«Проблемный партнер»: отношения России и КНДР на современном этапе
Среди стран Азии КНДР остается одной из самых проблемных для внешней политики современной России. Отношения между двумя государствами прошли периоды союзничества и полного прекращения связей, а в нынешний период вновь стали партнерскими. Но какое будущее их ждет? И как связаны отношения между Россией и КНДР с новым противостоянием Москвы и Запада?
Былой союзник
В октябре 1948 года Советский Союз первым из иностранных государств установил с КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) дипломатические отношения, всего через месяц после ее образования. СССР стал главным союзником нового государства и вместе с Китаем поддержал его в войне двух Корей в 1950-1953 годах. В 1961 году две страны подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
В период советско-китайского раскола 1960-х годов Северная Корея придерживалась нейтралитета, развивая отношения с обеими странами. Советский Союз, в свою очередь, поддерживал ее как финансово, так и технологически, с упором на развитие отраслей тяжелой промышленности в условиях экономической блокады Северной Кореи со стороны Соединенных Штатов и их союзников.
После распада СССР в 1991 году связи между прежними союзниками серьезно ослабли. Причиной этого стала не только смена внешнеполитического курса руководства новой России, но и ухудшение экономической ситуации в самой Северной Корее и перепрофилирование ее экономики на формирование военно-промышленного сектора с ядерной программой. Руководство постсоветской России связывало дальнейшее сотрудничество с КНДР с уплатой ею крупных кредитов, взятых Пхеньяном еще в советскую эпоху. КНДР просила новых кредитов, однако из-за проблем в самой российской экономике эти просьбы удовлетворены не были.
После прихода к власти в России в 2000 году нового президента Владимира Путина, в июле того же посетившего Пхеньян с визитом, отношения между двумя государствами вновь начали развиваться. Во время официального визита российского лидера были достигнуты договоренности об активизации политических контактов и восстановлении экономического сотрудничества.
В дальнейшем, уже при нынешнем лидере КНДР Ким Чен Ыне, пришедшем к власти в конце 2011 года, в отношениях двух стран произошло несколько важных прорывов. Так, был урегулирован вопрос долга Северной Кореи по кредитам, выданным Советским Союзам (11 млрд долларов). Россия предоставила КНДР скидку в размере 90% от суммы долга, а оставшаяся часть пошла на финансирование проектов в образовании, здравоохранении и энергетике Северной Кореи.
Председатель Государственного совета КНДР Ким Чен Ын и президент России Владимир Путин, Россия, 25 апреля 2019 года
Кроме того, стал осуществляться проект по соединению Транскорейской железной дороги по восточной части Корейского полуострова с Транссибирской магистралью. С 2013 года из Северной Кореи в Россию начали курсировать первые грузовые поезда в рамках завершения первой части этого проекта.
Однако нужно отметить, что в современных отношениях России и КНДР, как и в советский период, экономика по большей части является лишь второстепенной сферой сотрудничества. Оба государства заинтересованы в развитии торговли, однако ее объемы откровенно невелики.
В 2005 году, на пике экономического взаимодействия, объем торговли между Северной Кореей и Россией составил лишь $228 миллионов. В 2010 году торговля между двумя странами сократилась по сравнению с советской эпохой в 20 раз – до $98,67 тысяч. А импорт из КНДР по линии приграничных связей достиг лишь $16,4 тыс.
Перспективной отраслью двусторонних отношений в экономической сфере была трудовая миграция из КНДР в Россию. Отправляя своих рабочих трудиться за границу, Пхеньян таким образом частично решал проблему безработицы в условиях закрытия предприятий и постоянного экономического кризиса. Однако и эта миграция имела крайне ограниченные объемы.
До 2017 года рабочих из КНДР в России было порядка 40 тысяч человек, что несравнимо с трудовой миграцией из стран Средней Азии. А после того, как в 2017-м Совет Безопасности ООН запретил странам-членам международной организации выдавать разрешения на работу гражданам Северной Кореи, чтобы сократить доход руководства страны и принудить его к отказу от развития ядерной сферы, это количество стало еще меньше. Так, в 2018 году российская сторона выдала лишь около 700 разрешений тем северокорейским рабочим, контракт с которыми был заключен до вступления в силу резолюции Совета Безопасности.
Отношения между Россией и КНДР в современный период развиваются в двух основных сферах – экономической и военно-дипломатической. И если в экономике их сотрудничество носит лишь ограниченный характер, то в военно-дипломатической сфере интерес двух держав друг к другу находится на более высоком уровне. Особенно в условиях обострения конфронтации России с Западом и полномасштабного противостояния Соединенных Штатов и Китая.
Ядерная дипломатия
Среди внешнеполитических партнеров Северной Кореи Россия занимает особое место. Она фактически является единственной из мировых держав и соседей КНДР, у которой к ней нет ни территориальных, ни каких-либо других серьезных претензий. В сравнении с главным покровителем северокорейского правящего режима – КНР (Китайская Народная Республика), Россия не проявляет желания вовлекать Пхеньян в свою сферу влияния, а также контролировать его внешнюю или внутреннюю политику. В то же время, в отличие от западных стран, а также Японии и Южной Кореи, Москва не стремится к тому, чтобы свергнуть диктатуру Кимов или разрушить существующую государственную систему КНДР.
Что же касается самой России, то она хорошо понимает значимость Северной Кореи для региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. Даже в момент жесточайшего экономического кризиса 90-х годов КНДР оставалась игроком, принимающим участие в расстановке сил в регионе. А с наступлением 2010-х ее роль возросла, что связано как с экономической стабилизацией режима Кимов, так и быстрого развития северокорейского военно-промышленного комплекса.
Армия Северной Кореи
Долгое время главной причиной интереса со стороны мировых игроков к КНДР была ее ядерная программа. Северокорейская ядерная программа начала развиваться еще с 1970-х годов, вызывая большие опасения как со стороны соседей Пхеньяна, прежде всего, Республики Корея и Японии, так и со стороны западных держав, включая США.
В 1994 году между Соединенными Штатами и КНДР было достигнуто «Рамочное соглашение» о замораживании северокорейской ядерной программы. Однако после прихода к власти в США президента Джорджа Буша-младшего, начавшего предъявлять Пхеньяну все новые и новые требования, тот в 2002 году официально заявил о возобновлении ядерной программы.
Год спустя начались шестисторонние переговоры по ядерному вопросу с участием Северной и Южной Кореи, Японии, Соединенных Штатов, Китая и России. Штаты и Япония заняли наиболее жесткую позицию, требуя от КНДР свернуть ядерную программу. Затем США немного смягчили свою позицию, предложив проект передачи северокорейских ядерных объектов под контроль комиссии из пяти стран-участников переговоров или МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Однако КНДР отвергла этот вариант.
Дальнейшие переговоры также ни к чему не привели, и в 2006 северокорейский ядерный кризис вышел на новый уровень. КНДР начала испытания ядерного оружия, а затем, уже в правление Ким Чен Ына, существенно улучшила средства доставки своих ракет.
Что касается позиции России в отношении северокорейской ядерной программы, то она никогда не поддерживала разработку Пхеньяном ядерного оружия. Однако в то же время, по мнению экспертов, в руководстве России преобладает мнение, что КНДР в ближайшем будущем не откажется от своего ядерного щита, надежно предохраняющего режим Кимов от вторжения извне. Поэтому не нужно добиваться сворачивания северокорейской ядерной программы, а делать все, чтобы существующие на Корейском полуострове военно-политические противоречия не вылились в полноценный вооруженный конфликт, в котором это ядерное оружие могло бы быть применено.
Москва хорошо осознает, что любая война на Корейском полуострове, даже без применения ядерных ракет, станет катастрофой в лучшем случае регионального масштаба. В случае же их применения она неминуемо превратится в катастрофу глобального масштаба.
Не стоит забывать о том, что к полуострову примыкает Приморский край, на котором сосредоточена транспортно-логистическая инфраструктура, которая связывает Россию со странами Азии. Прежде всего, речь идет о морских портах, к которым ведут стратегически важные железные дороги – БАМ (Байкало-Амурская магистраль) и Транссибирская магистраль.
Если на Корейском полуострове разразится военный конфликт с применением ядерного оружия, то он спровоцирует экологическую катастрофу, массовый исход беженцев с пострадавших территорий и разрушение всей местной экономики. А это, в свою очередь, поставит под угрозу все экономические связи России с государствами Азии. Поэтому такой конфликт вовсе не в интересах Москвы.
В связи с этим политика Северной Кореи в военной сфере является для России поводом для беспокойства. Дело в том, что действия КНДР не только провоцируют конфликт с Южной Кореей, но и предоставляют Соединенным Штатам повод для дальнейшего развития их системы противоракетной обороны (ПРО) в Азии. Именно угрозой со стороны Пхеньяна США в 2001 году обосновали свой выход из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного ими с Советским Союзом в 1972-м. А впоследствии эта же причина послужила им оправданием для усиления своих военных союзов с Республикой Корея и Японией, которые находятся совсем недалеко от границ России.
Однако несмотря на свою обеспокоенность ситуацией на Корейском полуострове, Россия сумела как избежать конфликта с США по вопросу КНДР, так и сохранить достаточно близкие отношения с Пхеньяном. Осознавая, что разрешение северокорейского ядерного кризиса в значительной степени зависит вовсе не от нее, Москва заняла позицию независимого и информированного игрока, поддерживающего контакты со всеми сторонами конфликта.
Она продолжала взаимодействовать с руководством КНДР, координировала свои действия с Китаем, предлагала разрешить кризис дипломатическими средствами с особой ролью Совета Безопасности ООН и обсуждала северокорейскую ядерную программу с Соединенными Штатами. Однако все изменилось с приходом к власти в США в 2016 году нового президента – Дональда Трампа.
Новая глобальная конфронтация
Избрание Трампа президентом Соединенных Штатов в 2016 году оказало серьезное влияние на международную ситуацию, включая и отношения между Россией и КНДР. Дело в том, что администрация нового президента не только признала крах прежней политики США в отношении Северной Кореи, но и перешла к новому курсу «максимального давления» на Пхеньян. При этом КНР, в чьих интересах было оттянуть назревающий конфликт со Штатами, стала сотрудничать с ними по этому вопросу.
Обе мировые державы начали давить на Россию, чтобы она ужесточила свою позицию по северокорейской проблеме. В этой беспрецедентной ситуации Москва вполне могла столкнуться с дипломатической изоляцией, если бы стала защищать важные для нее аспекты отношений с КНДР, например, трудовую миграцию. Поэтому она все же присоединилась к жестким санкциям против своего восточного партнера.
В 2017 году Совбез ООН ввел уже упомянутые санкции против КНДР, запретив странам-членам международной организации выдавать разрешения на работу северокорейским гражданам. А затем он дополнительно потребовал, чтобы рабочие из КНДР, находившиеся за границей, были немедленно высланы на родину.
Россия присоединилась к этим санкциям, что вызвало провал в экономических отношениях с КНДР, которые и без того имели ограниченные масштабы.
Политика «максимального давления» Трампа не заставила КНДР отказаться от своей ядерной программы. Однако лидеры США и Северной Кореи провели три саммита и перешли от жесткой конфронтации к переговорам, что привело к определенной стабилизации ситуации на Корейском полуострове.
Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп, Сингапур, 12 июня 2018 года
Но сотрудничество между Вашингтоном и Пекином по северокорейской проблеме лишь ненадолго оттянуло конфликт между ними, поскольку не решало главной проблемы – борьбы за доминирование между двумя самыми крупными державами в мире. Более того, именно стабилизация ситуации вокруг Пхеньяна привела к тому, что важный фактор сдерживания конфликта между Соединенными Штатами и Китаем исчез. Для Вашингтона отпала нужда в помощи Пекина по проблеме КНДР, и уже в 2018 году между ним началась торговая война.
Трамп ввел пошлины в 25% на 818 видов китайских товаров, общий объем которых составил $34 млрд в год. Китай ответил зеркальными мерами. В дальнейшем обе державы неоднократно вводили новые пошлины.
В этой ситуации Пекин, по мнению экспертов, вновь стал наращивать сотрудничество с КНДР в обход санкций Совбеза ООН. А вместе с ним это стала делать и Россия.
По мнению американского издания Wall Street Journal, с сентября 2017 по август 2018 года Россия выдала гражданам Северной Кореи более 10 тысяч разрешений. Российский МИД объяснил это тем, что разрешения были выданы лишь тем рабочим, контракт с которыми был заключен до вступления санкций в силу. Однако это все еще означает, что Россия и КНДР пытаются развивать свои экономические отношения, несмотря на международные санкции.
В результате действий Дональда Трампа Соединенные Штаты и Китай вступили в эру жесткой конфронтации, которая фактически уже приняла необратимый характер и будет влиять на глобальную политику еще долгое время. В этой ситуации другим игрокам необходимо выбрать свою позицию в мире, разделенном конфликтом двух сверхдержав, включая Россию и КНДР.
С местом Северной Кореи в новом глобальном противостоянии все в целом ясно. Жесткая диктатура с милитаризованной экономикой и раздутым военно-промышленным комплексом, северокорейский режим является порождением Холодной войны. Во многом его задачей было дотянуть до следующего глобального конфликта, и Пхеньяну это удалось. Более того, КНДР благодаря своему ядерному оружию и развитому ВПК сумела усилить свои позиции, и теперь ее военный потенциал на стороне Пекина станет большой головной болью для Вашингтона.
Что же касается России, то ее надежды на «большую сделку» с Трампом, способную перевернуть саму суть отношений с США, уже в прошлом. Конфронтация с Западом лишь усиливается, особенно благодаря все новым антироссийским санкциям и таким событиям, как отравление Алексея Навального. С большой долей вероятности ситуация не улучшится вне зависимости от того, кто одержит победу на президентских выборах 3 ноября 2020 года.
В сложившихся обстоятельствах перед Россией стоит выбор, стоит ли продолжать попытки наладить отношения с Соединенными Штатами в надежде, что это позволит не ввязываться в новую Холодную войну, или, наоборот, более активно поддержать КНР с целью ослабления США? В соответствии с этим выбором и будет строиться дальнейшая политика России в отношении Северной Кореи.
Если будет выбран первый вариант, то Россия продолжит делать все для сохранения статус-кво на Корейском полуострове, одновременно сохраняя достаточно близкие отношения с КНДР. Однако эти отношения будут оставаться на прежнем уровне, не предполагая резких прорывов в сотрудничестве.
В случае же, если будет выбран второй вариант, то Россия станет более интенсивно развивать отношения с Северной Кореей, координируя свои действия с Китаем. В этой ситуации возможны не только совместные военные проекты, например, в сфере разработок нового оружия, но и активизация экономических контактов – новые российские кредиты и масштабные вложения в инфраструктуру КНДР.
Россия и Северная Корея имеют долгую историю отношений, в которых были и периоды союзничества, и периоды почти полного прекращения связей. Сейчас они вновь сблизились и развивают новые направления сотрудничества в условиях рыночной экономики и с учетом соблюдения интересов друг друга.
Но дальнейшее содержание их отношений во многом зависит от того, какой выбор Россия сделает в рамках американо-китайского противостояния и своего собственного конфликта с Западом. Новая глобальная конфронтация может как открыть новые возможности для отношений России и КНДР, так и закрыть их на долгие годы вперед.