«Революция справедливости»: из-за чего возник политический кризис в Южной Осетии?
В Южной Осетии разворачивается серьезный политический кризис, вспыхнувший в результате смерти Инала Джабиева, скончавшегося в больнице после его задержания силовиками. В отставку ушло правительство, депутаты парламента отказываются работать, а на улицах продолжаются массовые протесты. Но почему возник кризис? И как он может разрешиться?
Революционные традиции
Необходимо заметить, что политические кризисы подобного рода возникают в Южной Осетии не в первый раз. Наиболее ярким примером кризиса такого плана является так называемая «Снежная революция» 2011 года.
В ноябре 2011 года в Южной Осетии проходили выборы президента. Двумя основными кандидатами стали бывший министр образования Алла Джиоева, представлявшая оппозицию, и глава МЧС генерал Анатолий Бибилов, которого поддерживал тогдашний президент страны Эдуард Кокойты и партия власти «Единство». Также Бибилов пользовался практически открытой поддержкой России и лично президента Дмитрия Медведева. Все шло к тому, что именно он должен был одержать победу.
Кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева
Однако уже результаты первого тура выборов нарушили эту стройную картину. Оба кандидата получили по 24% голосов, поэтому на 27 ноября был назначен второй тур выборов.
Во втором туре провластный кандидат потерпел поражение, а Джиоева получила 69% голосов. Однако стать президентом ей так и не дали.
Уже на следующий день после выборов Верховный суд Южной Осетии запретил ЦИК объявлять итоги выборов, потому что к нему поступила жалоба от партии «Единство», обвинявшей сторонников победившего кандидата в нарушениях во время выборов. А затем он и вовсе объявил выборы недействительными, при этом лишив Аллу Джиоеву права принять участие в повторных президентских выборах. Парламент республики назначил повторные выборы на март следующего года.
Однако Джиоева и ее сторонники, понимая, что у них фактически отняли заслуженную победу, не признали решение Верховного суда. 30 ноября кандидат от оппозиции объявила себя избранным президентом и сформировала Госсовет, в который вошли как бывшие, так и действующие чиновники и силовики республики. В этот же день тысячи людей вышли на площадь Цхинвала, требуя признания победы Аллы Джиоевой. Другим их главным требованием стала отставка президента Кокойты. Так в Южной Осетии фактически появилось двоевластие, и возникла угроза раскола страны. Эти события получили название «Снежной революции» из-за сильного снега, выпавшего 30 ноября.
Россия со своей стороны сначала призвала все политические силы уважать решение Верховного суда, но затем отправила в Южную Осетию представителя Администрации президента РФ Сергея Винокурова, чтобы разрешить возникший политический кризис.
Российскому представителю удалось усадить обе стороны за стол переговоров, и 9 декабря 2011 года Алла Джиоева и президент Эдуард Кокойты подписали соглашение. По его условиям сторонники оппозиции покидали площадь, а президент республики досрочно уходил в отставку, и проводились повторные выборы, в которых Джиоевой было разрешено участвовать. На следующий день Кокойты, как и было оговорено, подал в отставку. Обязанности президента до новых выборов были возложены на премьер-министра страны Вадима Бровцева. Оппозиция покинула площадь. Так накал политического кризиса пошел на снижение.
В дальнейшем Алла Джиоева отозвала свою подпись под соглашением и отказалась от участия в новых выборах, считая их «нелегитимными», а также назначила свою инаугурацию на 10 февраля 2012 года. Но за день до этой даты она была задержана Генеральной прокуратурой республики, и в мартовских выборах президента так и не участвовала.
Победу на них одержал бывший министр госбезопасности генерал Леонид Тибилов, который находился в должности президента до 2017 года. Следующие президентские выборы он проиграл и передал свою должность Анатолию Бибилову, который во второй раз все же смог возглавить Южную Осетию.
Однако, заняв пост президента, Бибилов вновь стал одним из главных участников нового политического кризиса, разгоревшегося в республике. Но в этот раз обстоятельства кризиса были совершенно иными.
Локальный 37-й год
18 августа 2020 года неизвестные совершили покушение на главу МВД Южной Осетии Игоря Наниева, обстреляв его автомобиль. Сам министр не пострадал.
Сразу после покушения южноосетинские силовики начали искать виновных и задержали троих граждан республики. 28 августа Инала Джабиева, который стал одним из них, привезли в больницу. В этот же день он скончался.
На фотографии Джабиева, разошедшейся в соцсетях, видны следы многочисленных побоев, гематомы и кровавые следы от наручников. В это же время появилась информация о том, что побоям подвергались и другие задержанные.
Инал Джабиев в больнице
Это далеко не первый раз, когда МВД подозревается в пытках и избиениях задержанных. Еще в октябре прошлого года в интернет попало видео, на котором сотрудники ОМОН избивают заключенных в исправительной колонии №1. Министр Наниев попытался неубедительно оправдать своих подчиненных словами о «наведении порядка и дисциплины». Однако видео так потрясло граждан республики, что депутаты парламента от оппозиции попытались вынести главе МВД вотум недоверия, но им не хватило необходимого количества голосов.
Протесты в колонии против избиений продолжились и в следующем году, а в мае несколько заключенных порезали себе вены. Однако министерство юстиции и генеральная прокуратура республики не стали расследовать этот инцидент.
Тогда депутаты пригласили глав обоих ведомств на заседание парламента. Но на нее пришли не только главы силового блока правительства, но и президент с двумя сотнями силовиков с оружием. Переговоров в этих обстоятельствах не получилось.
Новости о смерти Джабиева от рук силовиков разнеслись по маленькой Южной Осетии быстро, и уже вечером 28 августа около тысячи людей вышли протестовать на центральную площадь столицы. Они требовали расследования гибели Инала и отставки правительства.
На площади появился президент Анатолий Бибилов, однако участники митинга потребовали и его отставки. После этого глава государства покинул площадь и больше к ним не выходил.
Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов
Позже он отстранил от должности главу МВД, а премьер Эрик Пухаев сам подал в отставку. С ним ушли и остальные члены правительства.
После череды отставок президент обратился к гражданам республики и заявил, что 8 сотрудников МВД уже находятся под следствием по делу о гибели Инала Джабиева, и они понесут наказание.
Однако протесты на этом не закончились. Их участники требовали отставки генерального прокурора Урузмага Джагаева и возбуждения уголовного дела против глав силовых ведомств, включая отстраненного Наниева. Джагаев считается в республике близким человеком к президенту Бибилову. А учитывая тот факт, что на территории Южной Осетии действует Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в рамках которого расследование покушения на государственного чиновника является зоной ответственности генеральной прокуратуры, то именно Джагаева считают ответственным за все произошедшее.
2 сентября требования протестующих были поддержаны депутатами южноосетинского парламента. Они заявили о том, что будут бойкотировать заседания до тех, пока Джагаев не отправят в отставку. Это заявление было принято 17 депутатами. Учитывая то обстоятельство, что в парламенте Южной Осетии всего 34 депутата, то отсутствия половины из них достаточно для того, чтобы кворум для проведения сессий не мог быть собран. Сам Джагаев отказался уйти в отставку до тех пор, пока четверо депутатов от оппозиции, которых он обвинил в совершении преступлений, не сложат мандаты и не предстанут перед судом.
Так в Южной Осетии разгорелся самый серьезный политический кризис с 2011 года, в ходе которого одновременно оказались парализованы как законодательная, так и исполнительная ветви власти республики. Но что же стоит за ним?
У политического кризиса в Южной Осетии есть несколько основных причин.
Во-первых, это сложная экономическая ситуация в республике. В условиях пандемии граница с Россией фактически находится на замке, а продукты в Южную Осетию поставляются с перебоями, что приводит к пустым полкам в магазинах. Восстановление беспрепятственного прохода через российскую границу ожидается только 15 сентября этого года.
Во-вторых, не стоит отбрасывать наследие Пятидневной войны 2008 года и долгого конфликта с Грузией. Фактически постоянное военное положение привело к тому, что южноосетинские силовики привыкли действовать жестко и порой без оглядки на действующее законодательство. Однако за прошедшие 12 лет ситуация в республике серьезно изменилась. Так, в стране находится российская военная база, и присутствующих там сил вполне достаточно для отражения возможной грузинской агрессии. Однако силовики продолжают работать прежними методами, что вызывает закономерное недовольство со стороны граждан.
В-третьих, серьезным фактором является и сам политический режим президента Анатолия Бибилова. Сам бывший силовик, занимавший должность главы МЧС, он, желая управлять Южной Осетией так, как будто это Чечня, прибег к слишком жестким методам руководства страной. При этом, по словам экспертов, нужды в чрезвычайных мерах не было, поскольку ситуация в республике являлась стабильной. Однако Бибилов слишком сильно «закрутил гайки» и фактически своими руками организовал в Южной Осетии «локальный 37-й год», что и привело к политическому кризису в стране.
Судьба кризиса
Важным вопросом остается то, как в сложившихся обстоятельствах разрешить возникший кризис, который эксперты уже назвали «революцией справедливости», потому что именно этого требуют собравшиеся на площади Цхинвала.
Первый шаг к разрешению кризиса был сделан президентом Анатолием Бибиловым, который предложил создать временную парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств смерти Инала Джабиева. В случае воплощения этой инициативе депутаты парламента смогут вновь приступить к работе, и будет преодолена парализация законодательной власти республики.
Однако для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы президент все-таки пожертвовал приближенными к нему силовиками, и отправил в отставку генпрокурора Урузмага Джагаева, а также привлек его и министра внутренних дел Игоря Наниева к ответственности за смерть Джабиева и пытки задержанных. Только в этом случае политический кризис в Южной Осетии может разрешиться мирным путем.
Генеральный прокурор Южной Осетии Урузмаг Джагаев
Кроме того, власти вполне могут предложить представителям оппозиции войти в состав нового правительства, чтобы успокоить политические силы в республике.
Существует также вероятность, что для скорейшего разрешения политического кризиса, как и в 2011 году, потребуется вмешательство России, поскольку Москва заинтересована в том, чтобы в Южной Осетии поддерживались порядок и стабильное развитие. Кроме того, как уже было сказано, на территории республики находится российская военная база, поэтому Россия напрямую связана с тем, что там происходит. Однако пока внимание Москвы приковано к другим серьезным проблемам, например, событиям в Белоруссии, поэтому пока сложно сказать, отправятся ли российские представители в Южную Осетию, и когда именно это произойдет.
Политический кризис в Южной Осетии наглядно показал, что ее правоохранительная система нуждается в реформировании. Однако кардинальные изменения должны произойти не только в ней, но и в самой политической системе республики.
Проблема здесь не только и не столько в личности президента Бибилова. Политическая система Южной Осетии сложилась до него, и смещение главы государства с поста не решит проблему. В республике до сих пор присутствует мобилизационный тип государственного управления, в рамках которого граждане в условиях военного времени жертвовали частью своих прав ради обеспечения безопасности. Однако сейчас Южная Осетия постепенно оправляется от последствий войны, и ситуация в республике является более стабильной. Поэтому она нуждается в переходе от прежней президентской формы к президентско-парламентской или же полностью парламентской, в которой разные ветви власти смогут контролировать друг друга в рамках системы сдержек и противовесов.
Другим возможным решением является создание в республике работающего механизма импичмента президента, который в настоящее время носит преимущественно формальный и трудно воплощаемый характер. В противном случае Южная Осетия так и будет заперта в цикле политических кризисов, в рамках которых граждане сначала выбирают президентов, а затем требуют их отставки на площади.