To reset your password, please enter your email address or username below.

Назад в будущее: как Кеми Баденок стала новым лидером Консервативной партии Великобритании?

В начале ноября этого года Консервативная партия Великобритании выбрала своим новым лидером депутата парламента Кеми Баденок. Почему консерваторы проголосовали именно за нее? И как теперь Баденок будет возрождать партию после недавнего оглушительного провала на парламентских выборах?

2 ноября 2024 года депутат британского парламента Кеми Баденок выиграла выборы лидера Консервативной партии, получив 53,8 тыс. голосов членов партии из 131,6 тыс., или же 57%. Ее соперник Роберт Дженрик набрал 41,3 тыс. голосов.

Первая чернокожая женщина, возглавившая одну из двух главных британских партий, Баденок заявила, что для нее стать лидером тори – это «огромная честь».

«Задача, которая стоит перед нами – тяжелая, но при этом простая, — сказала она членам партии после своей победы, — наша первая обязанность как верной оппозиции Его Величества – призвать это лейбористское правительство (действующее правительство премьер-министра Кира Стармера) к ответу. Пришло время сказать правду, – добавила Баденок, — мы должны честно признать, что совершили ошибки [и] позволили стандартам рухнуть вниз».

Кеми Баденок родилась в январе 1980 года в пригороде Лондона в семье выходцев из Нигерии. Проведя детство в Лагосе (Нигерия), в 16 лет она вернулась в Великобританию на фоне политического и экономического кризиса в африканской стране. Изучала инженерию компьютерных систем в Университете Сассекса. Позже Баденок также получила юридическое образование и работала в сфере финансовых услуг.

Согласно автобиографии Баденок, написанной консерватором и членом Палаты Лордов Майклом Эшкрофтом, именно во время учебы в университете она захотела стать правым политиком – из-за доминирования левых в студенческом кампусе. Позже Баденок описала тамошних активистов как «избалованную, титулованную, привилегированную будущую столичную элиту».

Присоединившись к Консервативной партии, она в 2017 году стала депутатом парламента. Затем Баденок занимала ряд постов в правительстве премьера Бориса Джонсона, пока в 2022 году не покинула кабинет во время массового исхода министров, который в итоге привел к падению правительства.

После этого Баденок неожиданно приняла решение участвовать в выборах нового лидера Консервативной партии, несмотря на небольшие шансы на победу. Она заняла четвертое место, получив голоса 59 депутатов, и в процессе подняла свой авторитет в партии. В результате Баденок назначили министром внешней торговли в недолго просуществовавшем правительстве Лиз Трасс, а затем министром равноправия и министром предпринимательства и торговли в кабинете ее преемника Риши Сунака.

В этот период она получила известность как критик мультикультурализма и враг «культуры пробуждения», а также как противник «политики идентичности», гендерно-нейтральных туалетов, а также планов правительства по сокращению выбросов углерода. А ее твердые взгляды и деловой подход к проблемам в сочетании с нелюбовью к «пробужденным» ценностям сделали Баденок настоящей любимицей консервативных политиков и рядовых членов партии.

В ходе своей предвыборной кампании на пост лидера тори она говорила о том, что консерватизм в Великобритании находится в «состоянии кризиса» – под ударом новой «прогрессивной идеологии», включающей в себя «политику идентичности», постоянное вмешательство государства во все стороны жизни общества, и идею о том, что «бюрократы принимают решения лучше, чем сами граждане» или избранные ими политики. А разгром консерваторов на парламентских выборах в июле этого года, по словам Баденок, произошел потому, что они «говорили о правой политике, но проводили левую», и им нужно «перестать действовать, как лейбористы», чтобы вернуться к власти.

Политик также заявила, что тори должны «вновь встать на путь истинный», поскольку партия утратила свои прежние принципы и ценности, и разработать новую политику, признав то, что консервативная идеология находится в кризисе. И это послание, судя по всему, понравилось рядовым членам партии, недовольным тем курсом, который предыдущие лидеры тори проводили в последние годы.

Кроме того, аргументом в пользу кандидатуры Баденок и предметом гордости консерваторов было то, что она стала уже вторым подряд лидером партии из представителей национальных меньшинств (Риши Сунак был первым как выходец из семьи индийского происхождения) и четвертой женщиной на этом посту.

«Меня всегда инстинктивно удивляло, что в Консервативной партии столько представителей национальных меньшинств, поскольку многие считают, что национальные меньшинства по определению относятся к левым, и, на мой взгляд, это ошибочное предположение», — заявил Politico старший советник тори – «Среди представителей второго и третьего поколения иммигрантов в Великобритании много тех, кто поддерживает семейные ценности, придерживается социально-консервативных взглядов, обладает предпринимательским мышлением и интересуется бизнесом, и им гораздо ближе тори».

Однако сейчас, когда Баденок заняла вожделенный пост лидера консерваторов, ей предстоит гораздо более трудная задача – возродить партию после самого оглушительного разгрома в ее истории. По словам экспертов, сейчас новый глава консерваторов сосредоточится на противостоянии уже несколько потерявшему популярность лейбористскому правительству Кира Стармера, которое недавно представило крупнейший пакет законов по повышению налогов за более чем 30 лет.

По словам эксперта аналитического центра UK in a Changing Europe Джилл Раттер, для Стармера новый лидер тори может стать неприятным противником. Баденок, скорее всего, столкнется с ним «лоб в лоб, на полной скорости».

В то же время после 14 долгих лет у власти консерваторам будет сложно добиться внимания со стороны общества, по крайней мере, до следующих парламентских выборов, которые должны состояться в 2029 году. Однако команда нового лидера считает, что Баденок сможет переломить эту тенденцию и привлечь к партии внимание СМИ. По словам одного из сторонников политика, «все говорили о Кеми» на конференции Консервативной партии в октябре этого года, и ее способность поддерживать интерес в СМИ понадобится тори во время долгих и тяжелых лет в оппозиции. А другой сторонник Баденок заявил, что «что бы ни случилось, она будет привлекать внимание к себе».

Что же касается самой Консервативной партии, то новый лидер, как поклонница Маргарет Тэтчер, проведшей знаменитые рыночные реформы в 1980-х годах, выступает за свободный рынок и меньшее вмешательство государства в экономику. Соответственно, как она и говорила, Баденок, скорее всего, попытается вернуть партию к ее прежним принципам, в том числе, и для того, чтобы противопоставить ее действующему лейбористскому правительству, проводящему политику большего вмешательства государства в экономику. «Назад в будущее, — сказал DW источник среди тори, — мы можем вернуться к прежним принципам, как уже делали это в 1970-х и в начале 2000-х годов (выступив против большего вмешательства государства в экономику и повышения налогов)».

Однако бывший консервативный депутат Чарльз Уолкер выразил неуверенность в том, что Баденок – это новая Маргарет Тэтчер, несмотря на все ее преклонение перед «железной леди». «Дело не только в наличии твердых взглядов. У Маргарет Тэтчер были интеллектуально обоснованные убеждения, и она была прагматичной, — заявил он, — боюсь, что многие из наших кандидатов, как мужчины, так и женщины, которые пытаются подражать Тэтчер, считают, что могут повторить ее пример просто потому, что у них острые локти, твердые взгляды и громкий голос».

А Джилл Раттер сомневается, что у Баденок есть «четкие, последовательные взгляды на то, как именно уменьшить вмешательство государства» в экономику. По ее словам, новый лидер тори не так много говорила «по существу» о том, как собирается реформировать здравоохранение и налогообложение. И действительно, в ходе своей предвыборной кампании Баденок сосредоточилась на том, чтобы изменить основы мышления британского государства, а не на разработке продуманных политических решений.

Однако в прошлом новый лидер тори уже показывала, что может быть прагматичной, когда это необходимо. Так, на посту министра торговли Баденок заявила, что не отменит законы ЕС, распространяющиеся на Великобританию, «просто потому, что может», даже после того, как страна уже покинула Евросоюз, при том, что она сама поддерживала Брексит. «Это не сжигание всех правил – мы не поджигатели, — позже сказала она, — я, конечно, не поджигатель. Я – консерватор».

Поэтому, вполне возможно, Баденок уже на посту лидера тори выработает конкретную политическую программу своей партии, которую представит к следующим парламентским выборам. Однако главная проблема состоит в том, сможет ли она вообще остаться на посту главы консерваторов до следующих выборов.

На выборах лидера тори ее поддержали лишь 42 из 121 консервативного депутата парламента, и она в основном выиграла за счет голосования рядовых членов партии. И сейчас более умеренные консерваторы опасаются того, что жесткие взгляды Баденок оттолкнут от нее не только умеренное крыло партии, но и часть избирателей, которых на прошедших парламентских выборах переманили к себе либеральные демократы.

Поэтому важнейшей задачей для нового лидера тори будет восстановить единство в партии, разрушенное чередой кризисов и скандалов во время долгого пребывания консерваторов у власти. Но, как сказал Уильям Хейг, который возглавлял тори в 1997-2001 годах после их разгрома от рук лейбористов на выборах 1997 года, в Консервативной партии царит «абсолютная монархия». Однако эта «монархия» сдерживается одним средством – «цареубийством» ее лидеров.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 89
Регистрация: 21.10.2019