«Скоропортящийся продукт»: зачем нужна сменяемость власти?
Важнейшим принципом современных демократических государств является сменяемость власти. В большинстве развитых стран мира эта сменяемость в основном присутствует. Однако в нашей стране немалое количество людей задаются вопросом, нужна ли сменяемость власти, и если да – то зачем?
В 1999 году первый президент России Борис Ельцин передал власть преемнику – Владимиру Путину
Диктаторы и демократы
Вопросом необходимости сменяемости власти обычно задаются в тех государствах, где таковая сменяемость отсутствует или по определенным причинам ограничена. В самих демократических странах, где сменяемость входит в политическую практику, ответ на этот вопрос, как правило, очевиден.
Объективным фактом является то, что сменяемость власти представляет собой неотъемлемый элемент большинства развитых государств с высоким уровнем жизни граждан. И, наоборот, существует не так много стран с авторитарными несменяемыми лидерами, где уровень жизни граждан находится на столь же высоком уровне.
Как работает сменяемость власти на практике? Для примера можно взять США, страну, безусловно, входящую в число государств с наиболее развитой экономикой и уровнем жизни. В Конституции Штатов существует 22-я поправка, принятая в 1951 году. Она гласит, что никто не может занимать пост президента больше 2-х сроков, причем совершенно не важно, подряд или нет. При этом тому, кто занимал должность президента или действовал в качестве него более 2-х лет от установленного срока, не может избираться на этот пост больше одного раза. Это необходимо для того, чтобы вице-президент не смог после своего первого срока под разными предлогами избираться еще на два. Как видите, система довольно продуманная и учитывающая разные политические вероятности.
22-я поправка к Конституции США
Для иллюстрации же тезиса о том, что в развитых странах присутствует сменяемость власти, обратимся к Отчету о развитии человечества ООН, в который включен список государств по индексу человеческого развития (ИЧР) за 2019 год. В первой тройке стран по этому показателю находятся Норвегия, Швейцария и Ирландия. Во всех из них сменяемость власти играет большую роль в политической жизни.
Так, в Ирландии за последние 10 лет сменилось два президента и три премьер-министра. В Швейцарии – президент занимает свой пост всего год по причине местной политической системы, а функции главы государства коллективно выполняют все члены правительства. Однако и там успело смениться два федеральных канцлера.
Что же касается Норвегии, то она представляет собой конституционную монархию, при которой король является главой государства, но выполняет в основном церемониальные и представительские функции, а исполнительная власть находится в руках премьера. В этой стране в период 2010-2020 годов сменилось два премьер-министра. Как можно заметить, для наиболее развитых государств регулярная ротация лиц у власти – это политическая реальность.
Эрна Сульберг – действующий премьер-министр Норвегии с 2013 г.
А теперь, для сравнения, давайте посмотрим на страны, где несменяемые лидеры правят на протяжении нескольких десятилетий. Например, в Камеруне президент Поль Бийя правит еще с 1982 года и скоро сможет отменить 40-летний юбилей у власти. В том же списке стран по ИЧР Камерун располагается на 150-м месте.
Поль Бийя – президент Камеруна и будущий юбиляр
Есть так же такая страна, как Экваториальная Гвинея. Ее президент Теодоро Обианг Нгема Мбасого бьет все рекорды и находится у власти с 1979 года – более 40 лет. В стране существует настоящий культ его личности, президента сравнивают с «богом на небесах» и считают, что он находится на постоянной связи со «Всемогущим». Причем, судя по всему, диктатор планирует сделать свою власть наследственной, так как он передал пост первого вице-президента своему сыну Теодоро Нгема Обианг Мангу, который по законодательству должен занять его место в случае смерти первого лица. Но с цифрами не поспоришь – в списке государств по ИЧР Экваториальная Гвиана лишь немного обошла Камерун и заняла 144 место.
“Первый после бога” Теодоро Обианг Нгема Мбасого
Хороший пример представляет собой и Уганда. Ее лидер Йовери Кагута Мусевени правит государством с 1986 года. При этом по индексу человеческого развития Уганда отстала даже от охваченной войной Сирии, заняв в 2019 году лишь 159 место.
Самый скромный из диктаторов – президент Уганды Йовери Кагута Мусевени
Приведенных примеров вполне хватает для определенных выводов о связи сменяемости власти и уровня развития государств, как и уровня жизни граждан.
Это подтверждают и эксперты, которые говорят, что несменяемые режимы практически всегда связаны с огромной коррупцией и бедностью населения. По их мнению, ни одна страна не может достичь высоких результатов в развитии экономики без регулярной сменяемости власти. Исключение здесь представляют лишь нефтяные монархии Ближнего Востока и Сингапур, который, тем не менее, на протяжении своей недавней истории жестко боролся с коррупцией и привлекал западные инвестиции, открывая рынки и привлекая инвестиции.
Но какие же факторы делают сменяемость власти эффективной? Давайте разберемся.
Почему сменяемость власти эффективна?
Первым фактором является взаимный контроль руководителей, которые сменяют друг друга. Если политик знает, что через определенное время он покинет свой пост, то он беспокоится за результат своей работы. Он знает, что его преемник вполне может осудить его за преступления, совершенные во время пребывания у власти, поэтому у политика есть мотивация исполнять законы. Если же он уверен, что может продлить свою власть на любой срок по желанию, то политик способен совершить практически любое преступление, приобретая безнаказанность за счет отсутствия преемника. Он также отдает должности рангом ниже своим людям, в роли которых нередко выступают родственники и знакомые, и начинает и их оберегать от ответственности. И тогда чиновники на других ступенях иерархии тоже начинают делать то, что захотят.
Вторым фактором выступает политическая конкуренция. Как и во всех других сферах, политики, которые не конкурируют друг с другом, деградируют и перестают развиваться. Если конкуренция отсутствует, то у политиков пропадает мотивация работать лучше. Если же власть регулярно меняет людей, то конкуренцию нынешнему руководству могут составить его предшественники, которые сохранили авторитет и часть своего влияния. Если существует конкуренция, то политики вынуждены бороться за избирателя, и лучше учитывают его интересы, потому что без этого они просто не получат власть. По мнению экспертов, политический рынок, как и экономический, не может работать без конкуренции. Собственно, одной из проблем системы власти в современной России является падение ее эффективности, вызванное определенным блокированием политической конкуренции.
В качестве третьего фактора можно назвать большое количество опытных руководителей. Как это работает? Если происходит ротация руководства, то в государстве существует несколько человек с опытом управления страной. Если же она не происходит – то человек с таким опытом зачастую только один. Если сменяемость существует, то в стране одновременно есть 4-5 министров экономики, большая часть из которых – бывшие. Тогда нынешний министр может спросить совета у своих предшественников, получив их опыт и повысив тем эффективность своей работы. А граждане, в свою очередь, могут сравнить его с предшественниками и оценить, хорошо или он справляется со своими обязанностями, и в случае, если нет – заменить кем-то другим, возможно, даже одним из предыдущих министров. Если сменяемости власти нет – то и сравнивать не с кем. И в креслах министров могут оказаться некомпетентные специалисты, которых некем заменить, поскольку нет руководителей с нужным опытом.
Владимир Коковцов – премьер-министр и министр финансов в 1911-1914 гг. В Российской империи, где сменяемость власти была регулярной, специалистов с таким опытом было немало
И, наконец, сменяемость власти помогает избежать политического насилия и радикализма. Если она работает, то общество знает, что в случае кризиса или некомпетентной работы оно легко может поменять руководство. А если сменяемость отсутствует, то сменить плохих министров законным образом становится очень сложно. Это приводит к тому, что проблемы не решаются и накапливаются как снежный ком, что, в свою очередь, может привести к тому, что власть может быть свергнута насильственным путем. По мнению экспертов, если в том или ином политическом режиме ротация невозможна, то это не означает, что не будет. Это означает лишь, что она произойдет путем революции.
Однако существуют и аргументы против сменяемости власти. Предлагаю разобрать и их.
Сменяемость власти – это плохо?
Говоря о том, почему сменяемость власти представляет собой «негативное» явление, условные консерваторы и патриоты нередко обращаются к историческому опыту России. Мол, наша страна достигала наибольших успехов именно при правителях, которые правили ей долгое время. Чаще всего при этом звучат имена Ивана III, Петра I, Екатерины II, Иосифа Сталина и т.д.
Этот аргумент не лишен правдивости, однако представляет собой достаточно односторонний взгляд на проблему. Довольно несложно подобрать в истории России и неудачных правителей, которые правили долгое время. К примеру, Иван Грозный, который управлял Россией более 50 лет, начал важными реформами и покорением Казани и Астрахани, а закончил поражением в Ливонской войне и опричным террором. Также здесь можно привести и Бориса Ельцина, начинавшего с освобождения от коммунизма и авторитарного режима, и закончившего дефолтом и неудачной войной в Чечне.
Первый царь России Иван Васильевич Грозный
С другой стороны, существуют и правители, которые за короткий срок сумели осуществить важные преобразования и привести Россию к успехам. Среди них − царь Федор Алексеевич, правивший всего 6 лет и заложивший основы будущих «петровских» реформ, император Петр III, принявший важный документ «Манифест о вольности дворянства» всего за год своего царствования, а также его сын Павел I, улучшивший положение крестьян менее чем за 5 лет правления. Так что срок правления с эффективностью руководства не связан.
Федор III Алексеевич – предшественник Петра Великого в деле реформирования России
Кроме того, консерваторы нередко заявляют, что из первых 50 государств с высоким ВВП на душу населения по паритету покупательной способности большинство являются монархиями или странами с ограниченной демократией. Это мнение тоже имеет отношение к реальности, но лишь относительное.
Если мы возьмем список стран по ВВП (ППС) на душу населения от Международного валютного фонда за 2018 год, то окажется, что из 50 первых стран многие действительно являются монархиями. Правда, за исключением нефтяных монархий вроде Бахрейна и Кувейта, чье благосостояние построено практически полностью на «черном золоте», большинство – это европейские конституционные монархии. Среди них можно привести Люксембург, Нидерланды, Швецию, Великобританию, Бельгию и Норвегию. Там монарх – это глава государства, но он не правит, а лишь выполняет представительские функции, служа государственным символом, а большая часть власти находится в руках у премьер-министра. А главы правительств в них, как можно судить по упомянутой Норвегии, регулярно меняются.
Правящая чета Норвегии – король Харальд V и королева Соня
Также критики сменяемости утверждают, что «временщики» воруют чаще всего, так как им нужно «успеть украсть побольше за короткий срок». Однако при регулярной смене власти коррупционер, наоборот, довольно быстро ее лишится и потеряет возможность воровать, а его преемник способен не только наказать его за преступления, но и сделать это основой своей предвыборной программы. Если же сменяемости нет – то коррупционер остается у власти и чувствует себя безопасно.
Важность сменяемости власти
Таким образом, сменяемость власти – это неотъемлемый элемент современной демократии. Это необходимый элемент любого динамично развивающегося государства, которое не боится отстать от постоянно меняющегося мира. Ведь новые политики лучше всего способны приспособиться к новым требованиям эпохи и лучше понимают их. Более того, даже те страны, что долгое время существовали при несменяемой власти, с развитием приходят к необходимости изменения этой ситуации.
Например, Южная Корея, где в XX веке существовал авторитарный режим, в конце 1980-х годов приняла демократическую конституцию и установила регулярную смену руководства. Несменяемость власти является эффективной лишь на короткой дистанции, к примеру, когда нужно преодолеть национальный кризис, но затем она начинает тормозить дальнейшее развитие государства.
Галина Васильевна Старовойтова – политический деятель, правозащитник и депутат Государственной Думы в 1993-1998 годах
И закончить статью можно перефразированной цитатой известного российского политического деятеля 1990-х годов Галины Старовойтовой:
«Политики – как подгузники, их нужно менять регулярно. По одной и той же причине».