Иностранные агенты: свобода деятельности или клеймо?
#ПереводБезЦензуры
Президент России Владимир Путин утверждает, что в стране не существует запретов на деятельность и выражение мнений гражданского общества и неправительственных организаций (НПО). Президент подчеркнул, что о запрете не может быть и речи только если общество и организации полностью следуют законам, воздерживаются от вмешательства во внутреннюю политику и подстрекательства гражданскому неповиновению в стране.
В интервью для проекта «20 вопросов Владимиру Путину» он заявил российскому государственному информационному агентству ТАСС, что любые неправительственные организации, действующие на территории России, в том числе религиозные, должны уважать и соблюдать российское законодательство.
Глава государства подчеркнул, что цель законодательных инициатив о контроле неправительственных организаций, включая СМИ и религиозные группы, состоит в том, чтобы просто защитить Россию от внешнего вмешательства в ее политику. Примечательно, что такие организации часто не очень-то стремились заявить, что они используют деньги из иностранных источников.
Путин заявил прямо, что Россия не запрещает деятельность подобных организаций, в то время как многие страны запрещают подобное на своих территориях. В России они продолжают работать, но обязаны сообщать, получают ли они финансирование из-за рубежа и занимаются ли внутриполитической деятельностью. По утверждению Путина, никто не нарушает никаких прав и нет ничего, что противоречило бы международной практике.
Государство должно знать о всех аспектах внутриполитической деятельности всех без исключения организаций. Это вопрос внутренней безопасности. Президент подчеркнул, что государство должно обеспечить прозрачность работы неправительственных организаций, для чего и были запущены последние инициативы.
В декабре прошлого года Путин также говорил об иностранных агентах и их возможном вмешательстве во внутренние дела России. Он указал на то, что лица, получающие деньги из иностранных источников для внутриполитической деятельности, обязаны это заявить. «Кто платит, тот и заказывает музыку», — сказал Путин.
Президент напомнил, что законодательство об иностранных агентах впервые было создано в Соединенных Штатах еще в конце 1930-х годов и с тех пор активно используется. Это предусматривает различные наказания, даже тюремное заключение. Между тем в России действуют только административные взыскания за подобные нарушения, а обвинения в притеснении свободы слова сыпятся только на неё.
При этом президент, почему-то, никак не вспомнил о случаях запрета различных организаций в России. Можно привести много примеров, самыми яркими из которых будет запрет деятельности Свидетелей Иеговы, а также крымского Меджлиса. Как обычно, причиной всех запретов является подозрение в «экстремизме» и «терроризме». Впрочем, в интервью Путина подобные случаи обходились стороной.
Совет Федерации в конце ноября одобрил закон, позволяющий предоставлять статус иностранного агента физическим лицам. В настоящее время любое средство массовой информации, объявленное иностранным агентом, обязано соблюдать все ограничения и обязательства, установленные в соответствии с законодательством об НПО. Кроме того, они несут установленную ответственность за правонарушения.
Недавно принятый закон предусматривает, что статус иностранных средств массовой информации, действующих в качестве иностранных агентов, может быть присвоен отдельным лицам, если они распространяют контент любыми способами, в том числе в Интернете. Этот контент может представлять собой информацию для неограниченного круга лиц, а финансирование проектов ведётся из иностранных источников. Это касается денежных переводов и других активов, полученных от зарубежных стран, их официальных агентств, международных организаций, а также других подобных лиц.
После распада Советского Союза неправительственные организации в России начали активно функционировать благодаря огромным грантам, которые они получили от Соединенных Штатов и других европейских стран. Финансирование поступало от таких организаций, как Фонд Рокфеллера, Фонд Карнеги, Фонд Форда и многих других. Активность в подобной сфере вызывала большое недовольство в администрации Путина, что и послужило причиной принятия в 2012 году соответствующего закона об «иностранных агентах».
Разумеется, в России всё прекрасно только на словах. По заявлению Амарасингхе Пунсары, бывшего научного сотрудника юридического факультета Высшей школы экономики в Москве, а ныне кандидата наук в сфере международного права Пизанского университета, многие из неправительственных организаций и иностранных СМИ получали и получают серьёзные ограничения на их деятельность в России.
Фактически фаза из закона «иностранные агенты» оставила сомнительное и враждебное значение под влиянием холодной войны, причём в российском общественно-политическом контексте такой термин всегда был связан со шпионажем.
Учитывая вступление России в трудную эру противостояния с Западом после крымского кризиса в 2014 году, а также на фоне ухудшения отношений Кремля с ЕС, для НПО в Российской Федерации настали более тёмные времена, объясняет Амарасингхе в интервью IDN.
По мнению аналитика, в своих выступлениях Путин часто делает такие замечания, что суверенитет, независимость и территориальная целостность России являются безусловными. Это явные границы, которые никому не разрешено пересекать, что еще больше маргинализирует иностранные СМИ и НПО.
Александр Подрабинек, российский исследователь и медиаспециалист, на конференции Chatham House рассказал, что в России существует определённое давление на деятельность СМИ и НПО, а также постоянно расширяющийся список ограничений.
Подрабинек пояснил, что российские власти используют различные методы для оказания давления на «иностранных агентов». Фактически, многие из них продолжают сталкиваться с ужесточением контроля со стороны властей. Власть не хочет полностью уничтожать общество, но контролировать хочет без ограничений.
В результате представители средств массовой информации и НПО вынуждены делать выбор между принятием правил и выражением своего мнения. Приходится сталкиваться с большими трудностями и, возможно, риском тюремного заключения. Сначала большинство сопротивляется, но в конечном итоге решает подчиниться требованиям властей, что ставит под сомнение их частность и чистоту позиции. Это имело место со многими НПО, которые столкнулись с законом об «иностранных агентах».
Александр Артемьев, медиа-менеджер Amnesty International Russia, рассказал, что многие законодательные инициативы оказывают пагубное воздействие на и без того ограниченную свободу СМИ и деятельность НПО. По его словам, за последние 10 лет сфера деятельности иностранных НПО в России последовательно сужалась. Принятие закона о нежелательных организациях подало пугающий сигнал многим из них, а запрет более 10 организаций, включая американские IRI, NDI и другие, фактически положил конец деятельности многих подобных структур в стране.
С другой стороны, Кремль предпочитает преследовать только те иностранные НПО, которые прямо предоставляют финансовую поддержку национальным организациям гражданского общества и активистам. Те организации, которые не занимаются помощью в плане финансов и ресурсов, например, Amnesty, не сталкивались с таким резким давлением, хотя и для них есть ограничения. У «Врачей без границ» есть проблемы с регистрацией их нового директора в Министерстве юстиции, что фактически застопорило работу этой НПО.
Законы, конечно же, нарушать нельзя, но если любая НПО, которая попадает под статус «иностранного агента» сделает это хотя бы минимально, можно быть уверенным, что её работа будет немедленно прекращена. По ряду мнений существуют даже провокации, направленные на дискредитацию определённых НПО с целью их запрета.
Многие международные организации критически относятся к нарушениям прав человека и различным ограничениям. Например, американская Freedom House утверждает, что последствия ущемления прав и свобод очевидны не только в таких авторитарных государствах, как Китай, Россия и Иран, но и в странах, которые считаются вполне демократическими.
Вполне типично, что официальный Кремль заявляет одно, делая в то же время совершенно противоположное. Давление на различные организации и СМИ никогда и не уменьшалось, а в последнее время вообще значительно усилилось. И этот вопрос уж никак не волнует официальный Кремль и лично Путина в плане имиджевых и других потерь. Даже в интервью хоть и не прямо, но косвенно было заявлено, что внутренние дела останутся внутренними и устанавливать правила будет государство, причём правила будут такими, какие понадобятся.
Что тут сказать, законы страны всегда работают на благо человека).
В статье очень много перевираний:
“В России всё прекрасно только на словах. По заявлению Амарасингхе Пунсары…”. А по чьему заявлению, в России всё прекрасно только на словах? Кто это сказал, почему автор это утверждает?
Нашумевший закон о семейном насилии был подготовлен именно иностранным агентом. Официальный иностранный агент работал вместе с “Единой Россией” и пропихивал свои законы. Кто там кого ущемляет?
Судя по статье, таких агентов ущемляют, ограничивают права и свободы. А что-то положительное страна может гарантировать, если у человека есть такое “звание” – иностранный агент?
А в чем ущемляют? В правде? Как правда может кого-то ущемлять?
Непонятно тогда, как относится к иностранным агентам: цветы им дарить или в любви клясться… Нарушил законы, будь добр ответить.
Если ты решился назваться иностранным агентом, будь готов к последствиям. И, как написала Kolibri, к бесплатному питанию и жилью.
Уж не думали ли эти “иностранные агенты”, что им в ножки будут кланяться… В каждой стране имеются свои законы, которые желательно соблюдать всем.
Все эти “иностранные агенты” возможно и не считают себя таковыми. Они живут для себя, в своем мирке.
По мне, то пусть занимаются, чем хотят, только бы в рамках закона. Закон еще никто не отменял, а нарушителей его и жалеть нечего.
Если все сведения, которые касаются этих “иностранных агентов” верны, то им должно быть понятно, что закон не на их стороне.
Естественно, когда в стране решаются любые вопросы, это дело лично ее. Во внутренние дела страны не должны сунуть нос другие государства.
Если, кто бы то ни был, распространяет ложную вредящую информацию или занимается изначально вредоносной деятельностью, такие организации или лица подлежат законному наказанию. Если же человек или организация не несут вред людям и распространяют правдивые разрешенные законом данные, у них нельзя отнимать свободу слова.