Шпионы Путина: как работает российская дипломатия за рубежом
В условиях существующего геополитического кризиса, а также на фоне имперских амбиций Путина в Украине, Африке и даже в Беларуси, неудивительно, что российские шпионы развернули свою активную деятельность в Европе. Их концентрация, особенно в восточной части, уже превысила все ожидания. Кажется, что даже после распада СССР этот забальзамированный геополитический труп с его привычками остался на стороне российского президента. Холодная война не закончилась — это подтверждается регулярностью скандалов с участием сотрудников российских спецслужб. Впрочем, чего ещё можно ожидать от страны, которую возглавляет бывший сотрудник КГБ?
Недавно прогремел очередной скандал — по подозрению в шпионаже из Болгарии выслали двух российских дипломатов. Как выяснилось, один из них был первым секретарем в консульском отделе российского посольства. По информации правоохранительных органов, дипломат собирал секретную информацию относительно выборов, энергетического сектора и энергетической безопасности страны. Более того, незадолго до этого шпионского скандала в октябре 2019 года болгарские спецслужбы выслали из страны первого секретаря российского посольства, который собирал разведданные о Болгарии, ЕС и НАТО.
Учитывая столь высокие должности и ранги сразу же возникает вопрос: если в шпионаже обвиняют дипломатов, то сколько же таких российских Джеймсов Бондов в посольствах и консульствах по всей Европе? Очевидно что сотни, если не тысячи. А если сюда добавить тех, у кого нет российских дипломатических паспортов — людей, которые имеют опыт работы с “Новичком”, которые фотографируют поезда, организуют акции протеста, организуют языковые референдумы, участвуют в провокациях и прославляют Путина в средствах массовой информации — их количество может достичь и десятков тысяч. Это означает, что есть не только профессиональные шпионы, но и люди, которые готовы делать грязную работу для Кремля. Ещё один пример: Болгария обвинила трех российских граждан в покушении на убийство торговца оружием Эмилиана Гебрева и двух других лиц, которое произошло в 2015 году.
Болгария — не единственная страна, которой в настоящее время пришлось столкнуться с российскими агентами. Не так давно предполагаемая шпионка была выявлена в Литве — она смогла стать членом литовского парламента. Некоторое время назад Сейм начал процедуру импичмента одного из лидеров партии «Русский альянс» Ирины Розовой, которая представляет фракцию «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» (EAPL-CFA). В ходе расследования выяснилось, что политик встречалась с российскими дипломатами, чтобы обсудить финансовую помощь «Русскому альянсу». Кроме того, было обнаружено, что она поддерживала контакты с бывшим генеральным консулом России в Клайпеде Владимиром Малыгиным, который был выслан из Литвы после обвинений в шпионаже. Правда, похожая ситуация? Можно только догадываться, сколько таких деятелей было или остается в парламенте Латвии. Сразу можно вспомнить двух таких коллаборационистов как Ингуна Судраба и Янис Адамсонс.
Это довольно одиозные личности, затмеваемые, пожалуй, только российскими сантехниками с дипломатическими паспортами, которые были задержаны в Давосе летом 2019 года по подозрению в подготовке тайной шпионской операции. В последние годы швейцарская разведывательная служба выявила повышенную активность вот таких российских «сантехников». Например, согласно отчету разведывательной службы страны за 2018 год, четверть российских дипломатов в Швейцарии занимаются шпионажем. В 2018 году швейцарские спецслужбы выявили двух агентов российского ГРУ, пытающихся украсть документы из лаборатории в Берне, которая исследовала применение химического оружия в Сирии, а также расследовала отравление бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля. Неудивительно, что Кремль сделал все возможное, чтобы скрыть двух своих агентов ГРУ — Александра Петрова и Руслана Боширова, которые подозревались в организации отравления.
Швейцарские власти все еще проводят расследование российской шпионской операции 2017 года, направленной против Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и Арбитражного суда по спорту в Лозанне. Кстати, это произошло после того, как ВАДА запретила России участвовать в крупных спортивных мероприятиях в течение четырех лет, и Москва, естественно, этого не оценила.
Вышеупомянутые шпионские скандалы не единственная грязная деятельность, к которой Путин привлекает свои дипломатические представительства за рубежом. В начале октября 2019 года чешские спецслужбы сообщили, что они успешно ликвидировали российскую шпионскую сеть, действующую в посольстве России в Праге.
В августе Deutsche Welle сообщила, что украинское Министерство иностранных дел объявило российского дипломата, работающего в Генеральном консульстве, персоной нон грата. Служба безопасности Украины задержала гражданина Украины, который передавал секретную информацию российскому дипломату, который на самом деле оказался российским разведчиком.
В феврале 2018 года шведская служба безопасности задержала в Стокгольме местного компьютерного специалиста по подозрению в шпионаже в пользу России. Оказалось, что задержанный сотрудничал с российским разведчиком Евгением Умеренко, который работал под дипломатическим прикрытием. Тогда шведские СМИ сообщали, что Умеренко покинул Швецию в конце марта, добавив, что ранее он занимался шпионажем в качестве дипломата в Германии.
В 2018 году Словакия выслала российского дипломата, подозреваемого в шпионаже. В декабре 2018 года премьер-министр Словакии Питер Пеллигрини объявил, что российского дипломата выслали за участие в шпионской деятельности против Словакии и НАТО.
В июле 2018 года афинская газета Kathimerini написала, что правительство Греции решило выслать двух российских дипломатов, в том числе чиновника в российском посольстве Виктора Яковлева, а также отказать во въезде двум другим дипломатам, которых обвиняли в неудачных попытках получения информации, а также передачи взяток греческим чиновникам.
Продолжение следует, но где на этот раз? Возможно в Латвии…
Активность российских шпионов в Европе обусловлена не только обычными задачами. Не секрет, что шпионаж процветал всегда и везде. Последний всплеск эксцессов может говорить об одном — частые провалы говорят о существенной активизации шпионских действий, но с мало продуманной подготовкой. Возможно, что причиной этому является слишком большое количество задач, ведь Россия, после 2014 года, Крыма, малайзиского Боинга, Сирии и волны санкций, вынуждена любыми путями поддерживать имидж сильной страны, уверенно диктующей условия.
В условиях вынужденной шпионской войны «на всех фронтах» приходится задействовать все возможные рычаги. Многозадачность при недостаточной подготовке чревата провалами, что уже несколько лет мы и наблюдаем. Именно таким образом и открываются всё новые и новые агенты, которых, как видим, у Путина предостаточно.