To reset your password, please enter your email address or username below.

Будущее украинской армии: профессиональная или «гибридная»?

Сторонники перехода к полностью профессиональной армии подчеркивают важность денежного обеспечения и социального пакета для военнослужащих, а их оппоненты уверяют, что контрактники не смогут оперативно отреагировать на возможную внешнюю угрозу

Переход к профессиональной армии в Украине впервые был задекларирован еще в Военной доктрине 1993 года. Спустя 10 лет разговоры об этом возобновились на фоне намерений о вступлении в НАТО и уже в 2005 году были сформированы первые бригады на контрактной основе в четырех родах украинских войск.

Окончательно призыв был отменен в 2013 году указом президента Виктора Януковича, но уже через год, учитывая аннексию Крыма и оккупацию Донбасса его снова восстановили. В 2019 году кандидат в президенты Владимир Зеленский в своей предвыборной программе снова актуализировал вопрос профессиональной армии, которая с его точки зрения, должна «быть престижной службой, где полученные навыки и знания будут успешно применены в реальном секторе экономики».

Однако, после прихода к власти, позиция Зеленского, похоже, существенно изменилась и на это указывают несколько фактов. В частности, Визия Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, которая издана в январе 2020 года не предусматривает создания профессиональной армии до 2030 года. А 21 апреля 2021 года Зеленский подписал закон о призыве в армию резервистов без объявления мобилизации , который по мнению экспертов «Юридической сотни» является еще одним ярким свидетельством отказа от курса на контрактную армию и возвращение к практике «принудительного призыва». По их мнению, после завершения контракта, любой военнослужащий автоматически будет зачислен в оперативный резерв первой очереди и потенциально может быть призван неограниченное количество раз.

Одним словом, горячие дискуссии об эффективной форме комплектования Вооруженных Сил Украины не утихают, а в условиях российской агрессии этот вопрос приобретает особенно важное значение. Попробуем изложить аргументы сторонников и оппонентов перехода к полностью профессиональной армии, а также проанализировать преимущества «гибридной» (смешанной) модели комплектования за счет призывников и контрактников, которая сейчас используется в нашей стране.

Служба в армии должна стать престижной профессией

В 2020 году численность Вооруженных Сил Украины составляла почти 247 000 человек, из которых 193 000 – военнослужащие, 52 000 – гражданский персонал, при этом 40 000 человек принимают участие в Операции объединенных сил (ООС). В Центре исследований армии, конверсии и разоружения считают, что численность Вооруженных Сил Украины выросла до такого уровня, когда на содержание личного состава расходуется до 70% оборонных ассигнований.

«Украинская армия является преимущественно рабоче-крестьянской, куда, кроме отчаянных патриотов, идут служить юноши из депрессивных регионов, где постоянно есть проблемы с трудоустройством. Но со временем и они бегут из армии из-за мизерной зарплаты и отсутствия социального пакета. В частности, «мотивационный пакет» должен предусматривать привлекательные условия выхода на пенсию солдатского и сержантского состава, льготные условия получения жилья и образования, качественное медицинское обеспечение, страхование, монетизированную систему наград и более высокий уровень денежного содержания.

Обязательный военный призыв четко символизирует социальное неравенство в украинском обществе, ведь состоятельные родители пытаются откупить своих детей от службы. Кроме того, в армии наблюдаются такие явления, как алкоголизм, дедовщина и самоубийства. В частности, по состоянию на январь 2020 года, небоевые потери на Донбассе за 5 лет войны превышали боевые (3379  человек против 3031 человек)», – отмечает Валентин Бадрак, руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения.

По его словам, Вооруженные Силы Украины вполне реально в течение 4-6 лет трансформировать в профессиональную армию численностью в 180-190 тысяч человек. Для начала нужно разработать соответствующую нормативно-правовую базу, внести несколько поправок в ряд законодательных актов и указом Главы государства принять решение о переходе на профессиональный тип комплектования. Контроль за выполнением этого решения нужно положить на СНБО, привлекая также негосударственные организации и отраслевых экспертов. Кабинету Министров стоит утвердить форму контрактов для контрактников первых трех лет службы, более трех лет службы, для резервистов и офицеров. Местным органам власти следует развернуть войска территориальной обороны, где предполагается освоение индивидуальных навыков военнослужащих – жизнь в военном лагере, пользование оружием, усвоение тактики боевых действий.

«Оптимизировать нужно и структуры Вооруженных Сил, которые непосредственно не имеют отношения к боевым действиям, то есть лишить армию несвойственных для нее функций. В основе оптимизации должно быть формирование сети учебных центров для всех категорий – от солдата и сержанта до генерала. А также системы курсов повышения квалификации различных уровней при единой Академии ВСУ и едином Национальном университете обороны. Военное ведомство должно прекратить заниматься обеспечением жильем военнослужащих – в этой части система погрязла в коррупции и не имеет никаких шансов предоставить квартиры всем нуждающемся. Все, что имеет избирательный характер, в армии должно быть ликвидировано, поскольку является формой скрытой или явной коррупции», – уверяет Валентин Бадрак.

По его мнению, профессиональная армия является современным институтом сдерживания внешней агрессии, которая позволяет ликвидировать социальное неравенство, когда государство ценит каждого солдата за счет обеспечения ему высокого уровня денежного содержания и мотивационного пакета и использует его по прямому назначению. «Именно профессиональная армия способна обеспечить подготовку многопрофильных спецподразделений и развития нетрадиционных сил обороны – информационных, кибернетических, разведывательных, а также для проведения специальных операций. И на содержание профессиональной армии нужно будет тратить только 5,7 млрд долларов в год», – резюмирует Валентин Бадрак.

Армия должна вовремя отбить атаку врага

«В условиях возможной агрессии, целесообразно иметь не только действующую армию, но и оперативный резерв с соответствующим перечнем воинских специальностей, который может за 5-7 дней восполнить пробелы в рядах профессиональной армии после сдерживания первой волны атаки. Контрактная армия может оказаться просто недостаточной для отражения нескольких волн наступлений численно большей и лучше вооруженной российской армии. Срочная служба позволит не только сохранить источник для пополнения резерва, но и продолжать быть площадкой для тех, кто хочет подписать контракт», – считает Николай Белесков, главный консультант отдела военной и военно-экономической политики Национального института стратегических исследований.

По его мнению, даже лучшее материальное обеспечение не может мотивировать военнослужащих мириться с такими нематериальными факторами, как атмосфера в коллективе, чувство собственного достоинства, отношение старших командиров и уменьшение бюрократии. «Как ни странно, но в вопросе комплектования армии, Украина могла бы ориентироваться на Россию. Россияне, имея ресурсов в 8-10 раз больше, в рамках военной реформы сохранили смешанный принцип комплектования войск, увеличивая долю контрактников, но не доводя ее до 100%.

При этом количество людей, которые избегают срочной службы уменьшилось поскольку удалось нивелировать негативные тенденции, которые испортили имидж срочной службы в 1990-е и 2000-е годы.  Соответственно, лучше сохранить смешанный принцип комплектования армии, при этом улучшив не только условия контрактной, но и срочной службы», – советует Николай Белесков.

Аналогичного мнения придерживается и Иван Якубец, бывший начальник Аэромобильных войск Украины. «Полностью профессиональную армию способны удерживать лишь очень богатые государства в мире, ведь она предполагает не только высокую зарплату и социальный пакет для военнослужащих, но и закупку нового современного вооружения и военной техники. Наш государственный бюджет в ближайшие 15 лет не сможет удерживать необходимую по численности профессиональную армию и здесь главный вопрос заключается не только в процентном соотношении контрактников, а в их общей численности. В 2013 году украинская армия насчитывала 168 000 человек, из которых 125 000 были контрактниками и вот через год перед лицом российской агрессии, оказалось, что некому воевать. Поэтому вывод очевиден – нужно сохранить армию смешанного типа, где будет не более 60% контрактников, а остальные – срочники, без которых нельзя сформировать необходимый резерв», – отмечает Иван Якубец.

А вот Юрий Козик, ассистент преподавателя в Университете Бергена в Норвегии считает, что главные проблемы украинской армии заключаются не в модели ее комплектования, а в низкой производительности системы. «Нужно сократить численность аппарата управления, уволить коррумпированных чиновников и набирать новых на основе открытых конкурсов. Также стоит внедрить современную и эффективную программу обучения призывников, приближенную к ведению реальных боевых действий. Призывники могут изучать навыки обороны, такие как использование огнестрельного оружия, оказание первой помощи, логистики и командного взаимодействия», – отмечает Козик.

Как комплектуют армию в других странах мира

По данным Центра исследований безопасности при Федеральной высшей технической школе Цюриха, в период между 1990 и 2013 годами, 24 европейские страны отказались от призыва. Сегодня среди 29 стран-членов НАТО только в 6 странах военный призыв является обязательным – это Эстония, Греция, Литва, Норвегия, Турция и Дания. Но аннексия Крыма и оккупация Донбасса заставили некоторые страны вернуться к призыву (в частности, речь идет о Швеции и Литве). А в Норвегии в 2014 году ввели обязательную военную службу и для женщин.

В нейтральной Швейцарии на референдуме в 2013 году, 73% граждан высказались против отказа от обязательного призыва, также проголосовали и граждане нейтральной Австрии, которая несмотря на призыв опирается на профессиональные кадры. В Швейцарии мужчины служат с 20 лет сроком от 18 до 21 недель. После прохождения обязательной службы граждане до 34 лет (офицеры до 50 лет) остаются в запасе и должны проходить регулярные военные сборы продолжительностью до 21 дня. Суммарно нужно отслужить 300 дней (офицерам – 600 дней).

В Китае в армию призывают в возрасте от 18 до 22 лет на два года. Те, кто отслужил, остаются в запасе до 45 лет. Тем, кто уклоняется, грозит крупный штраф или трудовой лагерь. Воинская обязанность в Южной Корее – от 18 до 31 года сроком на 24 месяца. Студентам дают отсрочки, а единственной возможностью полностью избежать призыва являются медицинские противопоказания. За уклонение можно сесть в тюрьму на срок от 2 до 10 лет, а в военное время – и до 10 лет.

В Турции обязательно служат мужчины в возрасте от 19 до 40 лет. Граждане без высшего образования должны отслужить 12 месяцев рядовыми. Тем, кто отучился в вузе, можно выбирать или 12 месяцев службы офицером, или 6 месяцев – рядовым. Студенты могут не идти в армию до 28 лет, те, кто имеет ученую степень, – до 35 лет, те, кто живет за границей, – до 38 лет. За уклонение от призыва можно попасть в тюрьму на срок от месяца до 10 лет.

В Израиле  обязательная служба по призыву для мужчин и женщин помогает развивать инновации. Успешное развитие множества технологических компаний, известное как «израильское экономическое чудо», — прямое следствие обязательной службы в армии, для которой характерны неиерархическая структура и поддержка креативности и интеллекта. В этих отношениях армия выполняет роль института социализации, конвертируя «военный капитал» — профессиональную подготовку и социальные связи — в развитие сферы высоких технологий.

Почти все страны Латинской Америки имеют срочную службу в армии. В Перу и Чили солдат набирают добровольно, а в Венесуэле, Боливии, Мексике, Аргентине и Бразилии существует полномасштабный призыв. Самый интересный призыв в Мексике и Аргентине – с помощью лотереи. Призывной возраст – от 18 до 40 лет. Призывники служат только в армии, а флот и ВВС комплектуются на добровольной основе. В Бразилии все мужчины обязаны встать на учет по достижении 18 лет и могут быть призваны с 19 лет. Без справки о постановке на воинский учет в стране невозможно получить легальное разрешение на работу.

Отказались от призывной армии – Канада, Австралия, Индия, Япония и ЮАР. В Великобритании призыв вводился во время мировых войн, а последние призывники демобилизовались из армии в 1960-х годах. В США призыв отменили после войны во Вьетнаме, но все мужчины от 18 до 26 лет обязаны встать на учет в Системе воинской повинности. Тем, кто уклоняется от регистрации, грозит пятилетнее тюремное заключение и штраф в 250 000 долларов, хотя, как правило, все заканчивается 5-месячным арестом.

В Германии призыв приостановлен с 2011 года, но Конституция ФРГ предусматривает, что все мужчины могут быть призваны в армию с 18 лет. Во Франции с 2001 года ежегодный призыв заменили на День подготовки национальной обороны, в котором обязательно участвуют все мужчины и женщины от 16 до 18 лет. В Нидерландах призыв действует только на бумаге , а в реальности он не проводился с 1996 года.

Автор публікації

Коментарі: 0
Публікації: 299
Реєстрація: 03.12.2020