«Как тебе это, Дмитрий Рогозин?»: может ли SpaceX стать конкурентом Роскосмосу?
Запуск SpaceX Crew Dragon Demo-2 и его успешная стыковка с МКС положили начало новой эре коммерческого космического туризма и исследований. Это первый в истории космонавтики пилотируемый полет, созданный силами частной компании и гениального менеджера Илона Маска. При этом запуск оставил не только приятное впечатление от развития технологий, а и несколько вопросов. В частности, что будет с государственными космическими программами и что полет Crew Dragon означает для таких гигантов, как NASA и Роскосмос.
Астронавты Роберт Бенкен и Дуглас Херли — новые герои США. Их полет является действительно новым достижением для всей Америки. Даже несмотря на отложенный старт из-за плохой погоды, а также несмотря на определенные проблемы с самой программой SpaceX, миссия Crew Dragon привлекла внимание практически всего мира, заставив одновременно NASA и Роскосмос задуматься о своем будущем.
Каково будущее государственных космических программ?
Помимо исторического характера этого запуска, его можно назвать отличным шансом для NASA. С момента завершения программы Спейс шаттл в 2011 году астронавты NASA были вынуждены покупать места на российских ракетах, чтобы попасть в космос. Возможности SpaceX означают более дешевые места и, конечно, национальную гордость для американцев, ведь это будут полеты уже непосредственно с американской земли. Сотрудничая с частными компаниями, такими как SpaceX и Boeing, в рамках своей программы Commercial Crew, NASA сэкономит миллиарды долларов по сравнению со своей старой моделью — чисто правительственной программой космических полетов, которая нанимала частные компании только в качестве изготовителей оборудования.
Миссия станет самым большим шагом к следующему этапу космических путешествий, когда корабли, принадлежащие частным компаниям, а не правительственным органам, отправляют астронавтов и туристов в космос. Часть этого захватывающего будущего может включать космические исследования, в том числе полеты на Луну и на Марс. Это также покажет нам истинный потенциал индустрии космического туризма.
SpaceX значительно опережает своих конкурентов в коммерческой космической отрасли. Компания несколько лет активно развивалась, прежде чем успешно запустила собственные ракеты, а затем создала успешный бизнес, направив спутники на орбиту и доставив материалы на МКС. SpaceX также смогла создать многоразовую ракету, которая может вернуться на Землю и приземлиться на баржу-дрон. Как мы все видели, это отлично сработало. Повторное использование ракет значительно снижает стоимость каждого запуска для SpaceX и, следовательно, снижает цену для его клиентов.
Космический туризм в настоящее время является доступным вариантом только для очень богатых. Мало кто может позволить себе потратить 55 миллионов долларов за место на одной из ракет SpaceX. Впрочем, у бюджетов стран есть больше финансовых возможностей. SpaceX не смог бы достичь своего недавнего успеха без сотрудничества с государственным сектором, и это, вероятно, также будет необходимо в дальнейшем.
Планы Роскосмоса
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин не заставил себя ждать с комментариями. При этом пожаловался на насмешки США, хотя они были вполне оправданы из-за памятного «батута». По большом счету можно сказать, что Илон Маск действительно обыграл всю российскую космическую индустрию (впрочем, американскую тоже), а в этом наблюдается вполне серьезный имиджевый урон для правопреемника СССР, который был безусловным лидером в космических программах.
При этом Роскосмос не собирается отказываться от планов развития. Например, на текущий год запланирован запуск миссии «ЭкзоМарс-2020». Это совместный проект российской госкорпорации и Европейского космического агентства (ЕКА), направленный на изучение (пока что в автоматическом режиме) Марса и установление возможностей добраться туда человеку. При этом, у программы SpaceX пока что нет подобных планов на будущее.
Сейчас есть смысл говорить о конкуренции. Для Роскосмоса даже NASA не представлял особой значимости в плане технологического противника, ведь Россия вполне спокойно чувствовала себя в космической сфере, рассматривая только Китай в качестве потенциального конкурента. SpaceX перевернула эти представления — успехи частной компании, конечно же, не могут рассматриваться как серьезный вызов доминированию в космосе, а вот в качестве надежного и недорогого исполнителя, это может быть вполне выгодный вариант.
США, скорее всего, не упустит возможности воспользоваться недорогими и надежными мощностями SpaceX, что значительно увеличит возможности NASA. И вот тут уже для Роскосмоса действительно появляется серьезная конкуренция. Например, такие компании, как Bigelow и Axiom, предложили соорудить свои собственные коммерческие космические станции. Корабли, построенные SpaceX, Virgin Galactic, Blue Origin, Boeing и другими, могут быть основным видом транспорта для них. Монополия России в этом плане может серьезно пострадать. Вполне ожидаемо бурное развитие программы NASA «Артемида», которая надеется вернуть людей на Луну к 2024 году. Недавно были представлены программы Blue Origin и Dynetics с 1 миллиардом долларов на создание систем приземления человека на Луну.
Представить, что Роскосмос будет использовать мощности и технологии SpaceX или других частных компаний для реализации своих проектов, пока что сложно. Да и в ближайшем будущем это сложно представить, поскольку подобный шаг неприемлем с имиджевой стороны. Впрочем, в этом есть даже политическая составляющая, хотя Илон Маск и позиционирует себя как нейтральную сторону в подобных моментах. Так что для российской космической отрасли наступили вполне сложные времена — придется активизировать космическую гонку, для чего будут нужны средства, время и определенная помощь. С другой стороны, трудности тоже укрепляют, так что для Роскосмоса это может быть даже шансом.