Военные учения во время эпидемии: как компьютерные симуляторы помогают солдатам
Военная подготовка, особенно тактического уровня, представляет собой смесь индивидуальных навыков, сплоченной командной работы, а также общего понимания задачи. Современный солдат должен уметь взаимодействовать с массой существующих факторов, причем делать это практически рефлекторно.
Получить должный уровень военной подготовки невозможно без месяцев (а в некоторых случаях и лет) изнурительных тренировок, которые подразумевают тесный контакт между военнослужащими, инструкторами и, собственно, вооружением и технологиями. Распространение коронавируса и опасность заражения через тесный контакт стали серьезной проблемой для армии, флота и военно-воздушных сил. Насколько возможно сохранение и развитие военных навыков при условии соблюдения правил изоляции?
В связи с тем, что угроза коронавируса (COVID-19) не исчезнет в ближайшее время, важно сфокусироваться на методах и средствах, с помощью которых возможно продолжать обучение солдат при использовании всех существующих технологий. Именно в существующих условиях становится актуальным использование специализированных тренажеров, которые позволяют создавать условия, приближенные к реальным, без реального контакта с другими людьми.
Компьютерные игры не только для развлечений
Военные симуляторы (1-го и 2-го поколения) использовались в разных армиях еще с середины 90-х годов, в частности, в индийских ВС. Различные типы индивидуальных и групповых тренажеров были разработаны и использовались в качестве специальной платформы для осваивания новых вариантов тактических операций, а также новых видов вооружения. Тем не менее, эти тренажеры все равно не могут полноценно заменить настоящие учения на открытых пространствах, которые в настоящее время довольно сложно провести.
Есть смыл подумать о модернизации и расширении доступности военных симуляторов последнего поколения, либо же закупать полностью новые программные комплексы. Финансовые полномочия, которыми наделены руководители по закупкам во время пандемии COVID-19, должны быть расширены для приобретения необходимых виртуальных учебных пособий, которые помогают солдатам оттачивать координацию рук, глаз, реакцию, а также тактические навыки.
Сегодняшнее молодое поколение отлично разбирается в своих смартфонах и может ловко использовать устройство для решения задач, которые для старшего поколения будут довольно сложными. Таким образом, у будущих солдат есть необходимые задатки для работы с клавиатурой и программным обеспечением практически любой военной техники. Плюс к этому увлеченность молодежи компьютерными играми (в частности, военными симуляторами) также может принести определенную пользу в реальной армии.
Действительно, сегодня существует огромное количество игр для персональных компьютеров и портативных устройств. Xbox и PlayStation 4 — это всего лишь два примера игровых приставок, которые предлагают программное обеспечение для обучения солдат выполнению своих реальных задач сначала в игровом мире, а затем уже в реальном. Как минимум одна такая консоль обязательно должна быть в каждом учебном подразделении, а финансовые средства на ее приобретение должны быть обязательно включены в бюджет.
Критики сказали бы, что виртуальный мир сильно отличается от реального. Без сомнения, это так, особенно для военнослужащих. И все же, вместо того, чтобы угрюмо сидеть в казармах в ожидании снятия ограничений, лучше использовать это время для оттачивания навыков стрельбы или движения в таких играх, как Call of Duty и Sniper Elite. Даже навыки вождения можно получить с помощью таких игр, как Forza Horizon 4 или Asphalt Legends 9. Фактически, солдаты армии США из 3-й боевой бронетанковой бригады 1-й кавалерийской дивизии в настоящее время используют онлайновый танковый симулятор War Thunder, чтобы сохранить определенные навыки, несмотря на существующие ограничения, вызванные пандемией.
Будущее армий за компьютерными технологиями
Программы и игры — это всего лишь одно из элементарных решений проблемы подготовки солдат, которые в существующих условиях пандемии не могут полноценно учиться. Дополнительно можно найти множество способов и средств, если рассматривать надежные и реалистичные тренажеры в качестве основного средства ознакомления всех военнослужащих с их сложными задачами и географическими вариациями местности.
Моделируемые системы особенно эффективны для сложных сценариев обучения, то есть для тех, которые включают в себя большое количество процедурных шагов или взаимодействий. Следовательно, можно сделать вывод, что даже для масштабных и сложных тренировок боевые тактические тренажеры должны распространяться по всей армии в достаточном количестве и должны широко использоваться для подготовки экипажей и подразделений к тренировкам, которые трудно воспроизвести в реальном времени, но можно легко сделать в виртуальном.
Еще одним хорошим примером, опять же из опыта армии США, является использование Интегрированной системы визуального усиления (IVAS), основанной на технологии Microsoft HoloLens. Это система дополнительной реальности при помощи которой можно не только модулировать те или иные ситуации, а и использовать ее в реальных боевых условиях.
Современные системы позволяют полностью интегрироваться в существующую среду и, например, управлять оружием при помощи различных интерфейсов (Bluetooth, Nfc, RFID, 5G и т. д.), что дает возможность сделать обучение солдат более эффективным.
Сейчас тренажеры нового поколения находятся в стадии разработки. При этом следует понимать, что сокращение количества занятий, оптимизация тренировочных баз и полигонов, а также другие важные факторы современности могут отрицательно повлиять на уровень подготовки солдат. Именно поэтому инвестиции в тренажеры и технологии дополнительной реальности дадут возможность проводить учения при любых условиях, включая глобальную пандемию.
Исследование корпорации RAND 2019 года под названием «Коллективное обучение на основе компьютерного моделирования в армии США» довольно подробно описывает общий уровень внедрения, точность моделирования и преимущества, которые приносит специализированная компьютерная техника, в частности, программы дополненной реальности. По мере улучшения и расширения набора доступных сценариев обучения повышается сам уровень подготовки солдата. На практике это дает возможность говорить о том, что подобная методика может стать отличной альтернативой тренировкам в реальных условиях, особенно если нет возможности проводить масштабные учения.
В целом, развитие подобных технологий будет предельно полезным для любой армии. Даже если не обращать внимание на невозможность проводить полноценные учения во время пандемии, компьютерное моделирование может стать не просто альтернативой, а предельно доступным и полезным инструментом в подготовке. Разумеется, тренировки в реальных условиях полностью сбросить со счетов нельзя, но программные сценарии тоже должны присутствовать. За этой комбинацией — будущее военной практики.