To reset your password, please enter your email address or username below.

«То, чего нет»: как в Туркменистане борются с коронавирусом?

В непростой период мирового экономического кризиса и пандемии Туркмения остается одним из немногих островков стабильности. Согласно официальной статистике, в Туркменистане до сих пор нет ни одного заболевшего коронавирусом. Однако неофициальные СМИ рисуют совершенно другую картину, в которой больных помещают в ужасные бараки, смертность растет, а власти скрывают все информацию. Кто же прав?

Покровитель всех медиков

Говоря о пандемии в Туркменистане, нельзя не упомянуть то, что это закрытая от внешнего мира авторитарная страна, информация о ситуации в которой чаще всего поступает из официальных СМИ. А они, как и все государство в целом, находятся под полным контролем одного человека – президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова.

Бердымухамедов занял пост главы республики в 2006 году после смерти первого президента Сапармурата Туркменбаши Ниязова, и с тех пор цепко держит власть в своих руках. В стране он известен под неофициальными титулами «Лидер нации» и «Аркадак» («Покровитель всех туркмен»). Портреты Аркадака украшают тысячи плакатов и кабинетов чиновников, а его имя носят многие социально-культурные объекты страны. Кроме того, президент является любителем лошадей и автомобилей, а также учит силовиков тому, как нужно стрелять и метать нож во врага под аплодисменты генералов.

По образованию Бурдымухамедов – врач. До президентства он был стоматологом, руководил поликлиникой и занимал пост министра здравоохранения. И даже после становления главой государства Бердымухамедов продолжает писать книги по медицине, например, о лечебных свойствах дынь.

И, казалось бы, что такой квалифицированный специалист во всех сферах, как туркменский президент, должен быстро справиться с любой опасностью, включая коронавирус. Тем более, как утверждает государственная пропаганда, Бердымухамедов все держит под контролем и защищает свой народ от любых напастей.

Так, когда в марте 2020 года над Туркменией нависла опасность пандемии, Аркадак обратился к самому действенному средству – народной медицине. Он сказал всем гражданам страны окуривать помещения дымом растения гармала, более известного как могильник. И вскоре в госучреждениях, детских садах и торговых центрах запахло дымом. Помогла ли эта мера?

«Лидер нации» и «Покровитель всех туркмен» Гурбангулы Бердымухамедов

Судя по статистике, да. На 14 июля 2020 года в Туркменистане до сих пор нет ни одного случая заражения или смерти от коронавируса. Наверняка борьбе с пандемией помог и запрет самого слова «коронавирус» в республике, где чиновников и журналистов могут уволить за разговоры о COVID-19, а медицинские брошюры, упоминающие запретное слово, были изъяты и уничтожены.

Похоже, что Туркменистану удалось найти действенное средство в борьбе с опасной пандемией, до которого не додумались самые передовые страны мира. И расследование можно было бы закрывать, если бы не одно «но». Информация из независимых СМИ и действия самого правительства говорят о том, что ситуация с коронавирусом в Туркменистане обстоит вовсе не так хорошо, как рассказывает государственная пропаганда.

Лагеря для больных

Поскольку, как уже было сказано, Туркменистан является закрытой страной, то статистики по количеству заболевших коронавирусом в открытом доступе нет, а местное министерство здравоохранения, бывшая вотчина Аркадака, по информации экспертов, не ведет никаких подсчетов, даже случаев воспаления легких. Соответственно, никакой точной информации просто нет, а есть лишь сведения из неофициальных источников.

Так, по данным издания Lenta.ru, 7 заболевших находилось в одном из карантинных лагерей для въезжающих в страну. А Радио Азатлык сообщает о том, что коронавирус был найден у 10 пассажиров парома, прибывшего в Туркмению из Азербайджана. Кроме того, «Хроники Туркменистана» со ссылкой на врача одной из инфекционных больниц столичного Ашхабада опубликовали информацию, что больных с респираторными заболеваниями в стране много, но всем им ставят диагноз ОРВИ. Собственно, сообщения о первых заболевших коронавирусом в Туркмении появились еще в начале марта. Однако никто из перечисленных примеров в официальную статистику не попал.

То есть, если верить информации из независимых СМИ, в Туркменистане все же есть те, кто заразился коронавирусом. На это вполне можно возразить, что указанные разными СМИ заболевшие – это одни и те же люди, и их количество все равно невелико. Но даже если это и так, то мы все равно говорим о как минимум 10 заболевших, что все еще больше «нуля» по версии официальных органов.

Да и сами действия правительства Туркменистана говорят в пользу версии, что больные в стране есть, и их немало. Посмотрим на эти косвенные доказательства.

В конце апреля − начале мая 2020 года туркменские чиновники перешли от запретов и народной медицины к точечным действиям. На главных трассах и въездах в города появились блокпосты, где проезжающим бесконтактным способом меряют температуру. Городские автобусы и остановки стали дезинфицировать, а в тюрьмах ввели специальный режим, запретив заключенным получать передачи.

Кроме того, еще в конце марта в столице были закрыты фитнес-клубы, рестораны и кафе, а с начала апреля на неопределенный срок закрылся ашхабадский рынок.

С 25 марта был закрыт въезд и выезд из города Серхетабад. Если сравнить это событие с подобными примерами из других стран, например, с закрытием Чеченской республики в России, то можно сделать вывод, что в Серхетабаде с большой долей вероятности есть заболевшие COVID-19, и есть опасность распространения пандемии в другие регионы Туркмении, поэтому границы города и были фактически перекрыты.

Самой же одиозной мерой туркменского правительства стало создание карантинных лагерей, куда на две недели помещают всех прибывших в страну. В отдаленных от жилых мест районах поставили специальные контейнеры, внутри которых установили 15-20 двухъярусных кроватей, которые стоят вплотную друг к другу. Между ними нет никаких перегородок, что не позволяет содержащимся там людям сохранять дистанцию, а также нет и удобств. Помещения никак не изолированы, и прибывшие недавно живут вместе с теми, кого скоро должны выписать. То есть сейчас карантинные лагеря представляют собой настоящий источник различных болезней, включая и коронавирус, которые благодаря антисанитарным условиям легко могут передаваться между людьми.

Палаточный лагерь для попавших в карантин

А учитывая то, что совершенно неизвестно, тестируют ли попавших в эти лагеря на COVID-19, невозможно сказать, сколько именно заболевших там находится. Но с учетом всех обстоятельств 7 заболевших в карантинном лагере – это, скорее всего, самая минимальная цифра.

А главным косвенным доказательством, подтверждающим, что пандемия все-таки проникла в Туркменистан, стал ввод в июле 2020 года «масочного режима» в общественных местах. То есть в стране, где само слово «коронавирус» оказалось под запретом, жителей по какой-то причине обязали носить маски, хотя еще совсем недавно за их ношение штрафовали. Правда, по информации экспертов, власти объясняют свою неожиданную меру повышенным содержанием в воздухе пыли и других веществ. Странно, что эта проблема озаботила их именно сейчас. И как бы режим Аркадака не пытался скрыть существование коронавируса в Туркменистане, его же собственные действия говорят обратное.

А ВОЗ и ныне там

В начале июля этого года в Туркмению прибыла миссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Ее эксперты должны всего за 10 дней оценить ситуацию с пандемией в стране. И сначала появилась надежда на то, что теперь правительство признает реальную угрозу коронавируса, введет карантин и, наконец, начнет действительно бороться с пандемией.

Однако в день приезда миссии президент Гурбангулы Бердымухамедов попросту ушел в месячный отпуск вместе с правительством страны, уехав в один из курортных центров страны. То есть в ответственный момент он исчез, и не собирается контактировать с экспертами и раскрывать им реальную ситуацию.

Кроме того, власти заранее подстраховались на тот случай, если миссия ВОЗ действительно обнаружит в Туркмении коронавирус. По их мнению, он якобы мог быть занесен ветрами с Аральского моря.

И даже когда представители ВОЗ смогли получить доступ в лечебные учреждения, то им, по информации Радио Азатлык, показали лишь ту картину, что была выгодна властям. Так, в посещенной ими многопрофильной клинике города Туркменабада больных из реанимации перевели в обычные палаты, так как ВОЗ по большей части проверял именно ее. Кроме того, по словам источника Радио, экспертам ВОЗ стараются показывать как можно меньше пациентов, для чего даже приостановили прием всех больных, кроме тяжелых.

Многопрофильная больница в Туркменабаде

Все это говорит о том, что миссии ВОЗ, несмотря на все старания, вряд ли получится выяснить реальную ситуацию с коронавирусом в Туркменистане и тем самым заставить правительство страны действительно бороться с ним.

Итак, у нас есть две версии. Согласно одной из них, в Туркмении все хорошо, и нет ни одного заболевшего COVID-19. В пользу этой версии нет никаких доказательств, кроме заявлений государственных СМИ.

И есть другая версия, согласно которой заразившихся в Туркменистане не менее 10 человек. По информации независимых СМИ и экспертов, врачи говорят о переполненных больницах и смертях от пневмонии, а в Ашхабаде есть новые случаи смерти больных, у которых были симптомы коронавируса. Однако их точное число, как и количество заболевших, к сожалению, остается неизвестным.

В пользу второй версии говорят не только данные независимых СМИ, но и сами действия правительства, запоздало установившего «масочный режим» и допустившего в страну миссию ВОЗ. Поэтому по результатам нашего расследования мы остановимся именно на этой версии.

Но остается важный вопрос – зачем Бердымухамедову вообще скрывать информацию о коронавирусе и отрицать тот факт, что в стране есть заболевшие им? По мнению экспертов, в случае официального признания пандемии правительству пришлось бы начать тестирование граждан, установить карантин и лечить больных. Но медицинская система к этому попросту не готова.

А ведь именно здравоохранение считается вотчиной президента-медика, пишущего книги о лечебных свойствах чая. И в специфической логике авторитаризма признание того, что у туркменской медицины есть серьезные проблемы, бросит тень на самого Бердымухамедова. По этой причине врачи предпочитают докладывать только об успехах, а власти стараются держать население в информационном вакууме, считая любую утечку проблемой, которая может повлечь за собой кризис. Ведь именно отсутствие информации – основа режима Аркадака. И вместо того, чтобы бороться с пандемией, он предпочитает закрывать глаза на проблемы в отрасли, которую возглавлял в прошлом, лишь бы сохранить свою власть.

Автор публікації

Коментарі: 17
Публікації: 250
Реєстрація: 08.10.2019