«Цифровое слабоумие» как результат цифровизации школьного образования
Еще несколько лет назад школьники беззаветно мечтали о первом компьютере, казавшимся неведомым чудом для них самих, и вызывавшим, порой, обоснованные тревожные опасения у их родителей. И несмотря на то, что сейчас все мы являемся очевидцами процесса интенсивного распространения цифровых технологий на все сферы нашей жизни, эти опасения никуда не исчезли, приобретя, однако, совсем другую форму.
Образовательная среда на сегодняшний день не может игнорировать требования цифровой эпохи. В связи с этим утверждение национального проекта «Образование», которое состоялось 24 декабря 2018 года и целью которого выступает «обеспечение глобальной конкурентоспособности» и повышение качества российского образования, выглядит совершенно закономерным.
Дмитрий Песков, директор направления Агентства стратегических инициатив «Молодые профессионалы», в своей открытой лекции подчеркивал, что первые версии форсайт-проекта «Образование-2030» верифицировались крупнейшей американской транснациональной компанией IT-направления Cisco, а также другими зарубежными организациями и экспертами.
Форсайт (англ. foresight – предвидение; прогнозирование) – система долгосрочного прогнозирования; разработка образа будущего в различных областях (таких, как медицина, промышленность, образование и др.) на основе экспертных оценок и мнений.
Ранее, в июне 2009 года, в России состоялась презентация другого проекта, «Детство-2030». Данный проект содержал множество революционных и шокирующих идей и по этой причине был заклеймён общественностью страшным словом «геноцид». В проекте содержалась антигуманистическая идея создания детей-роботов, которых можно приобрести как товар, что избавляет от необходимости вынашивания и рождения ребенка, а также его воспитания – ведь таких детей можно правильно запрограммировать. Также широко развивалась идея чипизации мозга и генной модификации человека, что, напомним, прямо запрещено международно-правовыми актами.
Главная же идея проектов инновационного развития «Детство 2030» и «Образование 2030» заключается в всеобщей, глобальной цифровизации. Однако, последний не был представлен общественности для широкого обсуждения, а именно ключевым субъектам, которым он по сути адресован – родительскому и педагогическому сообществам. А ведь реализуемый в настоящий момент нацпроект «Образование» концептуально основан на положениях упомянутых выше форсайтов, хотя его цели и формулировки, на первый взгляд, не вызывают никаких серьезных нареканий. Но это только на первый взгляд…
Вместо ЕГЭ внедрение «электронной биографии», вместо традиционных оценок – системы рейтингов и «оценок личности».
К 1 сентября 2018 года в Москве была запущена Московская электронная школа (МЭШ), являющаяся частью Российской электронной школы (РЭШ) и представляющая собой ядро нацпроекта «Образование». В 2020 году начала реализовываться и «Цифровая школа». Одна из ключевых целей этих нововведений – полная цифровизация, что предполагает, помимо прочего, отсутствие традиционных учебников, внедрение видеоуроков, электронных дневников, игровых форм обучения и даже отсутствие учителя в традиционном понимании, лишая, таким образом, школу важнейшей воспитательной составляющей.
Предполагается, что начиная с начальных классов учащиеся будут пользоваться индивидуальными электронными устройствами, подключенными к Wi-Fi и связанными с интерактивной доской. Библиотеки, тесты и различные экскурсии также будут существовать в электронном формате. Кроме того, руководитель Департамента образования Исаак Калина предложил использовать вместо ЕГЭ так называемую «электронную биографию», в которой будет содержаться вся информация об ученике – все его достижения, успехи и неудачи в процессе обучения и посещения кружков, сведения о способностях и талантах. Тем самым, предполагается отменить экзамены как таковые – в них не будет необходимости, и в будущем именно «электронные биографии» будут подавать в ВУЗы и работодателям.
Также было предложено внедрить вместо традиционных оценок систему рейтингов и «оценок личности». Именно это электронное досье будет определять дальнейшую судьбу человека и его роль в государстве, по сути, превращаясь в «цифровой приговор». Академик Российской академии естественных наук РАЕН, профессор, заслуженный деятель науки РФ Георгий Николаевич Фурсей по этому поводу тогда заявил: «предложение Калины – это настоящее безумие и преступление против народа».
Все вышеизложенное внедряется и реализуется без каких-либо юридических и медицинских оснований. Не было сказано ни слова о влиянии непроверенных технологий на общее здоровье детей, их психику и умственные способности. Многочисленные экспертные заключения, в свою очередь, прямо указывают на то, что при использовании детьми электронных устройств неизбежны негативные последствия для здоровья – такие, как цифровое «слабоумие», возникающее вследствие угнетения и деградации когнитивных способностей. Это может выражаться в утрате умственных и творческих способностей, навыков письма и речи, в виде психических и нервных расстройств, проблем со зрением.
Через несколько лет больше не будет ни первого букваря, ни первой учительницы, ни первых настоящих друзей.
Вред электромагнитного излучения и его разрушающее влияние на мозг и нервную систему был доказан и неоднократно обсуждался учеными. Напоминаем, предлагается не электронное сопровождение образовательного процесса, а его полная цифровизация, то есть уход от традиционной модели в пользу неизвестной, неапробированной цифровой модели обучения.
Кроме того, с исчезновением классической школы исчезает важнейший морально-этический фактор – а именно, развитие социальных навыков человека и воспитательно-мировоззренческая составляющая школы, которую выполнял учитель в процессе живого взаимодействия с учениками. Через несколько лет больше не будет ни первого букваря, ни первой учительницы, ни, возможно, даже первых настоящих друзей.
Общественность была лишь поставлена перед фактом о внедрении МЭШ, при этом властью не делалось никаких открытых заявлений по этому поводу, не разъяснялись цели и задачи данного проекта, его практическая полезность, эффективность, безопасность и научное обоснование. Очевидно, что проект «Образование», ползучей невидимкой внедрившись в российские школы, преподнесен как безусловный абсолют.
Обратимся к п.2 ст.21 Конституции РФ: «…Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Более того, в соответствии с п.9 ст. 13 ФЗ «Об образовании», «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается». Напомним также, что согласно п.2 ст. 63 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ, «Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования». Это лишь часть правовых норм, положения которых провозглашают законные права и интересы родительского сообщества применительно к данной ситуации.
Стоит отметить, что участие в проекте «Образование-2030» принимают 45 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития. Во Франции, например, запуск в 2015 году электронной школы вызвал бурю критики со стороны общественности.
Наверное, бессмысленно сравнивать советскую, современную и будущую цифровую системы образования с точки зрения их достоинств и недостатков. Точно так же бессмысленно говорить о необходимости сохранения Россией своей ценностной идентичности, о вредности заимствования и копирования иностранного опыта. Эти, безусловно, правильные рассуждения выглядят наивными, когда ядро преобразований, их причина, вероятно, находятся совершенно в другой плоскости – а именно, влиянии транснациональных корпораций, в том числе вышеупомянутой Cisco.
Наш мир не виртуален. Наша жизнь – реальна, и точно так же, как нельзя сделать виртуальным институт родительства, нельзя полностью виртуализировать институт школы. Коренной слом системы традиционного образования и тотальная цифровизация могут обернуться поистине катастрофическими морально-этическими последствиями в будущем не только для нашей страны, но и для всего человечества.
Дети вырастут маленькими “роботами”, которым будет чуждо чувство дружбы, сострадания и взаимопомощи. Какой цифровизацией можно заменить уроки физкультуры, где играют в баскетбол или футбол, или общение с друзьями на переменках… Странная будет школа.(
Вполне возможен сценарий развития общества, как написано в названии поста. Бедные дети, закроют их наедине с гаджетами и никакого детства.
А как же то, что детям нельзя долго находиться у компа? Если будут гробить здоровье, кто будет отвечать за искалеченных детей?
Все должно быть сбалансировано и гармонично. Все излишества всегда вредят.
Не хотела бы, чтобы мои дети становились наполовину роботами. Может мы чего-то и не понимаем, но лучше традиционная школа с учителями, уроками и переменками.
Можно многое, конечно, сделать. Была бы лишь идея и кропотливый труд. Только, нужно ли?…
Хочу, чтобы мои дети ходили в нормальную школу, дружили со сверстниками, а не писали сообщения в интернете, заперевшись в четырех стенах.
Если все будет так, как написано в посте, то это будет уже не школа, а что-то не понятное – домашнее.
СССР все таки в чем – то был прав. Одно из основных заблуждений нынешнего поколения, особенно молодежи, заключается в том, что мы сидя изо дня в день за гаджетами, будем здоровыми и сильными. Это конечно же не так. Радует лишь то, что не вся современная молодежь придерживается такого образа жизни.
Понятно, что мы стараемся идти в ногу со временем и в таких походах все средства хороши. Только нельзя терять золотую середину, иначе успехи будут от нас ускользать.
Богатые западные семьи отдают детей в престижные школы, где гаджеты запрещены. Видимо, что-то понимают
Цифровая школа-уничтожение наших детей и будущего России.