту несправедливость, он вместе с друзьями основал ассоциацию «Мемориал 2007» и решил к двухсотлетию отмены работорговли в Британской империи, которая произошла в 1807 году, создать памятник рабам и их потомкам. Они нашли скульптора, была сделана модель памятника и определено место – в Гайд-парке, самом центре Лондона. Инициативу поддержал тогдашний мэр столицы Борис Джонсон.
Макет мемориала был представлен прессе 18 августа 2018 года в Лондоне. J. Ben Stansall / AFP
И тут дело застопорилось, потому что британское правительство отказывается сделать взнос в 4 миллиона фунтов стерлингов на строительство мемориала. При том, что другие памятники по всей стране получают финансовую поддержку государства. Правительство тянуло до последнего, и в ноябре прошлого года срок действия разрешения на строительство истёк. Теперь Экпеньону и его сторонникам придётся заново оформлять документы и подавать заявку.
Как считает учитель, его история отражает двойственную позицию государства. Оно старается придерживаться приличий и осуждает расизм, но на самом деле политики боятся выступать радикально – иначе они потеряют поддержку консервативно настроенных избирателей, которые зачастую придерживаются идеологии расовой нетерпимости. Сегодня Экпеньон надеется получить помощь на фоне протестов и возросшего интереса к проблеме.
ДАВАЙТЕ БОРОТЬСЯ С РАСИЗМОМ, А НЕ С ИСТОРИЕЙ
Борис Джонсон предложил выход: в своей статье, опубликованной в The Daily Telegraph, премьер-министр предложил пропагандировать небелых исторических деятелей, а не сносить памятники личностям, которых считают расистами и рабовладельцами. В качестве примера он привёл опыт Северной Ирландии, где для сохранения баланса памятники ставят как католикам, так и протестантам. Но тут же Джонсон предупредил читателей об опасном «бристольском» пути, по которому идут протестующие: если все начнут сносить статуи, как в Бристоле, памятников скоро не останется вовсе. «Мы не можем и не должны погрязнуть в бесконечных спорах о том, какие известные исторические личности достаточно «чисты» или политически корректны, чтобы быть на виду у публики».
В словах премьер-министра есть доля лукавства: североирландские власти в рамках политики равенства планируют ставить по соседству с памятниками деятелям Британской империи статуи борцов за независимость региона. Речь идёт о деятелях Ирландской республиканской армии, которая выступала за отделение Северной Ирландии от метрополии. Насколько этот опыт применим для борьбы с расизмом – большой вопрос. Станет ли расизма чуть меньше, если рядом с памятником Джефферсону Дэвису или Эдварду Колстону будут стоять фигуры их рабов? Джонсон о такой перспективе в своей статье умолчал.