To reset your password, please enter your email address or username below.

Новый тест отношений: Как Россиия и Турция будут решать разногласия в Ливии

Как правило, отношения Турции и России рассматриваются через призму отношений с США. Когда Анкара идет на определенное сближение с одной из стран в большинстве случаев это означает отдаление от другой. Теперь ситуация стала более сложной, потому что у Турции есть положительные и отрицательные моменты в отношениях как с Москвой, так и с Вашингтоном.

США активизировали поставки оружия и боеприпасов сирийским демократическим силам, основу которых составляют курдские боевики. Турция, в свою очередь, всегда ярко реагировала на любые шаги, которые направлены на установление курдской идентичности в Сирии. Подобная амбивалентность относится и к отношениям Турции с Россией. В Сирии сотрудничество время от времени перерастает в напряжение между сторонами. Теперь Турция и Россия сталкиваются с подобной дилеммой в Ливии.

Непростой выбор

Поддержка Турцией основанного в Триполи Правительства национального согласия (ПНС), которым руководит Файез Саррадж, резко изменила ход событий. Анкара продолжает атаковать силы фельдмаршала Халифы Хафтара до тех пор, пока они не будут полностью разгромлены. Стоит отметить, что позиция Турции кардинальным образом отличается от позиции России — не менее важного игрока в Ливии. Несмотря на поддержку, оказанную войскам Хафтара со стороны Москвы через наемников нашумевшей ЧВК Вагнера, успехи правительства Триполи, достигнутые в результате содействия Турции, ставят Россию перед вопросом: а следует ли и дальше делать ставку на Хафтара?

Премьер-министр Правительства национального согласия Ливии Файез ас-Саррадж на прошлой неделе встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. На повестке дня стояли три пункта: разведка энергоресурсов в Восточном Средиземноморье, эффективность армии Хафтара и прекращение огня в Ливии в рамках мирного процесса. Эти пункты указывают на то, что Турция и Ливия готовятся к прочным отношениям.

Другим аспектом турецко-ливийского сотрудничества, который официально не был озвучен, является группировка Братьев-мусульман. В прошлом Турция поддерживала Ливийскую партию справедливости и строительства, названную в честь турецкой правящей Партии справедливости и развития (AKP). Последняя, между прочим, имеет тесные связи с египетскими Братьями-мусульманами. Возможно, это является решающим фактором в противодействии Египта и других арабских государств участию Турции в судьбе Ливии. Россия также выступает против того, чтобы Братья-мусульмане, чья идеология основана на идеях панисламизма, приобрели популярность, так как в таком случае может возрасти напряженность в регионе Северного Кавказа. Так что турецко-российское сотрудничество в Ливии должно пройти через политическое минное поле.

Заместитель премьер-министра ПНС Ахмед Майтек на прошлой неделе сделал очень приятное для Турции заявление. Он сказал, что стратегическое партнерство с Анкарой будет продолжаться во время восстановления Ливии. Таким образом, Турция стремится к долгосрочному сотрудничеству с Триполи и планирует компенсировать около 19 миллиардов долларов убытков, понесенных турецкими строительными компаниями из-за того, что им пришлось оставить свои проекты в результате ливийского кризиса.

Что касается ситуации на военном фронте, то когда силы Хафтара отступали из районов вокруг Триполи, они устанавливали мины-ловушки. Это было воспринято правительственными войсками как признак того, что они не планируют возвращаться. Россия, должно быть, сделала подобный вывод.

Выбор будет сделан с выгодой

Москва активно настаивает на собственном нейтралитете, но неофициально поддерживает силы Хафтара. Ранее на обвинения в поддержке одной из сторон конфликта Россия не обращала внимания, даже на заявления США не последовало активной реакции. Но именно сейчас настало время возможной смены позиции Москвы в этом вопросе: продолжать все, как было либо же сместить интересы?

После обвинений со стороны Турции в присутствие российских наемников в армии Хафтара, Москва отозвала их, но вместо этого отправила в зону конфликта несколько истребителей МиГ-29. В чем мотивы такого поступка? Возможно Россия хочет сохранить баланс между Правительством национального согласия и Ливийской национальной армией, чтобы не быть проигравшей стороной. Возможно, Москва также желает занять более сильную позицию в мирных переговорах, поэтому самолеты будут оставаться в резерве на случай, если он потребуется. Вместо того, чтобы рисковать остаться в проигрыше, Россия может предпочесть сотрудничать с Турцией, чтобы стать арбитром и воспользоваться сопутствующими преимуществами.

На встрече, состоявшейся в Москве между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его ливийским коллегой Мохаммедом Сиалой, занимающим пост министра иностранных дел в Правительстве народного согласия, выяснилось, что Москва может фактически перенести свою поддержку с Хафтара на Агилу Салеха, спикера избранного на всеобщих выборах парламента (Палаты представителей), заседающего в Тобруке. Это могло бы помочь усилиям в достижении компромисса в непростой ситуации, которая сложилась в Ливии. Это также может решить проблему решительного отказа Турции заключить какую-либо сделку с Хафтаром.

Москва, скорее всего, не собирается активно развивать «заочный» конфликт с Анкарой из-за Ливии, поскольку ситуация имеет две стороны и в каждой из них для России есть определенные выгоды. Важным интересом для Турции является создание исключительной экономической зоны в Ливии. Анкаре нужно правительство, которое будет контролировать восток страны. Если Ливия будет разделена на две части, а контроль над востоком попадет в руки правительства, которое недружелюбно относится к Турции, это правительство может отказаться от выполнения соглашения. Этого нельзя добиться без поддержки такой страны, как Россия, которая имеет рычаги воздействия на обе стороны. Таким образом, турецко-российское сотрудничество может быть подвергнуто новому испытанию.

В целом позиция России вполне естественна — без особых на то усилий она может извлечь пользу практически из любой ситуации. Договориться с Турцией вполне можно, поэтому не исключено смещение вектора поддержки Москвой сторон в ливийском конфликте. Многое также будет зависеть и от позиции Египта, который, впрочем, вряд ли пойдет на открытое вторжение.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 50
Регистрация: 20.01.2020

  1. Loki

    Ливия – отдельное независимое государство. Никогда не понимал, какое право имеет Россия или Турция или кто – либо еще влезать в дела чужой страны. Это грубейшее нарушение всех существующих законов.

  2. Roman.Varnava

    Сложилась не простая ситуация, в которой ни одной из сторон не хочется остаться в проигрыше. Скорее всего Анкара останется в нормальных отношениях с Россией.

  3. Anna1984

    Конфликт в Ливии долгоиграющий. Даже и не ясно, когда там наступит хотя бы подобие мира, если не сам мир.

  4. Diddi2019

    Только какой-то стране становится плохо, “сильные и заботливые” страны мира делают все для того, чтобы в этой стране стало жить вообще невыносимо.

  5. Denisx

    Разорвут Ливию на клочки – кто больше урвет и все. А хуже всего будет людям, впрочем, как всегда, в любом военном противостоянии.

  6. Genny.S

    То Сирия становилась “камнем преткновения” между Анкарой и Москвой, теперь уже добавилась и Ливия. Этому противостоянию конца не видно. Пока есть сильные державы они будут пытаться поработить более слабых, ну или иметь любую выгоду из-за неурядиц в этих странах.

  7. Endriy.sm

    Как бы ни сложилась ситуация, но по мнению Автора поста, она будет благоприятной для России. Это хорошо.

  8. Nana1985

    Каждая страна хочет иметь выгоду, это же понятно. Но если Россия в любом случае будет в выигрыше, то остальное не важно.

  9. Oblivion

    Всегда когда происходят определенные разногласия власти, люди получают для себя одни негативы. Развитие страны останавливается.

  10. TwoPeak

    Американцы и европейцы “порулилт” в Ливии, разорвали страну и убили очень много ни в чем неповинных людей. .было бы честно дать возможность России решать ливийские проблемы

  11. Anchella

    Анкара и в дальнейшем продолжит поддерживать ливийский народ до момента, пока в стране не будут обеспечены мир, стабильность и справедливость.