Ради Христа: как благотворительная организация спонсирует сирийских боевиков?
Христианские организации, а тем более – занимающиеся благотворительностью, ассоциируются с чем-то светлым и добрым, но уж никак не с войной и боевиками. Однако внешность бывает обманчива, как показывает практика: журналистам аналитического центра Bellingcat удалось выявить схему финансирования сирийских боевиков христианской благотворительной организацией SOS Chrétiens d’Orient (SOSCO)
В видео, опубликованном на Youtube в 2019 году, группа мужчин и женщин в одинаковых белых футболках обедает вместе с двумя аккуратно одетыми гражданами Франции и мужчиной в военной форме. Затем французы вручают мужчине в камуфляже золотую награду, поздравляя его с освобождением небольшой христианской деревни Махарда в контролируемой правительством Западной Сирии. Позже на видео появляется еще один улыбающийся солдат из другой христианской деревни Аль-Сукейлабия, расположенной в 25 км, и получает такую же награду. Сверху вниз с большой фотографии на стене Башар Асад в солнечных очках смотрит на эту церемонию.
Французы, вручавшие трофеи, – это Бенджамин Бланшар, генеральный директор французской гуманитарной неправительственной организации (НПО) SOS Chrétiens d’Orient (SOSCO), и Александр Гударзи, на тот момент – руководитель ее представительства в Сирии.
Сирийские боевики, получившие награду, – это Симон аль-Вакиль и Набиль аль-Абдаллах, представленные SOSCO как люди, которые «сражались с самого начала конфликта, никогда не сдаваясь!». НПО часто собирала пожертвования для поддержки жителей деревень, которые защищают эти люди. Но на самом деле аль-Вакиль и аль-Абдалла являются полевыми командирами, возглавляющими проправительственные отряды боевиков, обвиняемые в военных преступлениях. По мнению одного из правозащитников организации Human Rights Watch, их поддержка со стороны SOSCO нарушает гуманитарные принципы нейтралитета и беспристрастности и может сделать НПО соучастниками военных преступлений.
«Аполитичная» НПО
Созданная в 2013 году французская ассоциация SOS Chrétiens d’Orient (или SOS Христиане Востока) описывает себя как «аполитичную неправительственную организацию», которая поддерживает христиан на Ближнем Востоке, а также в Эфиопии, Пакистане и Армении. Она направиляет в регион сотни молодых французских добровольцев и организовывает встречи между французскими политиками и сирийскими официальными лицами.
Миссия неправительственной организации – которую она рассматривает не просто как гуманитарную, но как имеющую божественное и культурное значение, – состоит в том, чтобы возобновить связи между христианами Запада и христианами Востока. По утверждениям «адептов», «ассоциация реализует высшее призвание Франции». Её основатели – это французские ультраправые активисты Шарль де Мейер и Бенджамин Бланшар, некогда встретились под стражей в полиции после ареста на акции протеста против однополых браков в Париже в 2013 году. А упоминавшийся ранее Александр Гударзи – был главой миссии в Сирии до начала 2020 года, когда он пропал на 66 дней в Ираке вместе с тремя другими сотрудниками SOSCO при неизвестных обстоятельствах.
Основатели НПО говорят, что они создали SOSCO в качестве ответной меры для защиты христиан от резни, как, например, во время атаки на Маалулу, небольшую христианскую деревню к северу от Дамаска; на нее напали повстанцы и запрещенная в России террористическая организация Джебхат ан-Нусра в 2013 году.
В настоящее время SOSCO имеет несколько постоянных офисов на контролируемых правительством территориях в Сирии и, согласно официальной финансовой отчетности, ежегодно собирает около 7 миллионов евро в виде пожертвований. Организация представляет город Махарда и соседний город ас-Сукайлабия как «символ сирийского сопротивления международному терроризму» и современное воплощение Жанны д’Арк, «которая последовала призыву Господа сражаться за свою землю». Волонтеры НПО часто посещают Махарду. В прошлое Рождество, например, они упаковывали подарки в доме лидера ополчения Саймона аль-Вакиля.
Александр Гударзи и Бенджамин Бланшар рассматривают артиллерийские позиции и боеприпасы проправительственных боевиков на передовой в Махарде в 2016 году. Источник: Mediapart
Не по-христиански
Бедственное положение Махарды широко освещается на веб-сайте SOSCO и в кампаниях по сбору средств. Только в 2019 году НПО собрала для деревни не менее 35 600 евро. 15 600 евро поступили через христианскую краудфандинговую платформу, а 20 000 евро были собраны на аукционе, организованном Марком-Этьеном Лансадом, ультраправым мэром южной французской коммуны Коголин, и французским журналистом Эриком Земмуром.
В интервью российскому СМИ Sputnik в 2019 году Александр Гударзи сказал, что SOSCO «собрала 50 000 евро [для Махарды], на данный момент мы потратили около 10 000 евро». В Интернете SOSCO также опубликовала сообщение: «На сегодняшний день мы потратили около 80 000 евро на города Махарда и Сукейлабия». Общественная организация не предоставила документов, подтверждающих целевое расходование средств. SOSCO дает мало информации о том, как она использует деньги в Махарде, но в интервью Sputnik Гударзи говорил, что они раздают еду «особенно семьям, чьи супруги участвуют в боях». На странице краудфандинга SOSCO просит деньги для «глубоко скорбящих семей мучеников» для покупки еды, одежды, медикаментов и строительных материалов.
Статья 2019 года, опубликованная на веб-сайте SOSCO, гласит: «Мы не можем доставить лекарства, но мы приносим г-ну Саймону [аль-Вакилу] и его людям то, что им нужно в течение дня: кофе, чай и табак». Согласно статье о Махарде, опубликованной новостным сайтом аль-Модон в 2018 году, «делегация организации SOS Chrétiens d’Orient […] прибыла в этот район и передала главе Национальных сил обороны (НДФ, проправительственные боевики – прим. пер.) различное снаряжение и помощь»
«Если выяснится, что собранные деньги переданы главе боевиков, и что именно боевики распределяют эти деньги среди семей и извлекает выгоду из злоупотреблений, то SOS Chrétiens d’Orient можно обвинить в соучастии в преступлениях, совершенных этими людьми», – заявила Сара Кайяли, правозащитник из Human Rights Watch (HRW).
В одном из многочисленных видеороликов о Махарде, опубликованных SOSCO в 2016 году, на YouTube можно увидеть Александра Гударзи и Бенджамина Бланшара, а также других добровольцев, раздающих припасы с помощью людей в камуфляже. «Мы здесь с едой и помощью для Национальной сил обороны Махарды, которые последние пару недель подвергались атаке со стороны террористов», – говорит Гударзи.
Такое стирание границ между гуманитарными операциями и поддержкой бойцов ополченцев, по-видимому, является нормой деятельности SOSCO в Махарде. Сам Аль-Вакиль присутствовал на аналогичной операции SOSCO в феврале 2019 года. SOSCO, похоже, нарушает гуманитарные принципы нейтралитета и беспристрастности Евросоюза, распределяя помощь таким образом, собирая деньги для семей погибших бойцов НДФ и поддерживая проасадовские силы. Это нарушает положения ЕС о том, что «гуманитарная помощь должна предоставляться исключительно на основе необходимости» и «не должна отдавать предпочтение какой-либо стороне в вооруженном конфликте». Похоже, это мало беспокоит «благотворительную организацию».
НДФ в Махарде и ас-Сукейлабии
По словам аналитика Арона Лунда, НДФ – «на сегодняшний день крупнейшая сеть боевиков в Сирии». Она «была создана путем ребрендинга, реструктуризации и слияния местных народных комитетов и других вооруженных группировок, поддерживающих Асада, начиная с 2012 года». Как отмечает сирийская оппозиционная НПО «За справедливость», известно, что лояльные ополченцы финансировались «Аль-Бустаном», так называемой благотворительной организацией Рами Махлуфа, двоюродного брата Башара Асада, который в настоящее время находится под европейскими санкциями. В 2016 году The Guardian сообщила, что ЮНИСЕФ выплатил аль-Бустану более 260 000 долларов.
В октябре 2018 года НДФ в аль-Сукейлабия поблагодарили представителя благотворительной организации «Аль-Бустан» доктора Яхью Юсефа за оказание медицинской помощи местным боевикам ополчения. По данным Reuters, в 2013 году боевики НДФ были обучены и экипированы Ираном, давним союзником Асада, для поддержки истощенных вооруженных сил правительства. В интервью Sputnik о Махарде Гударзи из SOSCO заявил: «Иранцы берут нескольких человек и обучают их в Иране обращению с оружием, созданию ракет и т. д.» «Прискорбно видеть, что именно Шиитская Исламская Республика Иран защищает христианские меньшинства в Леванте», – добавил он. «Это должна делать Франция».
Британский блогер Ванесса Били, поддерживающая правительство Асада, которая также посетила Махарду и ас-Сукейлабию и похвалила их, в начале 2020 года написала в Твиттере, что Касем Сулеймани, бывший генерал Корпуса стражей исламской революции, помогал обучать НДФ в северной части Хамы.
Похоже, что НДФ перешли от поддержки Ирана под крыло России после военного вмешательства в Сирию на стороне правящего режима в 2015 году. Лидеры ополченцев часто соперничают за российскую поддержку. Набель аль-Абдулла и Симон аль-Вакиль, похоже, близки к российским официальным лицам. Так, Аль-Абдалла отправился в Москву в 2019 году. Он встретился с российскими спецназовцами и представлял аль-Сукайлабию, Махарду и другие деревни в этом районе на Пятом Всемирном христианском конгрессе в России. В 2018 году он также получил наручные часы «от президента России» с выгравированными официальными знаками отличия президента. Два других полевых командира несколько раз получали похвалы от высокопоставленных российских чиновников.
Аль-Вакиль и аль-Абдулла также появлялись на фотографиях с печально известным бригадным генералом Сухейля аль-Хасаном, поддерживающими силы «Тигра», которые обвиняют в организации химической атаки на Эль-Латамину в марте 2017 года. Боевики «Тигра» также связаны с другими атаками с применением хлора с помощью вертолетов. НДФ также приняли участие в контрнаступлении в Хаме. Махарда находится всего в 10 км к югу от Эль-Латамины.
Несмотря на неопровержимые доказательства, Гударзи из SOSCO назвал «ложью» ответственность сирийского режима и тем более, благотворительной организации за химические атаки, в том числе в соседнем Хан-Шейхуне. И Набель аль-Абдулла, и Симон аль-Вакиль также координируют свои действия с боевиками неофашистской Сирийской социал-националистической партии.
Александр Гударзи, Саймон аль-Вакиль и Бенджамин Бланшар смотрят с линии фронта Махарда в 2016 году. Источник: Mediapart
Военные преступники
SOSCO описывает эти два отряда ополчения как силы самообороны, несмотря на то, что войска аль-Вакиля и аль-Абдаллаха воевали за пределами своих родных городов. «Мы имели честь участвовать вместе с сирийской армией в войне против терроризма в Хаме, Идлибе, Ханасере и Алеппо», – сказал аль-Вакиль в 2019 году.
По данным Reuters, следуя политике выжженной земли, проводимой режимом в районах, контролируемых повстанцами, НДФ воровали товары и мебель из домов людей. Наступление 2019 года в провинции Хама/Идлиб не стало исключением. По сообщениям сирийской сети по правам человека, проправительственные силы, в состав которых входили НДФ, разграбили дома после захвата деревень, продав их улов на рынке в Аль-Сукейлабия. Саймон аль-Вакиль и Набель аль-Абдулла также лично обвинялись в военных преступлениях. Согласно «черному списку», опубликованному оппозиционной неправительственной организацией «За справедливость», Саймон аль-Вакиль был ответственен за «резню в Халафийе 16 декабря 2012 года, в результате которой погибли 25 человек в результате артиллерийских обстрелов жилых домов». Город Халфая, расположенный всего в 1 км от Махарды, тогда находился на контролируемой повстанцами территории и был целью сирийских ВВС.
Сторонники «За справедливость» также обвинили Саймона аль-Вакиля и Набиля аль-Абдуллу вместе с другими командирами ополченцев в совершении или поддержке как минимум семи военных преступлений в районе Хама, включая убийство сотен мужчин и женщин. Они утверждают, что всего за один день в деревне Аль-Кубайр «боевики убили 100 женщин и детей, десять из которых были зарезаны, а их тела сожжены». Находясь в Аль-Траймса, также недалеко от Махарды, «боевики убили 220 мирных жителей». Активисты оппозиции в 2017 году выпустили аудиозапись с голосом Набеля аль-Абдуллы, в которой он призывает своих пехотинцев после захвата сжечь деревни, контролируемые повстанцами.
Полевой командир также был замечен с печально известными ракетами IRAM (самодельные ракетные боеприпасы), что является признаком поддерживаемых Ираном ополченцев в Ираке и Сирии, известных своей разрушительной силой и низкой точностью; при попадании они влекут за собой большое число жертв среди мирного населения. Использование этих боеприпасов силами НДФ уже было доказано в блоге Brown Moses основателя Bellingcat Элиота Хиггинса. IRAM использовались в атаках с применением хлора во время сирийского конфликта.
Защитники христиан или апологеты Асада?
В то же время SOSCO активно поддерживает политику сирийского режима. НПО называет Асада защитником меньшинств, а ополченцев, таких как Аль-Вакиль и Аль-Абдалла – защитниками простых христиан на местах.
Собственные видео НПО также противоречат ее якобы аполитичной позиции. Бывший глава миссии в Сирии Александр Гударзи разговаривает на камеру прямо на артиллерийской позиции НДФ на видео в марте 2019 года, когда ополченцы аль-Вакиля стреляют. «Террористы только что бомбили», – говорит он. «Ответ последовал незамедлительно. Силы национальной обороны отдали приказ открыть огонь и запустили четыре ракеты «Град». Основываясь на описании места, данном самим Гударзи (рядом с деревней Шайзар и замком Шайзар), журналисты смогли обнаружить огневую позицию на точке на северо-востоке Махарды, на вершине холма, примерно здесь.
Согласно нескольким сообщениям об ударах по Махарде и жилым районам Эль-Латамины, которые тогда находились под контролем повстанцев, повстанческие и проправительственные силы стреляли друг в друга во время съемки видео. Но SOSCO, похоже, выбрала сторону режима. В одной своей восьмиминутной речи Гударзи проводит параллели между террористическими актами во Франции и сирийской оппозицией, призывая споносров SOSCO не просто делать пожертвования, но активно, эмоционально и духовно принять правильную сторону в «божественной битве». «В какой-то момент вы должны быть последовательными, перестать лгать себе и перестать быть идиотом», – говорит он зрителям. «Мы действительно нуждаемся в вас, нам нужны не только ваши пожертвования… нам также нужен ваш ум. Вы должны открыть глаза».