Головная боль бизнеса: медосмотр
Заботиться о здоровье работника в России – парадокс, который на государственном уровне проявился относительно недавно. Правда, чего в этом парадоксе больше: желания в очередной раз заработать на бизнесе, страховки от ответственности или хорошая инициатива просто в очередной раз рушиться родным «человеческим фактором в рамках действующей системы»?
Как это должно быть и для чего это нужно?
На самом деле, норма проверки состояния здоровья работника в различных сферах деятельности была всегда, однако, так жестко, как сегодня, вопрос никогда не поднимался. Наличие медицинской книжки в наше время почти приравнялось, по сути, к наличию паспорта. Однако, одно важное отличие между этими документами все-таки существует – как бы не «зарабатывали» на заменах паспортов различные государственные конторы, сравнить этот объем с емкостью рынка медосмотров – просто нереально.
Tак, например, в конце 2018 года, рынок только одного Санкт-Петербурга оценивался в 3 млрд рублей, которые делили между собой всего 232 медицинские организации. При этом главными проблемами назывались отсутствие нормального контроля качества и постоянная конкуренция между частными и государственными учреждениями.
Чтобы были понятны причины масштаба катастрофы, давайте попробуем разобраться кому и для чего необходимы медицинские осмотры. Причем, мы будем говорить не о букве закона, благо, данных в сети не мало и найти их не составляет труда, а о его духе.
Итак, медицинские осмотры, контролируемые на государственном уровне необходимы для того, чтобы обезопасить работников предприятия от последствий некачественно выполненной работы. То есть, работодатель должен быть уверен в том, что сотрудник готов к выполнению своих должностных обязанностей и при этом не только не причинит вреда предприятию или клиенту, но и сам не пострадает.
Причем, производится эта процедура за счет работодателя. Более того, пока он не знает всех ограничений и «допусков» работника – он, элементарно, не может принять его на работу, или дать ему должностное задание. Говоря простым языком, директор не может отправить таскать камни сотрудника с грыжей, или отправить мыть посуду человека с экземой. По крайней мере именно так и должно быть.
Однако, мы с вами живем в удивительной стране, где возможно все. Где любая, даже отличная, инициатива зачастую всерьез перекручивается человеческим фактором, желанием сэкономить, ну или заработать, смотря с какой стороны оценивать процесс, а также банальным русским «авось», завершающим коктейль алчности, безрассудства и безответственности.
В итоге, в идеале, система должна работать следующим образом:
- Предприятие выбирает медицинского контрагента с помощью тендера;
- Медицинский контрагент оказывает услуги, то есть проводит медосмотр, который призван гарантировать безопасность деятельности сотрудника;
- На основании проведенного медосмотра, предприятие нанимает и допускает сотрудника к выполнению служебных обязанностей.
Как это происходит в реальности?
На самом деле, проблемы начинаются еще с момента электронных торгов, где главным критерием выбора выступает не качество услуги, а ее стоимость. Причем, видно это становится даже на момент формирования тендера. Вот два простейших примера:
- Средняя школа № 118 города Омска ищет контрагента на текущий год. Согласно условиям тендера, медицинскому учреждению придется проверить 75 преподавателей за 150 000 рублей;
- Точно такая же школа, но уже в Курске, может выделить всего лишь 98 400 за 62 человека.
Причем, это стартовые условия, то есть контракт будет заключен, скорее всего еще дешевле.
Кстати, выиграют его, скорее всего государственные медицинские учреждения, и на то есть свои причины, главной из которых является возможность существенного демпинга, по сравнению с коммерческими учреждениями.
Более того, пройдут эти медосмотры, впрочем, как и любое лечение в государственных медицинских учреждениях, вполне себе формально. То есть, у сотрудника, максимум, посчитают количество конечностей и спросят справку об инвалидности.
Такое отношение – следствие максимального демпинга на торгах и если в коммерческой структуре каждый рубль должен окупаться, то в данном случае, за каждый рубль важно всего лишь отчитаться в бумажном варианте. А это удобно и тем кто платит, и тем кому платят. Одни в этом случае зарабатывают, а вторые – экономят.
В итоге, такие медосмотры занимают, максимум, 15 минут и являются всего лишь формальностью. Причем, примеров в сети масса, касательно, тех же самых школ: преподавателей не только формально осматривают, но и заставляют сдавать деньги на эти процедуры. Внимание вопрос: а куда они деваются, если все оплачивается тендерами, примеры которых выше?
В свое время, Сотрудники клинико-диагностического центра «Авиценна», находящегося в Набережных Челнах, проводившие мероприятия для ООО «Челныводоканал» были просто ошарашены тем, что к ним на медосмотры работники предприятия отправляли своих знакомых вместо себя. Вот где проявляется настоящий фарс и трагедия предыдущих контрагентов, допускавших такое ранее.
А проводившие медосмотры водителей врачи в Ростовской области и вовсе умудрялись выпускать на рейсы не только больных водителей общественного транспорта, но и пьяных.
Кто виноват и что делать?
В общем и целом, картина выглядит абсолютно неприглядно и чтобы убедиться в этом достаточно просто попробовать устроиться на любую работу, где необходима медицинская книжка. В большинстве случаев к работе допустят и без наличия таковой, «строго» оговорившись, что необходимо сделать.
Потом, или благополучно забудут, или «шепотом» подскажут где и почем купить. Причем, чуть ли не с доставкой на дом. И если в поликлинике или медицинском учреждении, с которым у предприятия заключен договор, осмотр обошелся бы в 1500-2000 рублей, то оформить книжку нелегально стоит от 3500. А учитывая тот факт, что платить за осмотр должен работодатель – осознавать себя дойной коровой сотруднику и вовсе становится неприятно. Отсюда и такое отношение.
Но, главная проблема в этом осмотровороте тот факт, что в законе не прописаны критерии качества услуги и параметры контроля. То есть, по сути, закон чуть ли не легитимизирует формальный подход. При этом лицензируя без особых требований. Доказать ущерб в следствие некачественно проведенного осмотра практически невозможно.
В итоге, страдают именно те, кто нацелен на оказание качественной услуги. Демпинговать они не могут хотя бы из-за факторов приобретения специального оборудования и содержания штатных квалифицированных специалистов. Это все стоит денег.
Поэтому, те, кто пришел на этот рынок просто безответственно зарабатывать ограничиваются двумя-тремя кабинетами, с минимумом оборудования и приходящими «на полставки» врачами, единственными навыками которых является неразборчивый почерк и право подписи.
С другой стороны баррикад выстроились государственные медицинские учреждения, конкурировать с демпингом которых и вовсе невозможно. Мало того, что они, пусть и не очень хорошо, но содержаться за счет государства, что позволяет не закладывать в цену услуги арендную плату, зарплаты и прочие «радости» жизни частных предприятий. Так еще и спроса с них почти никакого.
Разорвать этот порочный круг можно только законодательным регулированием контроля качества услуг и четко прописанными критериями, несоответствие которым будет не только заградительным барьером, но и доказательной базой для судебных инстанций. Правда, при этом, существенно возрастет стоимость услуг, но, это уже совсем другая история.