Правительственный ультиматум
Продавцы наркотиков даркнета уклоняются от полицейских репрессий. Кому-то это удается, но многие крупные наркоторговцы рано или поздно плохо заканчивают: их убивают или они попадают в тюрьму. Но почему игра на столько жестока? И каковы истинные ее причины?
С чего все начиналось?
Сан-Франциско. Печально известный ресурс Шелкового пути (SilkRoad) был закрыт в 2013 году.
Другие последовали за ним. Но интернет-торговля незаконными наркотиками не ослабевает. Власти Соединенных Штатов и Европы недавно устроили широкомасштабное подавление онлайн-рынков наркотиков, уничтожив рынок Уолл-Стрит и Валгаллу, два из крупнейших рынков наркотиков в так называемом даркнете. Однако желание купить наркотики, не выходя из дома, и заработать на их продаже многим кажется сильнее страха быть арестованным.
Циклическое перерождение
Несмотря на действия правоохранительных органов за последние шесть лет, которые привели к закрытию около полудюжины сайтов, в том числе двух последних, по-прежнему существует около 30 незаконных онлайн-рынков, согласно информационному ресурсу DarknetLive. На этой неделе клиенты все еще могли купить пять граммов героина — “first hand quality no mix” — за 0,021 биткойна (примерно $170) или десятую часть грамма крэк-кокаина за 0,0017 биткойна (примерно $14) на рынке, известном как Берлускони. Это означает, что борьба с онлайн-продаж наркотиков начинает напоминать войну с наркотиками в физическом мире: есть рейды, несколько человек арестованы, а через некоторое время торговля и рынки появляются где-то еще.
Темные веб-рынки рассматриваются как один из важнейших источников фентанила и других синтетических опиатов. Эти препараты часто производятся в Китае и отправляются пользователям, сидящим в темной сети. Траффик, идущий из Китая, обвиняют в усугублении опиоидного кризиса в Соединенных Штатах. На Empire, одном из крупнейших рынков, люди могли выбрать более 26 000 списков наркотиков и химических веществ, включая более 2000 опиоидов, отправленных прямо на их почтовый ящик.
Незаконные онлайн-продажи наркотиков выросли в сложности и объеме с момента закрытия Silk Road, оригинального темного сетевого рынка, который появился в сети в 2011 году и первоначально предлагал только небольшой выбор психоделических грибов. Когда в 2013 году власти разрушили Шелковый путь и посадили в тюрьму его создателя Росса Ульбрихта, было широко распространено предположение, что его неудача и наказание отпугнут подражателей. Но дилеры, которые продавали наркотики на рынке, мигрировали на конкурирующие сайты, созданные с аналогичной инфраструктурой, используя веб-браузер Tor, который скрывает местоположение веб-сайтов и их зрителей, и оплату в биткойне, который позволяет по существу проводить анонимные платежи. Несколько лет спустя, в 2017, когда полиция сняла двух крупнейших преемников Шелкового пути, AlphaBay и Hansa market, в темной сети было в пять раз больше трафика, чем на Шелковом пути на пике, согласно Chainalysis, фирме, которая анализирует трафик биткойнов.
Канадский создатель AlphaBay Александр Казес в течение многих лет вел роскошный образ жизни в Таиланде, имея три объекта недвижимости и четыре ламборджини у себя в гараже, благодаря небольшой комиссии, которую AlphaBay собирала за каждую транзакцию, – заявили прокуроры.
По данным тайских властей, г-н Кейзес покончил жизнь самоубийством вскоре после ареста.
В июле 2017 года Джефф Сешнс, тогдашний генеральный прокурор Соединенных Штатов, объявил о действиях правоохранительных органов против таких сайтов, как AlphaBay. И вот, как мы видим этот ресурс закрыт с конца 2017 года.
Новые подходы обеих сторон
Правительства выделяют все более значительные ресурсы на борьбу с темными сетевыми рынками, особенно по мере того, как их роль в росте синтетических опиоидов становится все более очевидной. В начале 2018 года ФБР создало Объединенную криминальную команду по борьбе с опиоидами в даркнете, или J-Code, с более чем десятком специальных агентов и сотрудников. Европол имеет свою собственную команду dark web. И власти во всем мире расширили свое внимание за пределы админитраторов, которые только лишь контролируют, а не возглавляют теневые ресурсы. В течение первых нескольких месяцев 2019 года американские чиновники провели операцию под названием SaboTor, которая сосредоточилась на продавцах, продающих наркотики в темной сети. Всего за несколько недель был арестован 61 человек. В одном из районов Лос-Анджелеса, как утверждалось, ежемесячно перевозилось 1500 упаковок крэка, героина и метамфетамина.
Ричард Даунинг, который курирует отдел компьютерных преступлений Министерства юстиции, сказал, что он и его коллеги сосредоточились на методах, которые создают недоверие к сайтам, поощряя пользователей полагать, что продавцы и администраторы сайтов уже были скомпрометированы и передают информацию правоохранительным органам. Есть некоторые признаки того, что эта тактика ограничила рост рынков. Когда власти снесли рынок “Уолл-Стрит” в начале мая, на нем было 5400 продавцов, что всего на одну седьмую больше, чем у AlphaBay, когда он был закрыт два года назад. Несколько рынков также решили запретить продажу фентанила, чтобы сделать их менее привлекательными целями для правоохранительных органов. Берлускони, один из крупнейших рынков, объявил, что он делает это изменение в начале мая вскоре после того, как рынок Уолл-Стрит был закрыт.
Но влияние правоохранительной деятельности последних двух лет может быть временным. Данные Chainalysis показывают, что до последнего “разноса”, общие транзакции в темной сети восстановились почти до 70 процентов от предыдущего пика, прямо перед тем, как AlphaBay пошел вниз, и росли каждый месяц. Г-н Даунинг, юрист министерства юстиции, сказал, что на данный момент даже среди властей существует признание того, что темные рынки стали устойчивой частью криминальной экономики. “После нескольких лет этой циклической борьбы, было бы трудно сказать, что мы, вероятно, собираемся полностью искоренить это”, – сказал мистер Даунинг. “Я надеюсь, что наши усилия по распространению сдерживания и недоверия оказывают влияние на то, как быстро и на сколько сильно такие ресурсы будут восстанавливаться вновь”.
В конце мая голландская полиция закрыла сайт, отмывающий биткойны. Сервис, который затруднял полицейским отслеживать транзакции Биткойнов, смешивая транзакции вместе.
DeepDotWeb, новостной сайт, который жил в традиционной сети и публиковал ссылки на темные сайты сети, был закрыт американскими правоохранительными органами весной, – скорее всего для того, чтобы затруднить поиск и доступ новых пользователей к теневым ресурсам. В то же время выжившие рынки и новые, которые уже появились, приняли меры, чтобы сделать их более трудными целями для властей.
Большинство рынков теперь допускают платежи в альтернативных криптовалютах, таких как Monero, которые сложнее отслеживать. А DeepDotWeb уже имеет грозного преемника в социальной сети и новостной сайт Dread, который доступен только в даркнете. Один из новых рынков, появившихся недавно, Cryptonia, пообещал, что он выяснил многие недостатки, которые сделали предыдущие сайты уязвимыми для полиции.
”Как преемники, мы считаем, что с правильной технологией большинство этих проблем могут быть решены”, – говорится в Манифесте команды Cryptonia.“Вот почему мы решили построить идеальную торговую платформу dark net.”
Существует также некоторая озабоченность тем, что продавцы будут уходить с крупных рынков и предлагать свои товары непосредственно клиентам в зашифрованных системах обмена сообщениями, таких как Telegram, которые трудно контролировать полиции. Уже сейчас замечена тенденция рассредоточения концентрации таких каналов связи. Подпольное общение уходит в непопулярные и зачастую зашифрованные мессенджеры и игровые чаты и теперь, даже Telegram кажется лучшей из бед.
Ян У. Грей, аналитик dark web в охранной фирме Flashpoint, сказал, что многие новые участники, похоже, пришли к выводу, что предыдущие закрытия теневых ресурсов были результатом ошибок или небольших проблем, а не каких-либо фундаментальных недостатков в их бизнесе или технологии. “Правоохранительные органы были очень успешными”, – сказал мистер Грей. – ”Но люди забывают, или ленятся, или думают, что могут сделать это лучше.”
Истинные намерения
Но посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Правительства многих стран, в том числе и США, подстрекают на борьбу с наркотиками и обычных граждан, повсеместно пропихивая свою антинаркотическую политику. Да, никто не спорит, что опиаты и тяжелые наркотики это не очень то и хорошо. Но на свете есть много других вещей еще хуже: например развязывание войн, спонсирование терроризма, что приносит еще больше страданий человечеству. Да и многим известно, что США на высоких политических уровнях поддерживала торговлю наркотиками и оружием в Афганистане и во многих других нестабильных регионах, организуя туда свой траффик.
Разве можно сопоставить вред даже от самых тяжелых наркотиков, со всеми страданиями людей, которые принесла эта борьба?
Десятки тысяч унесенных жизней в перестрелках и в американских тюрьмах; десятки и сотни тысяч лет сроков заключенных и миллиарды долларов, выделенные на борьбу с наркотраффиком возможно могли бы сослужить и большую пользу обществу.
Подумайте, разве можно говорить о каких-то высоких моральных нормах после этого?! Скорее всего, я считаю, что дело здесь совсем не в здоровье и благополучии граждан, а только и только в деньгах – очень больших между прочем.
Жажда силы или смертельная война
Заставляют ли наркоторговцы и наркосиндикаты кого-то силой употреблять наркотики? Нет. Но они становятся центрами силы, которые совсем не нужны государству. Если не пресекать возникновение таких сил, то может получиться как в Мексике, когда наркокартели имеют целую армию и свои тюрьмы, подводные лодки, танки и огромное влияние. Власть и деньги как всегда берут свое и все стремятся к этому – как обычные люди, так и целые государства.
Но все таки главный и пожалуй риторический вопрос: почему же все так складывается? Так будет наверное до тех пор, пока обычные люди, не стоящие во главе государств, не состоящие на высокопоставленных должностях в правительстве и не имеющие влияния – не будут признаны обществом всецело. Мы можем заметить, что высокую концентрацию преступности, в том числе и наркопреступности имеют страны с невысоким уровнем жизни, где обычный народ работает за копейки, отдавая эти копейки за свое проживание и где жизнь человека имеет небольшую ценность. С развитием интернета преступность развеялась и сейчас бывают исключения, когда организаторы целых сетей могут быть выходцами из благополучных семей и развитых стран.
Но все же старые тенденции не изменились и наркотраффик до сих пор в основном идет из тех же стран, что и десятки лет назад.
Живя в нищете, бандитизме, когда человека могут убить не моргнув глазом, после такой жизни, кем бы мог стать человек? Политиком? Ученым? В большинстве случаев – нет. Человек идет тем же путем, который был открыт для него с детства. Более успешные преступники всегда хотели повлиять на это, изменить устройство жизни хотя бы у себя в стране, и показать миру, как не справедлив он к ним был.
Государственная ответственность
Какие выводы мы могли бы сделать? Пожалуй, они могут показаться слишком правильными и наивными для нашего несправедливого мира.
Государство, возлагая на себя право судить людей, вынося им приговора о тюремных сроках или смертных казнях, должно в равной степени быть виноватым, что и преступник. Ведь именно государство допустило то, за что и судят человека. Почему обычные люди воруют? И воруют только для того, чтобы прожить. Государство допустило, что человек находится в таком положении, которое привело его на путь воровства. Именно представители власти могли бы взять на себя ответственность и во многих других преступлениях, происходящих в их стране. Ведь почти для каждого преступления существуют определенные мотивы. Мотивы, которые не могли бы возникнуть в жизни самодостаточного образованного человека, живущего с дружной семьей в развитом государстве.
Это только говорить легко об стремлении к лучшей жизни, а на самом деле, человек очень зависит от окружения в котором живет и от денежного статуса.
Чем страна беднее, тем и уровень жизни её граждан тоже хуже. На этой почве и возникают зависимости от алкоголя и наркотиков. Люди уходят в себя и не чувствуют давления общественности и жизни вообще. нужно искать выход, приемлемый для каждой страны, в отдельности.
Бороться с наркотиками нужно любыми способами и не взирая на лица. Есть страны, которые много лет занимаются производством и доставкой наркотиков и они достаточно известны. Главная причина их распространения, это “бешеные деньги”, которых всегда мало.
Скольким людям наркотики испортили жизнь и скольких погубили и морально и физически. Способы, которые смогут избавить страну от наркотиком, могут быть любыми, только бы они были действенными.
С наркотиками необходимо бороться, не выбирая средств и ничем не “гнушаясь”. Любые методы будут лучше, чем наркотическая зависимость народа, особенно молодежи. Иначе все поколение окажется потерянным для общества.
Как бы там ни было, но наркотики искоренил бы полностью. Но без них не обойтись в медицине, увы. Значит нужно правительствам предпринимать другие методы борьбы с этой заразой.
Наркотики еще никому не принесли позитива, кроме как тем кто их продает. Хотя, тоже до поры до времени. Их судьба так же не завидна.
Автор сопоставляет зло злу. Такой подход никак не является верным.
Можно долго думать о том, почему человек стал на путь незаконного обогащения. Существует масса вариантов. Только вот, разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному.
Наркотики убивают здоровье человека, его дух, ломают волю. Человек превращается в раба, который постоянно зависит от дозы.