Как в Киргизии возникла подпольная таможенная империя?
Бывший заместитель главы таможенной службы Кыргызстана Райымбек Матраимов после своей отставки создал настоящую подпольную таможенную империю, установив полный контроль над сухопутными пунктами транзита из Китая. Как ему это удалось и как устроен нелегальный бизнес?
В течение многих лет заместитель главы таможенной службы Кыргызстана закрывал глаза на теневое таможенное мошенничество. В 2017 году его отправили в отставку, но Райымбек Матраимов не растерялся и сумел найти способ остаться в таможенном бизнесе благодаря своим старым друзьям – семье уйгурских контрабандистов Абдукадыр. Райымбеку Матраимову и семье Абдукадыр удалось установить контроль над тремя крупными таможенными терминалами Кыргызстана с помощью коррупции и кумовства при содействии «доверенных лиц».
Некоторые из этих людей были родственниками семьи Матраимовых, другие и вовсе оказались без опыта работа в таможенной сфере, зато были заслуженными бойцами смешанных единоборств (MMA), либо же имели отношение к правоохранительным органам. Когда журналисты Проекта по расследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP) связались с одним из номинальных владельцев подставной компании, который оказался рестлером, он выглядел растерянным. «Я не работаю», – сказал он. «Я ничего не делаю».
Боец ММА Кылычбек Саркарбаев (справа). Он числится директором двух компаний, управляющих таможенными терминалами Матраимовых
Эти три таможенных терминала стали единственными контрольными пунктами для грузовиков, привозящих товар из Китая в Кыргызстан и доставлявших его в соседние страны. Фактически мафии удалось установить монополию на все сухопутные торговые пути из Китая и в страны Центральной Азии. Специалисты таможенной отрасли утверждают, что взяточничество и другие незаконные действия – неотъемлемая часть ежедневной работы терминалов.
Помимо обеспечения прибыльных потоков законного и незаконного дохода, терминалы также способствуют процветанию крупного торгового бизнеса в Центральной Азии и фактически торговой монополии в Кыргызстане. Речь идёт о корпорации «Абу Сахий», основанной семьей Абдукадыр. (Слово «сахий» по-узбекски означает «щедрый», а Абу – сокращение от Хабибулы, патриарха семьи). Этот конгломерат, в действительности состоящий из нескольких китайских, киргизских и узбекских компаний, перевозит товары из китайского района Синьцзян в Кыргызстан, а также в соседние страны. Один из трёх таможенных терминалов, которые находятся под контролем Матраимовых, работает полностью в интересах «Абу Сахий».
В своем единственном известном публичном комментарии о своих отношениях с семьей Абдукадыр Райымбек Матраимов заявил изданию Asia News, что знает главу семьи Хабибулу Абдукадыра как международного инвестора, с которым ему довелось сотрудничать на своей работе в таможенной службе».
Райымбек Матраимов
Северный путь
Из-за слаборазвитой системы железных дорог Кыргызстана большая часть товаров ввозится из Китая именно автотранспортом. Есть только два основных маршрута к границе Кыргызстана через горы – и на обоих будут ждать либо Матраимовы, либо Абдукадыры.
«Северный маршрут», как его называют местные жители, начинается в городе Кашгаре на северо-западе Китая, далее он проходит через перевал Торугарт в горах Тянь-Шань, а затем ведёт в соседние страны Центральной Азии через Бишкек – основные рынки сбыта китайских товаров.
В свое время один предприниматель решил построить современный универсальный логистический центр. Новый терминал UniLab в городе Канте, в 25 км от Бишкека и всего в 20 минутах от границы с Казахстаном, оказывал бы современную услугу «единого окна». Планировалось создать пункт таможенного оформления, склады временного хранения, платежную систему и даже спортивную площадку и гостиницу для водителей.
Инициатором данного масштабного проекта стал Сыргак Кенжебаев. Начав активно работать и искать инвесторов, он смог выстроить партнерские отношения с российским страховым брокером, который, как сообщается, имел связи с главой таможенной службы России.
Сыргак Кенжебаев (источник Азаттык Кыргызстан)
Поначалу все выглядело многообещающе. На территории площадью в 37 га началось масштабное строительство, компания получила лицензии на функционирование склада временного хранения и на реализацию таможенных услуг. К весне 2016 года объект был окончательно готов к работе, и даже прошла церемония открытия с участием государственных чиновников. Но грузовики на терминал просто-напросто не приезжали.
«UniLab получила все разрешения, но по какой-то причине груз не прибывал», – сказал специалист в таможенной отрасли, объяснив, что чиновники продолжали перенаправлять прибывающие грузовики в другое место.
Крупный логистический центр UniLab так фактически и простаивал, а Кенжебаев оказался по уши в долгах. Со слов еще одного инсайдера, UniLab так и не сдвинулась с мертвой точки, так как высокопоставленные таможенники, в том числе Райымбек Матраимов, сделали все, чтобы UniLab закрылась. «Насколько мне известно, [Кенжебаев] пытался вести с ними переговоры, он даже предлагал долю. Но это было бесполезно», – добавил он. Даже связи Кенжебаева с Россией никак не повлияли на решение данного вопроса. Он вел переговоры с членами парламента Кыргызстана и лично первым вице-премьером, чтобы заручиться поддержкой на высшем уровне, – и даже написал письмо президенту Алмазбеку Атамбаеву.
Фрагмент обращения Сыргака Кенжебаева к президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву
Несмотря ни на что его усилия оказались напрасными. UniLab смогла начать работать только после ухода Кенжебаева и всех его партнеров: под сильным давлением им пришлось продать компанию в ноябре 2016 года.
Позже UniLab оказалась в руках двух других людей, один из которых оказался связан с семьей Абдукадыр. Другой – это «доверенное лицо», который даже не имеет опыта в ведении бизнеса. Деловой партнер Кенжебаева, имя которого нельзя называть из соображений безопасности, назвал данную сделку «рейдерским захватом» – оказанием давления на владельцев компаний с целью отдать свой бизнес или же продать его за бесценок, что часто происходит при поддержке чиновников. «Компанию просто отжали», – сказал партнер Кенжебаева. «Он защищался один. … Вокруг нас не было таких людей, которые могли бы пойти против государственной машины. С его стороны было бессмысленно просить кого-либо о помощи, потому что никто не встал бы на его защиту».
Когда журналисты связались с Сыргаком Кенжебаевым, он отказался обсуждать UniLab. А во время визита в Казахстан в декабре 2019 года он и вовсе был арестован в аэропорту Алматы и экстрадирован в Кыргызстан. Как объяснили в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызстана, причиной задержания стала жалоба гражданина Китая о мошенничестве. После ареста Сыргака Кенжебаева его партнер, дочь известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, в своем публичном видеообращении заявила, что, по ее мнению, обвинения были попыткой оказать давление на ее антикоррупционное движение «Умут-2020». Айтматова отказалась от общения с журналистами. Сыргак Кенжебаев находится в заключении уже 9 месяцев, но обвинение ему так и не предъявлено до сих пор.
Между тем, водители и специалисты по логистике рассказали журналистам OCCRP, что UniLab сейчас «продолжает функционировать». Пока компания находилась под контролем Сыргака Кенжебаева, таможенники направляли прибывающие грузовики в другое место, теперь же они направляют сюда все китайские товары, следующие по северному маршруту.
Южный путь
Другой пункт пропуска на границе Кыргызстана с Китаем, Иркештам, находится в 160 километрах по прямой к юго-западу от Торугарта, однако сухопутный маршрут значительно длиннее. Грузовики из Кашгара, пересекающие здесь границу, затем проезжают через южный торговый город Ош в столицу Узбекистана Ташкент по так называемому «Южному маршруту».
Доминирующим игроком на этом пути является торговая империя «Абу Сахий». После въезда и транзита через Кыргызстан из Китая грузовики этой компании – а почти все грузовики принадлежат именно ей – останавливаются на частном таможенном терминале прямо на границе с Узбекистаном, которым управляет компания Mega Logistik. Этот объект, который все называют просто «Абу Сахий», используется для растаможивания китайских товаров. Затем их перегружают на разные грузовики для дальнейшей транспортировки в Узбекистан.
Стоянка для грузовиков у терминала Mega Logistik (источник OCCPR)
Согласно учредительным документам, Mega Logistik основал молодой 21-летний мужчина, проживающий в Кара-Сууйском районе (когда журналисты OCCRP попытались дозвониться до него, человек, который ответил на звонок, сказал, что это кто-то другой, и попросил их больше не беспокоить). Но земельный участок, на котором расположен терминал Mega Logistik, частично принадлежит двум физическим лицам, тесно связанным с семьей Матраимовых и их предприятиями. Так, например, большая парковка рядом с терминалом Mega Logistik используется для грузовых автомобилей, а земля, на которой она расположена прямо у международной границы, принадлежит местным властям Кыргызстана. Впрочем, еще в 2004 году временное право пользования землей было передано компании под названием Wholesale International. Спустя десять лет два племянника Райымбека Матраимова приобрели доли в компании. Земля много лет пустовала, пока в 2018 году не была построена автостоянка – и, по удивительному стечению обстоятельств, в том же году Mega Logistik превратилась из склада временного хранения грузов в полноценный таможенный терминал.
Часть налогов компании уплатили два племянника, Ерлан и Нурсултан Турсунбаевы, а также бухгалтер Матраимовых в Оше Нуриля Бечелова. Хотя терминал Mega Logistik является крупным предприятием – агентство антимонопольного регулирования Кыргызстана в декабре 2016 года охарактеризовало его как имеющее «доминирующее положение» на рынке – он используется почти исключительно грузовой империей семьи Абдукадыр.
Когда журналист OCCRP позвонил нескольким независимым таможенным брокерам, чтобы спросить об импорте грузов из Китая, никто даже не предложил терминал Mega Logistik в качестве возможного варианта. Единственным доступным пунктом на юге остается лишь терминал Кара-Суу.
Терминал Кара-Суу
Этот терминал, расположенный на месте мукомольного комбината советских времен, когда-то принадлежал компании, тесно связанной с приближенными бывшего президента Курманбека Бакиева, свергнутого в результате революции в 2010 году. Он по-прежнему управляется той же компанией, но теперь принадлежит людям семьи Матраимовых.
Это произошло, когда Райымбек Матраимов все еще поднимался по карьерной лестнице в таможенной службе, поэтому здесь налицо конфликт интересов. Сложная корпоративная история терминала Кара-Суу включает почти пятилетнее партнерство с киргизскими государственными органами и несколько реорганизаций, а руководство терминала – сплошь родственники и «доверенные лица» Матраимовых.
«Спасите нас от друзей Матраимова»
Предыдущие расследования, проведенные OCCRP, показали, что во время пребывания Райымбека Матраимова на посту заместителя главы таможенной службы Кыргызстана таможенные органы погрязли в коррупции. Более того, стало известно и о том, что покровительство Матраимова помогло торговой империи семьи Абдукадыр «Абу Сахий» процветать фактически в условиях монополии. К концу 2017 года Райымбека Матраимова сняли с должности заместителя начальника таможенной службы. В это время два южных таможенных терминала работали в полную силу, а на севере UniLab готовилась к вводу в строй под руководством новых хозяев.
Несмотря на потерю должности Матраимовым коррупция на этих объектах и в таможенной службе в целом сохранилась. В 2018 году группа международных трейдеров и логистов написала совместное письмо, в котором умоляла президента страны, спикера парламента и премьер-министра решить проблему, которая, по их словам, сделала ведение бизнеса фактически невозможным.
«Спасите нас от Райыма Матраимова, так называемого «держателя красной таможенной книги», «неуязвимого хана киргизской таможни» и его ближайших соратников, которые участвуют в ужасающей коррупционной схеме – говорится в 11-страничном письме. Авторы документа подробно описывают, как приближенные Матраимова «подмяли» под себя три ключевых таможенных терминала и фактически установили монополию на транзит импортных товаров. При этом их схемам не помешало даже увольнение патрона с высокой государственной должности.
Авторы письма заявляют, что чиновники вымогали крупные взятки у логистических компаний, не связанных с Матраимовыми или с корпорацией Абдукадыра «Абу Сахий». Некоторым водителям приходилось платить до $4000 за грузовик, чтобы получить разрешение на пересечение границы Кыргызстана и Узбекистана. В письме утверждается, что благодаря таким нелегальным схемам семья Матраимовых смогла заработать огромные деньги: «Мы, зрелые бизнесмены, работаем изо дня в день, чтобы заработать себе на квартиры. Тем временем молодые парни (около 30-35 лет), участвующие в коррупционной схеме Райымбека Матраимова, живут в трехэтажных домах и рассекают на дорогих внедорожниках Lexus», – говорится в письме. «Эти люди пришли работать на таможню всего 3-4 года назад, и мы знаем, из каких источников у них столько денег».
Источники в логистической сфере рассказали о множестве преимуществ, которыми обладают компании, связанные с Райымбеком Матраимовым. Среди прочего, таможенники позволяют им ложно декларировать дорогие товары как более дешевые, что делает их торговлю по этим маршрутам намного более прибыльной. И хотя перевозимые независимыми операторами товары «тщательно проверяются и выгружаются из грузовиков», в конечном итоге, если не дать взятку, их легальные грузы «лежат на таможенных постах неделями и даже месяцами», а «товары партнеров Райымбека Матраимова проходят без досмотра и не разгружаются, таможенные пломбы на их грузовиках остаются нетронутыми».
Благодаря этим преимуществам, пишут бизнесмены, ввоз товаров в Кыргызстан для компаний под крылом с Матраимовым осуществляется значительно быстрее и дешевле. В письме неоднократно упоминаются грузовые перевозчики, связанные с семьей Матраимовых, такие как «грузовые компании Русланбека Матраимова, младшего брата Раимбека Матраимова и окул бала (названного сына по киргизским народным традициям) Райымбека Матраимова, человека по имени Алмаз [Алмазбек Арстанбаев], отвечающего за таможенный терминал Кара-Суу. Журналисты OCCRP также обнаружили несколько грузовых компаний, принадлежащих семье Матраимовых или связанных с ними, в том числе Delux Trans, ранее принадлежавшая Русланбеку Матраимову, и группу компаний Baiboto, подконтрольную Алмазбеку Арстанбаеву.
Но единственная компания, прямо указанная в письме, – это «Абу Сахий». Она специализируется на транзитных грузах. В письме говорится, что китайские товары, перевозимые через Кыргызстан в Узбекистан, «разрешено перевозить только… через корпорацию «Абу-Сахий», тесно связанную в том числе и с Матраимовым. Другими словами, остальные бизнесмены фактически не могут возить грузы в Узбекистан». И это не преувеличение. В июне этого года киргизские водители грузовиков протестовали против монополии «Абу-Сахий», фактически единственной компании, грузовики которой таможенники пропускают через южный пункт пропуска Иркештам.
Выступая от имени водителей, предприниматель и бывший водитель Исабай Сулайманов сообщил журналистам OCCRP, что «90% грузов из Китая до границы Кыргызстана с Узбекистаном перевозит Tarim Trans». Tarim Trans – компания, ведущая бизнес «Абу Сахия» в Кыргызстане. «Куда бы мы ни пошли, повсюду защищаются интересы этой бизнес корпорации», – сказал водитель. «Нашему транзиту через границу на 100% препятствует «Абу Сахий». «Они забрали хлеб у очень многих людей», – удрученно заключает другой водитель.