Facebook блокирует за призывы к протестам против карантина: грядет ли тотальный контроль свобод?
#ПереводБезЦензуры
Немного подзабытые «репрессии» Facebook в отношении своих пользователей недавно снова стали актуальными На этот раз компания объявила, что запрещает продвижение определенных видов протестных акций на своей платформе. Несмотря на то, что предыдущие запреты были в основном направлены на блокирование всевозможных «фабрик троллей» в политическом плане, стремление помешать протестам подчеркивает, насколько Facebook может повлиять и на реальную жизнь людей.
Несколько дней назад социальная сеть начала удалять определенные посты с призывами организации митингов в знак протеста против правительственных ограничений в условиях эпидемии коронавируса. Пресс-секретарь компании Facebook подтвердил, что на площадке отныне запрещены любые призивы к протестам против решений правительства касаемо карантина, поэтому подобные посты будут удаляться.
При этом представитель отметил, что удаление постов в социальной сети будет точечным, то есть те публикации, которые призывают к протестам, например, в определённых штатах без карантинных запретов, то Facebook разрешит организовывать мероприятия на своей платформе, если протест явно требует от всех участников поддержания социальной дистанции.
Обыденность или серьезных шаг к ограничениям свобод?
Facebook очередной раз показал себя не платформой для друзей и знакомых, для чего она и разрабатывалась, а фактически площадкой для общения и улаживания конфликтов между гражданами и правительствами стран. Социальная сеть взяла на себя роль глобального модератора — в определенных местах она пытается погасить накал, а определенные вопросы оставляет без внимания.
То, что частная компания может теперь в одностороннем порядке принять решение о запрете призывов к митингами и протестам, которые она считает неприемлемыми, является значительным расширением ее власти над тем, что когда-то было священной и конституционно защищенной свободой. Однако, поскольку мы уступаем общественную площадь частным компаниям, в некоторых случаях эти конституционные свободы перестают применяться. Фактически, через эти частные компании правительственные чиновники могут ограничивать свободу слова, которую они обязаны защищать.
Кстати, в марте 2020 года Facebook уже выступал с заявлением по поводу эпидемии коронавируса и блокировки пользователей за недостоверную информацию об эпидемии. При этом, по ряду мнений, «под шумок» социальная сеть начала банить и другие информационные элементы. После многочисленных жалоб представители компании отметили, что ошибочные блокировки — следствие плоха настроенных фильтров, а также отсутствие достаточного количества модераторов, которые были отправленый по домам из-за карантина. Кстати, массовые блокировки прекратились.
Чего можно ожидать?
Если Facebook может самостоятельно запретить определенные протесты против карантинных мер по COVID-19, то что может помешать компании завтра запретить призывы к митингам за права женщин на Ближнем Востоке, митингам ЛГБТ в России или протесты в Гонконге — все это в соответствии с постановлениями правительства? Отвечая на вопрос об этих примерах, компания отказалась от дальнейших комментариев или заявила, что не будет распространять свою политику COVID-19 на другие темы.
С другой стороны, если вспомнить политику борьбы Facebook с политическими «троллями» и «фейками», то здесь становится явно — компания может вполне жестко отреагировать на те или иные тенденции, идущие вразрез с официальной позицией правительства.
Конечно же известные скандалы с манипуляцией общественным мнением в Facebook не сравнить с призывами протестовать против карантинных мер, но позиция вполне понятна — блокировать и банить будут всех, кто на государственном уровне считается «неугодным», даже если в действиях не наблюдается прямого нарушения законов.
Разумеется, можно подвергнуть сомнению целесообразность многолюдных протестов в разгар пандемии, но ответственность за пресечение таких действий должна быть возложена на демократически избранные правительства, подотчетные народу, а не на частные компании, подотчетные сами себе. С другой стороны, такая мощная площадка, как Facebook вполне может стать очередным государственным инструментом давления на общество. Даже если это не будет явно видно.