To reset your password, please enter your email address or username below.

Между Москвой и Брюсселем: останутся ли Сербия и Россия союзниками?

В начале сентября на полях Восточного экономического форума во Владивостоке вице-премьер Сербии Александр Вулин назвал свою страну стратегическим партнером и «союзником России». Это сразу же вызвало резкую критику в Брюсселе, где заявили, что близкие связи с Москвой «несовместимы» с желанием Белграда присоединиться к ЕС. Но остаются ли Сербия и Россия союзниками в условиях, когда Белград не признает захват украинских территорий и поставляет оружие Киеву? И удастся ли Сербии и дальше лавировать между Россией и ЕС?

4 сентября на полях Восточного экономического форума во Владивостоке вице-премьер Сербии Александр Вулин на встрече с президентом России Владимиром Путиным назвал свою страну стратегическим партнером и «союзником России». В ответ российский лидер передал приветствие президенту Сербии Александру Вучичу и пригласил его принять участие в саммите БРИКС, который пройдет в Казани в конце октября.

Столь теплое общение между Москвой и Белградом сразу же вызвало резкую критику со стороны Брюсселя. Пресс-секретарь Еврокомиссии по иностранным делам и политике безопасности Петер Стано заявил, что близкие связи с Россией «несовместимы» со стремлением Сербии присоединиться к ЕС. «Поддержание или даже расширение связей с Россией во время ее незаконной агрессии против украинского народа несовместимо с процессом вступления в Евросоюз», — сказал он.

Сербия получила статус страны-кандидата на вступление в ЕС еще в 2012 году, и с тех пор полноценным членом международного объединения она так и не стала. По словам Стано, в Брюсселе ожидают, что в рамках процесса вступления страны-кандидаты будут согласовывать свою внешнюю политику с ЕС. «Мы ждем, что Сербия не будет углублять свои связи с Россией», — добавил он.

Столь резкая реакция со стороны ЕС может быть связана с тем, что в последние годы казалось, что Сербия делает шаги для сближения с Западом. Так, в июле Белград подписал соглашение с ЕС о разработке месторождения лития для производства аккумуляторов для электромобилей. А в конце августа 2024 года Сербия заключила соглашение с Францией о замене своих устаревших российских самолетов «МиГ» на французские Rafale.

Кроме того, с начала российско-украинской войны в феврале 2022 года Белград поддержал резолюцию ООН, осуждающую агрессию России против Украины, а также отказался признать захват Россией украинских территорий. Более того, Сербия через третьи страны поставила Украине снаряды на сумму 800 млн евро, что составляет треть от всего объема европейских поставок Киеву. Сам Вучич подтвердил, что поставки Украине были масштабными, заявив, что его не интересует, кто в конечном итоге будет использовать снаряды, тем самым сняв с себя ответственность за то, что сербское оружие будет использоваться против России.

Но самое удивительное то, что Москва, обычно активно реагирующая на любые шаги, которые считает враждебными для себя, на этот раз ничего не сделала, кроме как запросила у Белграда позицию о его причастности к поставкам боеприпасов Киеву. А пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что российские власти обсудят этот вопрос с «нашими сербскими друзьями». И с тех пор в Москве продолжают называть Вучича своим «другом» и «надежным партнером».

Однако столь мягкая реакция России на действия Сербии становится менее удивительной, если учесть, что при всех своих действиях по сближению с Западом Белград также продолжает сотрудничать и с Москвой. Для начала, Сербия так и не присоединилась к антироссийским санкциям, которые ввели западные страны после начала российско-украинской войны, несмотря на возросшее давление со стороны ЕС.

Кроме того, Сербия заключила с Россией соглашение о поставках газа на три года, не только обеспечив себе приток энергоресурсов на льготных условиях, но и усилив свою позицию как страны-экспортера газа в соседние государства. Также экономика страны выиграла из-за того, что Сербия отказалась вводить санкции против России. После начала войны и мобилизации в России в сентябре 2022 года многие россияне переехали в Сербию, основав там свои компании, в том числе в сфере IT, тем самым оживив слабый внутренний рынок. Также сербские авиакомпании получили большую прибыль от частых рейсов между Москвой и Белградом, поскольку Сербия осталась единственной европейской страной, куда можно улететь из России без ограничений.

Кроме того, Сербия все еще пользуется поддержкой Россией по вопросу Косово, поскольку Москва не признает Косово независимой страной, а считает ее частью сербской территории. Также, как член Совета Безопасности ООН, она может блокировать все попытки Косово войти в ООН, и использовать свое влияние в мире, чтобы помешать республике присоединиться и к другим международным организациям.

Правда, некоторые эксперты говорят, что несмотря на все громкие заявления о «дружбе» с Россией, президент Вучич сейчас старается несколько дистанцироваться от нее, что приводит к определенному «охлаждению» отношений между двумя странами. Так, по словам источника Financial Times, когда в июле этого года замминистра иностранных дел России Александр Грушко прилетел в Белград и встретился с Вучичем, то их встреча была «холодной». «Грушко сел и стал зачитывать список из 23 жалоб, включая недовольство Кремля по поводу решения Белграда поставлять Украине боеприпасы, — рассказал источник, — когда Грушко дочитал примерно до середины списка, Вучич встал, объявил, что встреча окончена, и ушел».

Также сербский лидер достаточно холодно отреагировал на приглашение Путина поучаствовать в саммите БРИКС в октябре, сказав, что в это время в Сербию прибудут важные гости, и он примет решение позже. Фактически, он уклонился от участия в саммите.

Однако, несмотря на определенное «охлаждение» отношений между Россией и Сербией, пока Москва не готова публично критиковать Вучича за те же поставки боеприпасов Украине, продолжая называть его «другом» и «партнером». Эксперты считают, что ближайшему соратнику сербского лидера вице-премьеру Александру Вулину, который в последние годы зачастил с визитами в Россию, встречаясь не только с Путиным, но и с его высокопоставленными силовиками, удалось продать Россию простую идею: Вучич – лучший союзник Москвы на Балканах.

Да, порой Белграду приходится предпринимать шаги, направленные против России, но все это делается под давлением Запада, который хочет испортить вековую российско-сербскую дружбу. Москва же не должна верить Западу и попадаться в его «ловушку».

И, судя по всему, пока Россия готова верить в эту идею. И дело здесь не в каких-то особых дипломатических талантах Вулина, а в том, что Вучич на данный момент действительно является главным, хотя бы формально, союзником России на Балканах. Он не вводит антироссийских санкций, поддерживает торговые и экономические отношения с Москвой без ограничений, критикует Запад и подпитывает пророссийские настроения внутри страны.

Если Россия не будет поддерживать режим Вучича, то она потеряет последние рычаги влияния на Балканах, которые и без того серьезно ослабли с момента распада СССР. А учитывая войну с Украиной и растущее противостояние с Западом, у Москвы сейчас попросту нет возможностей для того, чтобы проводить на Балканах более последовательную политику, не основанную лишь на контактах с местными, хотя бы на словах, пророссийскими политиками.

Поэтому Россия пока предпочитает, как на других направлениях своей внешней политики, работать с теми лидерами, которых она уже знает. И, даже несмотря на определенные недружественные шаги со стороны Вучича, она не готова идти на открытый конфликт с ним, поддерживая видимость дружеских отношений.

Что же касается постоянных попыток лавировать между Москвой и Брюсселем, то в этом и заключается суть нынешнего внешнеполитического курса Белграда. Амбивалентность и «многовекторность» во внешней политике во многом позволяет режиму Вучича удержаться у власти, помогая ему не только заключать выгодные сделки со всеми могущественными акторами, включая ЕС, Россию, Китай и США, но и представлять себя как лучший вариант для всех, как внутри страны, так и за рубежом. «В один момент к вам с визитом приезжает (председатель КНР) Си Цзиньпин. Затем, через несколько дней, прибывают Елена Зеленская (жена президента Украины Владимира Зеленского) и Дмитрий Кулеба (бывший глава МИД Украины). Потом он (Вучич) приходит в Российский культурный центр и произносит там ревизионистскую речь. А затем, через два дня, он уже в ЕС, обсуждает там планы роста», — сказал по этому поводу эксперт из Института гуманитарных наук в Вене Иван Вейвода.

Правда, подобный прагматизм в итоге может привести к тому, что Вучича за рубежом начнут воспринимать как ненадежного партнера, который не готов определиться, на чьей он стороне. Но пока, по крайней мере, в отношениях с Россией и ЕС, этого не произошло, и Москва и Брюссель позволяют сербскому лидеру лавировать между ними, получая выгоду со всех сторон. И пока Вучич ничего не теряет от подобного внешнеполитического курса, он будет придерживаться его и дальше.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 103
Регистрация: 21.10.2019