Новый виток медиаконфронтации между США и Китаем ставит под удар свободу прессы
Ссылаясь на руководителей редакций разных американских СМИ и их бюро в Китае, школа журналистики Medill при Северо-Западном университете США сообщает о том, как с начала этого года Китай и США начали серию взаимных ограничений деятельности журналистов, и в середине марта этого года их медиавойна дошла до точки кипения, что выразилось в новых ограничениях и даже выдворении журналистов.
Министерство иностранных дел Китайской народной республики заявило 19 марта, что намерено принять контрмеры в ответ на ограничения в отношении китайских информационных агентств на территории США, выдворяя американских корреспондентов из New York Times, Wahington Post и Wall Street Journal, которым не будет позволено продолжить работу журналистами в материковом Китае и особых административных районах Гонконга и Макао.
Китайский клуб иностранных корреспондентов осудил эту меру и заявил: «В использовании журналистов в качестве дипломатических пешек двумя ведущими экономическими державами мира победителей не будет». В последнем заявлении клуба говорится, что Китай открыто использует свои полномочия в попытке повлиять на освещение зарубежных событий и наказывает «тех, кто публикует информацию, которую власти считают неблагоприятной и хотят замолчать».
Хронология конфликта
В январе китайские власти выслали трёх корреспондентов Wall Street Journal из Пекина в знак протеста против личной колонки в еженедельной газете, написанной профессором Бард-колледжа Уолтером Расселом Мидом с заголовком, в котором Китай назван «больным человеком Азии». Министерство иностранных дел Китая заявило, что «китайский народ не приветствует СМИ, которые публикуют расистские заявления и очерняют Китай злонамеренными нападками».
По словам издателя журнала и генерального директора агентства финансовых новостей «Доу Джонс» Уильяма Льюиса, новости и мнения в издании разделены, и колонка Мида была подготовлена отдельно от материалов трёх отстранённых репортёров, которые работали в бюро издания в Пекине.
«Действия, предпринятые против корреспондентов газеты, – это крайняя и очевидная попытка китайских властей запугать иностранные новостные организации, отомстив их корреспондентам в Китае», – говорится в заявлении Клуба иностранных корреспондентов Китая.
Действия китайских властей были расценены как возмездие за переговоры администрации Трампа, во время которых крупные китайские СМИ были названы государственными структурами. Госдепартамент также сократил количество сотрудников китайских государственных СМИ, которым разрешено находиться в США, со 160 до 100. Должностные лица Госдепартамента призвали китайские медиакомпании отозвать своих журналистов и другой персонал обратно в Китай.
Госсекретарь США Майкл Помпео объявил 2 марта, что пять китайских государственных СМИ должны сократить количество своих репортеров и другой персонал, работающий в США (фото Госдепартамента США)
Последний шаг, как заявило министерство иностранных дел Китая, попахивает «политическим подавлением китайской прессы из-за менталитета времён холодной войны и идеологических предрассудков». Министерство также осудило политику США по выдаче только однократных виз китайским корреспондентам.
«Китай оставляет за собой право принимать контрмеры», – заявило министерство иностранных дел.
Китай принимает ответные меры против вмешательства США
Нет сомнений в том, что в Китае становится меньше информационной свободы. Китайские власти создали в своей стране новую социальную модель контроля новостей и информации. Помимо отслеживания репортёров и источников, в этой восточной стране прибегают к онлайн-слежке за своими гражданами. Китай занимает 177-е место из 180 стран и территорий согласно рейтингу свободы прессы RSF World Press в 2019 году.
Цюши Чен – китайский активист и гражданский журналист – был арестован и пробыл в заключении более месяца. Как журналист он настаивал на обновлении своих аккаунтов в YouTube, Twitter и некоторых китайских социальных сетях, освещая коронавирус в Ухане, где началось его распространение. По словам его родственников, власти сообщили им, что причиной задержания было «нарушение режима карантина».
До этого Чен освещал протесты в Гонконге с места событий, размещая онлайн-видео о протестах в YouTube и Twitter. Он также подверг критике правительство Китая за называние протестующих бунтовщиками. «Пока я жив, я буду говорить о том, что видел и слышал. Я не боюсь смерти», – сказал Чен.
Согласно отчёту международной организации «Репортёры без границ» за 2019 год количество произвольно задержанных журналистов в Китае выросло на 12% по сравнению с 2018 годом – 389 журналистов находятся в тюрьмах.
Многие китайские и иностранные журналисты вступили в конфликт с руководством КНР из-за репортажей о правах человека в Синьцзяне или критику китайского правительства.
Китайский фрилансер, который публикует видео и мнения о текущей ситуации с коронавирусом в Синьцзяне в китайских социальных сетях, получил предупредительные телефонные звонки от китайских властей. Некоторые китайские репортёры, освещавшие первую вспышку коронавируса в Ухане, были задержаны местной полицией на несколько часов.
Вместо того чтобы трубить об этом во всеуслышание, эти репортёры, работающие в китайских СМИ, настаивали на анонимности, чтобы рассказать больше о своей повседневной работе. Все они называли это «платным молчанием», потому что, если их компании или власти отследят их, они потеряют работу или даже столкнутся с некоторыми другими «проблемами».
Также журналисты, работающие в Гонконге – бывшей британской колонии,– которая с 1997 года стала частью Китая и пользовалась большей свободой, чем материковый Китай, подвергаются преследованию, запугиванию, слежке и задержаниям.
Гохао Фу – репортёра китайского государственного новостного агентства Global Times – в прошлом году связали и побили зонтами антиправительственные протестующие в аэропорту Гонконга. А ещё один репортёр Stand News был побит неизвестным человеком, когда вёл трансляцию с акции протеста из района Яу Ма Тей. Ассоциация журналистов Гонконга осудила это нападение и выразила возмущение тем, что местная полиция не арестовала виновного.
Согласно Мировому индексу свободы прессы RSF, рейтинг Гонконга снизился с 18-го места в 2002 году до 73-го в 2019 году.
«В отличие от военных корреспондентов, ведущих репортажи из горячих точек, журналисты, освещающие события в некоторых мирных странах и регионах, сталкиваются с более высоким уровнем угроз», – сказала Саория МакКейб – специалист отдела по свободе выражения мнений и развитию СМИ Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. «В ответ журналисты создают сети, чтобы делиться своими источниками и материалами в ходе расследований».
Она добавила, что в случае убийства или задержания журналиста другие могут продолжить расследование и защитить источники.
«Первое правило при освещении деликатных тем в Китае заключается не в том, как защитить себя, а в том, как защитить свои источники, а также любых китайских граждан, с которыми вы работаете», – сказал Гади Эпштейн, бывший глава пекинского бюро и корреспондент журнала The Economist в Китае. «Это означает, что иностранный корреспондент должен соблюдать правила гигиены при общении на электронных устройствах, чтобы свести к минимуму вероятность того, что его источники могут быть идентифицированы».
«В максимально возможной степени минимизируйте свои следы при работе с источниками», – добавил он, что включает в себя сохранение анонимности частной информации источников и регулярную смену отелей во время путешествий.
Джон Помфрет – бывший глава бюро Washington Post в Пекине – был выдворен китайскими властями в 1989 году за то, что освещал подавление коммунистической партией акций протеста на площади Тяньаньмэнь. В 1997 году Помфрету разрешили вернуться в Китай и руководить освещением событий в Washington Post.
«Китайское правительство часто наказывает китайцев, которые сотрудничают с иностранными репортёрами», – сказал Помфрет. Помфрет сказал, что высылка репортёров Wall Street Journal в январе было частью кампании Коммунистической партии по возложению ответственности на США за то, что она назвала «контрреволюционными беспорядками» в Гонконге.