«Свобода цвета роз»: радикальные реформы в Грузии в 2000-х годах
С «Пятидневной войны» 2008 года Грузия выступает одним из главных противников России в ближнем зарубежье. После разрыва дипломатических и торговых связей она стала настоящей страной «нон-грата», о которой практически ничего не говорят и не пишут. После распада СССР в нулевых годах именно Грузия стала ареной самых масштабных либеральных реформ , которые радикально изменили страну.
Розы и реформаторы
К 2003 году грузинское общество было недовольно правлением президента Эдуарда Шеварнадзе. Оно выступало против повальной коррумпированности государственных чиновников, разгула криминала и бедности населения, и хотело перемен.
Бикфордовым шнуром революции, в будущем получившей название «Революции роз», стали парламентские выборы в ноябре 2003 года. На них официально победили политические сторонники Шеварнадзе, но оппозиционеры и международные наблюдатели не признали результатов. Один из лидеров оппозиции Михаил Саакашвили, бывший министр юстиции Грузии, получивший образование и некоторое время работавший за рубежом, призвал граждан выйти на улицы и протестовать. Вскоре Тбилиси заполонили массовые митинги.
Будущий президент Грузии Михаил Саакашвили во главе сторонников в Тбилиси
Саакашвили вместе со своими сторонниками захватил парламент. Шеварнадзе, видя, что его не поддерживают даже силовые органы, после переговоров с оппозицией и министром иностранных дел России Игорем Ивановым подал в отставку.
В январе 2004 года были проведены президентские выборы, победу на которых одержал Михаил Саакашвили. Сразу же после своего избрания он инициировал радикальные либеральные реформы. В их главе встал Каха Бендукидзе, назначенный сначала министром экономики, а затем министром по координации экономических реформ.
Главный грузинский реформатор Каха Бендукидзе
Бывший советник премьер-министра России Михаила Касьянова и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Бендукидзе обладал большим опытом ведения бизнеса, и руководствовался либертарианскими идеями уменьшения вмешательства государства в экономику. По его словам, в центре изменений должен был встать человек, которому не нужно мешать менять мир и самому принимать решения. Эти убеждения и были поставлены в основу реформ.
Основными целями реформ стали – максимальная свобода для экономической деятельности, а также реформа государственной службы и жесткая борьба с коррупцией.
Свобода бизнеса и борьба с коррупцией
Первым делом реформаторы взялись за сокращение разросшегося государственного аппарата и упразднение лишних ведомств. «Фирменным стилем» нового руководства стало увольнение всех работников того или иного ведомства, а затем, если оно вообще было признано необходимым, создание его заново с новой структурой, функциями и людьми.
Так, уже через несколько месяцев после прихода к власти революционеров были упразднены санэпидемстанция и пожарная инспекция. Но самым ярким примером стала ликвидация ГАИ.
Грузинская Госавтоинспекция считалась крайне коррумпированной структурой. Поэтому реформаторы поступили радикально – уволили все 13 тысяч сотрудников и упразднили саму службу. Затем всего за 2 месяца была создана новая патрульная полиция по примеру Америки. Прежних коррумпированных сотрудников сменили новые молодые полицейские. Брали ли они взятки, как их предшественники?
Поначалу, да. Но служители закона отправлялись в тюрьму на 10 лет, если попадались на взятке всего в 50 долларов. Это продолжалось, пока большинство полицейских не перестали брать “на лапу”. И сейчас грузинские гаишники являются гордостью полиции за свой профессионализм и неподкупность.
Параллельно были уволены еще 15 тыс. человек из других подразделений полиции, на место которых пришли новые люди. Однако реформаторы использовали метод не только «кнута», но и «пряника». Сотрудникам полиции подняли зарплату выше средней по стране в целом, что мотивировало их работать честно.
Те же процессы шли и в других государственных органах. Количество государственных служащих сократили в 2 раза, но оставшиеся стали получать в 15 раз больше. Сократили и сами министерства – из прежних 18 осталось всего 13, а из 52 ведомств – только 34.
В результате к 2010 году доверие граждан к своей полиции выросло до 84%, а в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции, который составляет организация Transparency International, Грузия поднялась на 35-е место с прежнего 83-го.
Сотрудница полиции Грузии
Также реформаторы существенно упростили сложную систему получения лицензий и разрешений на ведение бизнеса. Сам перечень деятельности, которую нужно было лицензировать, был сокращен на 85%. Для чиновников, выдающих лицензии и патенты, были введены жесткие временные рамки на рассмотрение заявки. Если они за этот период не предъявляют каких-либо претензий, то лицензия выдается автоматически.
Положительную роль в развитии бизнеса сыграло упразднение в 2007 году уставного капитала. В итоге Грузия стала единственной страной СНГ, где открыть любой бизнес можно всего за 3 дня, только зарегистрировав фирму в налоговой.
Наибольшим успехом реформаторов стала масштабная налоговая реформа. Ее целями стали уменьшение налогового бремени и сокращение теневой экономики, процветавшей в условиях коррупции и высоких налогов.
Реформаторы, как обычно, провели “кадровую чистку” налоговой службы, что позволило начать налогообложение заново. Они сократили число самих налогов с 22 до 7, и установили низкую ставку налога на прибыль – всего 15%. Социальный налог был объединен с подоходным, и была установлена единая плоская ставка – 20%. Это позволило компенсировать потери для госбюджета.
Не обошли реформы и таможенную систему. Экспортные и импортные квоты были отменены, а вместо прежних 16 тарифов было введено всего 3: 0%, 5% и 12%. Первый тариф касался большинства товаров, а третий относился к некоторым видам строительных материалов и сельхозпродукции. Между таможенниками устроили соревнование с поощрением тех, кто быстрее остальных оформит документы на ввоз.
Реформаторы Бендукидзе провели и масштабную приватизацию. Сам политик говорил, что продать можно все, кроме совести, и в собственности государства может остаться только королевская печать, поэтому объектами приватизации стали практически все виды собственности – сельскохозяйственные земли, заводы, железные дороги, порты и аэропорты, и даже больницы и образовательные учреждения. Целевое назначение земли, то есть разделение ее по видам, было отменено везде, кроме столицы − Тбилиси. Это стало еще одним ударом по коррупции, так как раньше переход земли из одного вида в другой был одним из главных ее источников.
Важную роль сыграла и реформа здравоохранения. В ее рамках государство стало передавать больницы в собственность предпринимателей, но с условием в будущем долгое время не менять профиль деятельности. Также для социально незащищенных слоев населения были введены ваучеры, которыми можно было оплатить минимальное медицинское обслуживание. В то же время лечение социально значимых болезней должно было оплачиваться государством, которое платило и за медицинские услуги пожилых людей старше 60 лет и детей до 3. Также были возрождены сельские врачи общей практики.
Грузинские врачи
Поскольку многие люди по результатам реформы должны были сами покупать себе медицинскую страховку, государство запустило программу «Дешевое страхование», которая должна была помочь среднему классу в этом.
В результате реформы здравоохранения медицинская система стала менее коррумпированной и более прозрачной. Незащищенные слои населения получили поддержку со стороны государства, была снижена детская и материнская смертность, а также остановлена эпидемия туберкулезных заболеваний.
Либеральные реформы полностью изменили Грузию, но они не были доведены до своего логического конца.
Совсем другая страна
По результатам реформ Грузия кардинально изменилась. Доходы бюджета в 2008 году достигли 3,3 млрд. долларов. Экономика в период с 2004-го по 2007-й годы росла примерно на 9-12% процентов в год. Результаты реформ были сразу же проверены на прочность мировым экономическим кризисом, наступившим в 2008, от которого многие страны не оправились до сих пор.
Тогда грузинский ВВП просел почти на 4%, однако в сравнении, например, с Украиной, чье падение составило 15%, это – не такая большая цифра. Экономика сумела оправиться от удара и уже в 2010 показала рост более 6%.
Согласно докладу Всемирного банка, в 2004-2007 гг. Грузия являлась самой реформируемой страной планеты. Ей удалось занять 11-е место в рейтинге государств по легкости ведения бизнеса, обойдя даже Францию с Германией.
Так почему же реформы удались не до конца? Дело в том, что Михаил Саакашвили увлекся тем, что уже сгубило немало популярных лидеров государств – внешнеполитическими амбициями. Попытавшись вернуть в 2008 году Южную Осетию военным методом, он начал войну с Россией, которая получила название «Пятидневная».
Грузинские пленные во время “Пятидневной войны”
Проиграв ее, грузинский лидер потерял прежнюю популярность и вместо продолжения реформ занялся попытками удержать ускользавшую власть в своих руках и борьбой с оппозицией. На этом фоне Каха Бендукидзе покинул правительство Грузии в 2009 году.
Однако уже в отставке талантливый реформатор подготовил Акт экономической свободы, который был принят парламентом Грузии в 2011 году. Этот закон закрепил результаты изменений и установил, что ни один новый налог не может быть введен или увеличен без референдума. По мнению главы правительства страны Ники Гилаури, Акт гарантировал, что налоги останутся низкими, а государство не сможет вмешиваться в экономику по своему желанию.