Клятва Гиппократа дорого стоит
В последние десятилетия здравоохранение в современной России переживает период кризиса. Одной из важных проблем, выступающих как причиной, так и последствием этого кризиса, является коррупция. По всей России ежегодно происходят скандалы, связанные с тем, что граждане не могут получить эффективную медицинскую помощь бесплатно, хотя у них есть такое право. Но как проявляется эта коррупция, и каким образом с ней можно бороться? Ответим в этой статье.
Для начала необходимо ответить на вопрос, что же вообще представляет собой коррупция в медицине. Коррупция в медицинской сфере – это негативное социальное явление, в рамках которого работники здравоохранения используют свое служебное положение в корыстных целях. Причем такая коррупция существует как в государственных, так и частных медицинских учреждениях, как на уровне руководства министерством здравоохранения, так и на уровне обычного врача и пациента.
У коррупции в здравоохранении, как у любого другого социального явления, существует несколько основных объективных причин, во многом вытекающих из сложившейся ситуации в современном российской медицине. Перечислим эти причины:
1. Низкая зарплата работников медицины. Так, средняя зарплата врача на 2018 год в Волгограде составила – около 21 тысячи рублей, в Чеченской республике – примерно 28 с половиной тысяч, в Пензе – порядка 33 тысяч. В целом, зарплата по регионам очень сильно отличается, но хорошо зарабатывают врачи только в Санкт – Петербурге, Москве и регионах Севера, вроде Ямало – Ненецкого автономного округа. Так, на Чукотке средняя зарплата врача за 2018 г. составила около 104 тысяч.
2. Достаточно небольшое финансирование самой медицинской сферы. Так, в 2016 году расходы Российского государства на медицину составили не более 5,3% от всего ВВП.
Расходы на здравоохранение в % от ВВП в 2016 году по некоторым странам
3. Зачастую скрытое состояние многих коррупционных преступлений, или их латентность. О некоторых правонарушениях в сфере здравоохранения, например, о взятках врачам, не сообщают ни те, кто дает, ни те, кто берет. И подобная ситуация может длиться годами.
4. Сами факты коррупции нередко скрываются самими работниками медицины, так как это может лишить их дополнительного источника дохода или же делается в результате давления руководства.
5. Существуют и определенные пробелы в самом законодательстве, направленном на борьбу с коррупцией, о котором мы скажем в дальнейшем.
Раскрыв причины, предлагаю поговорить и о непосредственных видах коррупции в медицине. Их несколько:
Растрата и расхищение выделенных на здравоохранение средств, или же доходов, полученных от тех, кто потребляет медицинские услуги. Зачастую расхищаются лекарства и оборудование, которые затем используются в личных целях, в частной практике или попросту продаются.
Коррупция в платежных системах – бесплатное обслуживание «привилегированных» пациентов, использование медицинских средств в их интересах, подделка необходимых им документов, например, страховых, и многое другое.
Коррупция при поставках лекарств – простое их расхищение на всех этапах поставок, предоставление разрешений на торговлю препаратами ненадлежащего качества или вовсе запрещенными, а также требование взяток со стороны чиновников в медицинской сфере за, например, установление выгодных для врачебных учреждений цен.
Нарушение закона при государственных закупках. Здесь распространены взятки и различные «откаты», которые ведут к переплате за услуги и товары, а также к их ненадлежащему качеству. Кроме этого, больницы вынуждены тратить деньги на закупки дорогого оборудования и проведение капитального ремонта, в какой сфере тоже присутствует фактор взяток.
Есть и простое взяточничество, например, за выписку рецептов, за получение нужного документа – военного билета, листка временной нетрудоспособности, допуска к работам, за распространенное при совершении серьезных преступлений искажение причины смерти, за оставление человека без показаний к этому в больнице, и т.д.
Для иллюстрации всего, что было сказано выше, предлагаю рассмотреть несколько резонансных примеров коррупции в медицинской сфере.
В 2009 году в Москве было осуждено 10 человек из руководства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, или же ФФОМС, включая директора фонда Андрея Таранова. Согласно следствию, в 2005 – 2006 годах эти люди получили в качестве взяток от различных фармацевтических компаний и региональных фондов медицинского страхования до 27 млн рублей. В итоге двоих подсудимых полностью оправдали, а остальных признали виновными и осудили на разные сроки – от 3 до 9 лет общего и строгого режима. Но осудили не только тех, кто получал взятки, но и, что необычно, одного взяткодателя – Виталия Смердова, генерального директора ЗАО «Центр внедрения «Протек»». Ему дали полтора года колонии – поселения, но позже заменили этот срок условным.
В 2010 году в Москве было возбуждено уголовное дело из-за незаконного получения денег от пациентов против руководства Федерального научно – исследовательского института трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова, или же ФНЦТИО. Система получения денег от пациентов за «бесплатные» операции, вроде установления коронарных стентов, была налажена еще в 2006 г. Сама коррупционная схема выглядела следующим образом: пациенту устанавливали один стент, а за остальные он должен был платить сам. Стоимость одного такого стента оценивалась врачами в 30 – 100 тысяч рублей. Среди пострадавших от коррупции находились инвалиды, пенсионеры и ветераны Великой Отечественной войны, а всего было выявлено около 80 случаев нарушения закона. Следствие возбудило дела о мошенничестве, превышении должностных полномочий и нецелевом расходовании средств из бюджета. По ним был осужден заместитель директора института по экономике Сергей Иноземцев, которого признали виновным по всем статьям и приговорили к 4 годам условного срока и штрафу в 300 тыс. рублей. Всем пострадавшим вернули деньги. Однако следствие по этому случаю продолжалось до 2012 года.
В 2012 году в Калининграде хирурга из «Городской больницы скорой медицинской помощи» Владимира Назарова признали виновным в получении взяток на сумму около 18 тысяч. Врач получил эти деньги за оформление медицинских документов без прохождения необходимой комиссии. Суд проявил снисхождение и приговорил Назарова к штрафу в 230 тыс. рублей и не лишил его права заниматься медициной.
В 2017 году было возбуждено уголовное дело против заместителя главного врача по экономическим вопросам Алтайского краевого онкологического диспансера Ольги Невары, а также против генерального директора нескольких фирм Елены Жирновой. Первую обвинили в получении взятки в особо крупном размере, а вторую, соответственно, в даче этой взятки. Сумма взятки составила около 1,6 миллиона рублей, она предназначалась за заключение с фирмами Жирновой государственных контрактов и закупок у них медицинских материалов. На передаче очередной части взятки подсудимых и поймали с поличным. Следствие до настоящего времени устанавливает все факты произошедшего.
Как вы можете заметить, коррупция в современной российской медицине распространена абсолютно на всех уровнях – от рядового врача до руководства краевого медицинского центра, а оттуда – до глав крупных институтов и федеральных фондов. Но, чтобы не быть голословным, предлагаю обратиться к статистике.
Согласно председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву, в 2008 году около 1300 человек были осуждены за взяточничество, из которых 20% – это работники медицинской сферы. В 2013 г. он заявил, что из 1300 человек 22% были осуждены именно за получение взяток, и каждый пятый – представитель сферы здравоохранения.
Вячеслав Лебедев, Председатель Верховного Суда с 1991 г.
Согласно же Генеральной прокуратуре России, при реализации национального проекта «Здоровье» в 2012 году было обнаружено больше 45 тысяч нарушений и возбуждено более 130 судебных дел. Следственный комитет, в свою очередь, сообщил, что в том же 2012 г. за совершение коррупционных преступлений было привлечено к ответственности более 700 человек, а в суды поступило свыше 4,5 тыс. дел, связанных с этим видом нарушений закона. С 2010 года ведутся расследования по делам, связанным с закупками дорогостоящих томографов для больниц, за 2 последующих года было возбуждено более 130 уголовных дел и предъявлено обвинений более чем 100 лицам, из которых большая часть – это чиновники, в том числе руководители региональных министерств здравоохранения. Ущерб только по этим делам составил практически 5 млрд рублей. Как видите, цифры не просто огромные, они астрономические.
Коррупция среди региональных министров в 2012 г. по коррупционным фактам, упоминавшимся в СМИ
Что касается субъективных оценок коррупции в медицинской сфере населением России, то по результатам опроса ВЦИОМ в 2018 году, 23% россиян считают самым коррумпированным институтом именно ее. По данным ФОМ, проводившим другой опрос, 13% россиян негативно оценивают работу министра здравоохранения Вероники Скворцовой. То есть данные довольно показательно и реалистично дополняют друг друга.
Сколько россиян считали коррумпированными в % разные сферы общества в 2013 г.
Однако, несмотря на всю эту довольно угрожающую статистику, в российском законодательстве отсутствуют специальные нормативные акты, которые регулировали бы борьбу с коррупцией в медицине. Все существующие меры по борьбе с коррупцией основываются на Конституции РФ и Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 2008 года. В медицинской сфере существует единственный закон, в котором присутствуют антикоррупционные меры. Это – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 2011 г.
Статья 41 действующей Конституции говорит, что гражданам РФ медицинская помощь должна быть оказана бесплатно. Статья же 80 Федерального закона 2011 года раскрывает, за что именно гражданам РФ не нужно платить – жизненно важные лекарства и препараты, оказание медицинских услуг, размещение в больницах, создание условий для пребывания родителя вместе с ребенком до 4 лет, и иногда старше, транспортные услуги при перемещении пациента и т.д. Соответственно, за нарушение этих статей работники сферы здравоохранения могут быть привлечены к ответственности, в том числе уголовной.
Согласно Уголовному кодексу, работников медицины можно привлечь за такие преступления, подпадающие под определение коррупционных, как получение взятки, что регулирует статья 290, превышение должностных полномочий – статья 286, ложное заключение эксперта – статья 307, вымогательство, которое регулируется статьей 163, и ряд других.
Соответственно, если говорить о каких – либо возможных антикоррупционных мерах, то первой из них должно, безусловно, стать создание законопроекта, регулирующего борьбу с коррупцией именно в медицине. Также можно внести изменения в уже существующий Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» 2011 года, превратив его в основной нормативный акт, который бы регулировал борьбу с коррупционными нарушениями именно в данной сфере. Можно и внести дополнительные статьи в закон «О коррупции» 2008 г., отягощающие ответственность за преступления коррупционной направленности в медицинской сфере. Поскольку от ситуации в этой сфере напрямую зависят жизни людей, и она является наиболее коррумпированной в России в настоящее время, по моему мнению, подобное ужесточение представляет собой обоснованную меру. Можно ввести и юридическую ответственность руководителей медицинских учреждений за коррупционные преступления их подчиненных, что бы мотивировало их эффективно бороться с ними, а не покрывать и тем более принимать участие в них, как в вышеописанных примерах.
Но политика исключительно «кнута» ни к чему не приведет. Чтобы эффективно бороться с коррупцией в медицине, необходимо, прежде всего, справиться с ее основными причинами. Что я имею в виду?
Для начала, нужно повысить врачам зарплату. Ситуация, в которой молодым и не только специалистам платят от 20 до 30 тысяч рублей за то, что они в прямом смысле занимаются спасением жизней, является для них откровенно унизительной, и должна быть исправлена. Возможным решением здесь выступает введение некого общего для всей страны среднего коэффициента зарплат хотя бы в государственных учреждениях, ниже которого они не могли бы опускаться, чтобы врач за одну и ту же работу, например, в Санкт – Петербурге и Саратове, не получал сумму, отличающуюся примерно в 2 раза, если не больше.
Но и повышение зарплат само по себе ничего не решит. Коррупция в сфере здравоохранения существует во всем мире, и даже в странах Запада, где зарплаты в этой сфере значительно отличаются от российских в лучшую сторону. Там для борьбы с ней используется комплекс мер, важную роль в котором играет повышение правовой грамотности населения, информирование его о существующих правах и обязанностях, о действующем законодательстве в медицинской сфере, включая и установленные гарантированные объемы положенной ему медицинской помощи. А врачей, как раз, можно поощрять дополнительными надбавками к зарплате и нематериальными стимулами за такое информирование пациентов и активность в деле предупреждения и борьбы с коррупцией в целом. Можно ввести, например, и особую «горячую линию» для пациентов, по которой они могли бы сообщать о том, что с них требуют какие – либо деньги за бесплатные услуги, и о том, что в той или иной больнице существует система «неформальных платежей».
Таким образом, в настоящее время сфера здравоохранения в России является одной из наиболее коррумпированных сфер общественной жизни. И для борьбы с этой ситуацией необходим комплекс мер, включающих в себя не только принятие нового законопроекта и дополнение уже существующих, но и разработку системы стимулирующих выплат для тех врачей, кто активно информирует пациентов об их правах и препятствует коррупционной деятельности, а также простое повышение зарплат работников медицины. Но для проведения всех этих изменений необходимы два фактора – наличие государственной воли, причем даже при ее наличии нужно еще довести реформы до конца, а также воля самого гражданского общества нашей страны. Только сами граждане России могут повлиять на государство так, чтобы оно провело существенные преобразования медицине, а также проконтролировать результаты проведенных реформ. А чтобы они смогли это сделать, граждане должны знать существующие у них права и обязанности, в том числе и в здравоохранении. Я считаю, что только в таком случае откровенно угрожающую ситуацию в нашей медицине удастся по – настоящему исправить.