Для сброса вашего пароля необходимо ввести ваш email или имя пользователя ниже.

Легкое давление: чем разрешится энергетический кризис в Абхазии

После массовых протестов, приведших к отставке президента Абхазии Аслана Бжании, и отказа парламента страны принять выгодное для России соглашение об инвестициях Москва прекратила оказывать республике финансовую помощь и резко подняла цены на электроэнергию. В результате в Абхазии, помимо политического кризиса, разгорелся энергетический и финансовый кризис. К чему приведет давление России на союзную ей республике, и чем завершится кризис в Абхазии?

19 ноября этого года президент Абхазии Аслан Бжания и премьер-министр Александр Анкваб ушли в отставку в результате массовых протестов, в ходе которых протестующие заняли здание парламента и администрацию президента в столицы страны Сухуми. Сами массовые протесты начались утром 15 ноября, когда парламент страны должен был ратифицировать соглашение об инвестициях с Россией, которое предусматривало крупные льготы для российских инвесторов.

Оппозиция и значительная часть абхазского общества выступили против заключения такого соглашения, опасаясь, что передача земельных участков российским компаниям и расширение российского бизнеса в республике нанесет серьезный удар по местному бизнесу, который не сможет конкурировать с ним в подобных условиях, и жители Абхазии лишатся доходов от туризма.

В результате массовых протестов руководство республики ушло в отставку, а депутаты парламента проголосовали против ратификации инвестиционного соглашения с Россией. Однако подобные действия не могли не привести к новому витку напряженности в отношениях с Москвой. И уже через несколько дней новые власти Абхазии объявили о том, что Россия прекратила предоставлять союзной ей республике финансовую помощь, в которой та отчаянно нуждается. По их словам, Москва в одностороннем порядке удержала финансирование в размере 1,8 млрд рублей.

Кроме того, Россия прекратила предоставлять Абхазии электроэнергию в качестве «гуманитарной помощи» и резко подняла цены на нее до рыночных. Ранее республика, которая зависит от импорта электроэнергии из России, закупала часть необходимой ей электроэнергии по льготным ценам, а часть и вовсе получала бесплатно как социально-экономическую помощь. Однако теперь Москва стала продавать ей электроэнергию по рыночным ценам в размере 4 рубля за кВт⋅ч. Для Абхазии это довольно дорого. Республика уже заплатила за электроэнергию более 500 млн рублей, и ей потребуется еще как минимум 1 млрд рублей, чтобы продержаться до марта следующего года, когда ожидается рост выработки энергии на Ингурской ГЭС, откуда ее и получает Абхазия.

Однако 11 декабря Ингурская ГЭС была остановлена из-за критически низкого уровня воды, и вся Абхазия осталась без электричества. «В связи с критически низким уровнем воды и ее недостаточным притоком сработала система аварийной защиты, и ГЭС была остановлена, — заявили в абхазской государственной энергетической компании «Черноморэнерго», — сейчас на всей территории республики электроэнергия отсутствует». 12 декабря работа Ингурской ГЭС все же была восстановлена после того, как поднялся уровень воды. Теперь свет в Абхазии включается два раза по 1 часу 24 минуты, а в ночное время (с 9 вечера до 7 утра) республика получает электроэнергию из России по перетоку.

Власти Абхазии заявили, что попросили Россию бесплатно поставить 327 млн кВт⋅ч электроэнергии в 2025 году, но пока никакого ответа не получили. Со стороны России же пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Москва «ведет регулярные переговоры» со своими абхазскими партнерами как по поводу российской помощи, так и по поводу соглашения об инвестициях. И.о. премьера Абхазии Валерий Бганба допустил возможность ввести чрезвычайное положение в энергетической сфере, а и.о. президента Бадра Гунба заявил об «очень серьезных проблемах в обеспечении энергетической безопасности страны».

Однако прекращением финансовой помощи и повышением цен на электроэнергию меры со стороны России не ограничились. Так, Минэкономразвития РФ после начала протестов в Абхазии запретило российским туроператорам продавать туры в страну. А 6 декабря Россия также запретила импорт мандаринов из Абхазии, поскольку там очень удобно и вовремя обнаружились вредоносные насекомые. Для республики экспорт фруктов является важным источником доходов, и российский запрет стал серьезным ударом по ее экономике. Как же российские власти объясняют столь резкие действия против своего союзника?

По словам первого заместителя главы комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина, одной из главных причин дефицита энергии в Абхазии является незаконная деятельность по добыче криптовалюты – майнинг, доля потребления электроэнергии для которого доходит до 60%. А установленные Россией цены на поставки электроэнергии в размере 4 рубля за кВт∙ч гораздо ниже, чем у других поставщиков, например, Грузии и Турции. «Коммерческая цена – 4 руб./КВт. Власти Абхазии делали попытку найти замену российской электроэнергии – выяснилось, что коммерческая цена электроэнергии из Грузии и Турции составляет 7 рублей за КВт. То есть даже на коммерческих условиях наша электроэнергия дешевле – Россия, как мы понимаем, дает электричество по сносной цене», — заявил Затулин.

Однако слова российского депутата не выдерживают никакой критики. По мнению главы фонда энергетического развития Андрея Листовского, майнинг в Абхазии, учитывая «коррупционную составляющую в республике», действительно может занимать больше половины потребляемой энергии. «Однако пока Россия поставляла электроэнергию, про майнинг никто не вспоминал. Когда поставки прекратились, оказалось, что майнинг действительно берет очень много энергии. Первая причина все-таки не майнинг, а отсутствие политических договоренностей со спонсором в виде России», — сказал он.

Листовский добавил, что главной причиной нынешнего давления России на Абхазию в энергетической сфере является то, что парламент республики отказался ратифицировать соглашение об инвестициях. «Там же основная проблема с тем, что они отказывают российскому капиталу в инвестировании, в праве строить различные рекреационные инфраструктурные объекты, то есть, гостиницы на берегу Черного моря. Поэтому наши власти оказывают легкое давление на власти республики для того, чтобы найти общий язык», — отметил он.

О давлении на абхазские власти также говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян. По его словам, главная причина ограничения турпотока в Абхазию связана с нежеланием властей республики ратифицировать соглашение с Москвой об инвестициях. «Пока абхазы противостоят тем нормам, которые привели к отставке их президента, поэтому с абхазским бизнесом идет воспитательная работа – лишение турпотока из России, который был основным доходом государства», — заявил он.

Мурадян добавил, что запрет на продажи туров в Абхазию может быть снят только после выборов нового президента и стабилизации обстановки в стране. И вот здесь как раз может крыться объяснение действий России. После ухода в отставку президента Аслана Бжании 19 ноября досрочные выборы нового главы государства, согласно Конституции страны, должны быть проведены в течение трех месяцев, то есть до 19 февраля следующего года. И Бжания уже заявил, что собирается принять участие в выборах и вернуться к власти.

По словам лидера оппозиции Адгура Ардзинбы, соперника Бжании на предыдущих президентских выборах в 2020 году, именно экс-президент стоит как за запретом на импорт абхазских мандаринов в Россию, так и за энергетическим кризисом, чтобы «дестабилизировать ситуацию в стране и продвинуть свою политическую повестку».

«Цель Бжании – вернуть власть себе и своим приближенным любой ценой, даже если для этого придется создать искусственные проблемы для тех самых людей, которых он когда-то поклялся защищать», — заявил Ардзинба.

И поскольку Россия поддерживает Бжанию, который и собирался заключить с ней соглашение об инвестициях, она вполне может вводить ограничения против Абхазии для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике к досрочным президентским выборам. И тогда жители Абхазии, пережившие тяжелые зимние месяцы фактически без электричества, могут проголосовать за кандидата, обещающего договориться с Москвой и вернуть страну к «нормальной жизни» – то есть за Бжанию. При этом вопрос с соглашением об инвестициях может быть отложен, чтобы не раздражать абхазских избирателей, и затем его могут принять с определенными уступками в сторону Абхазии, чтобы показать, что Россия готова идти на компромисс.

Отметим, что подобная авантюра не несет для Москвы особых рисков, поскольку частично признанная республика полностью зависит от нее как в экономическом, так и в военном плане. Ее отход как к Грузии, которая считает ее частью своей территории, так и Турции, которая также вкладывает деньги в экономику Абхазии, маловероятен, поскольку Тбилиси сейчас придерживается пророссийской ориентации и не захочет обострять отношения с Москвой, а Стамбул занят конфликтом в Сирии. Поэтому есть большой шанс, что в отсутствии альтернатив Абхазия все же пойдет на уступки России. Однако события в Абхазии и Сирии показывают, что в условиях войны с Украиной, отнимающей у нее большинство сил и средств, Москве становится все сложнее удержать союзников в своей орбите.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 188
Регистрация: 21.10.2019