To reset your password, please enter your email address or username below.

«Наследие президента»: как Дональд Трамп изменил Республиканскую партию?

3 ноября 2020 года в Соединенных Штатах состоялись президентские выборы. Их результаты до сих пор находятся под вопросом, и оба кандидата заявили о своей победе. Однако независимо от исхода выборов Республиканская партия стоит перед необходимостью подвести итоги президентства Дональда Трампа. Как этот противоречивый лидер повлиял на нее? И останутся ли республиканцы верны Трампу после окончания его президентского срока?

Электорат и элита

В 2016 году Дональд Трамп одержал победу на президентских выборах в США. Несмотря на многочисленные скандалы и социологические прогнозы, предсказывавшие победу Хиллари Клинтон, и ее поддержку политической элитой страны, республиканский кандидат сумел пройти в Белый Дом. Трамп стал первым главой Соединенных Штатов, который до своего избрания не служил в армии и не занимал государственных должностей, чем уже обеспечил себе место в истории страны. После его победы в США еще долго пытались понять, как же это произошло.

Действующий президент США Дональд Трамп

Во многом победу Трампа обеспечила поддержка традиционного электората Республиканской партии, который и продолжает голосовать за него. Этот электорат можно условно разделить на несколько основных групп:

  • Избиратели, которые голосуют за Трампа, прежде всего, по экономическим причинам. В их число входит средний класс из глубинки, который выиграл от протекционистских мер президента, средний и малый бизнес, которому Трамп понизил налоги на доходы, и промышленники, которых поддержала его администрация.
  • Граждане, которые выбирают Республиканскую партию по идеологическим причинам. К этой группе относятся многие полицейские, военные и пенсионеры, включая, в том числе, и ветеранов. Несмотря на то, что пенсии и государственные льготы лоббируют не республиканцы, а демократы, эта категория видит в Трампе защитника «американских ценностей» против «коммунистической угрозы» и «президента закона и порядка», а потому поддерживает именно его. Массовые протесты, вспыхнувшие в США несколько месяцев, которые сопровождаются грабежами, убийствами и беспорядками, серьезно беспокоят этих людей, поэтому они голосуют за того, кто способен навести порядок.
  • Люди, которые верят именно Трампу как новому лицу в политике, бросающему вызов политической элите и «вашингтонскому болоту», а не Республиканской партии в целом. Сюда входят евангельские христиане и сторонники различных конспирологических теорий, в чьих глазах президент является практически мессией. А возможное предательство Трампа частью партийной элиты может лишь укрепить веру этой группы в него.

Что же касается республиканского истеблишмента, то его отношение к Дональду Трампу вовсе не такое однозначное. Во многом союз между традиционной партийной элитой и действующим президентом Соединенных Штатов является «браком по расчету».

По мнению экспертов, большинство представителей республиканского истеблишмента относится к Трампу крайне негативно. В их глазах он представляет собой «выскочку и популиста», который фактически «украл» у них партию. Поэтому во время выборов 2016 года многие влиятельные республиканцы жестко критиковали «несистемного» Трампа.

А в июле 2020-го бывшие чиновники из администрации Джорджа Буша – младшего (президент от Республиканской партии в 2001-2009 годах), создали комитет «Выпускники 43-го президента за Байдена» (43 Alumni for Biden). Причиной создания комитета стал протест против переизбрания Трампа на пост главы государства. Представители комитета недовольны его решениями по поводу пандемии коронавируса и антирасистских протестов, а также считают, что действующий президент бросил свою партию и граждан страны.

Кроме того, в настоящее время сам Джордж Буш – младший и несколько республиканских сенаторов уже поздравили кандидата от демократов Джо Байдена с победой на президентских выборах. В их число входят Митт Ромни (бывший соперник Барака Обамы на президентских выборах 2012 года), Сьюзан Коллинс, Лиса Муроковски и Бен Сасс. Ромни еще в феврале 2020 года стал единственным сенатором-республиканцем, который проголосовал в пользу импичмента Дональда Трампа. Таким образом, он стал первым в истории США сенатором, проголосовавшим за смещение президента от той же партии, к которой принадлежит он сам.

Сенатор-бунтарь от Республиканской партии Митт Ромни

Учитывая все это, можно говорить о том, что приход к власти Трампа привел к расколу внутри Республиканской партии. Однако, учитывая значительную популярность его кандидатуры среди электората, партийный истеблишмент все же был вынужден поддержать Трампа, рассчитывая, что это принесет победу на выборах. И он не ошибся.

Кроме того, популярность действующего президента внутри самой партии продолжала расти. В начале 2016 года его поддерживали лишь 40%, и многие голосовали за него лишь по той причине, чтобы проиграла Клинтон. Однако уже летом 2018 года 90% республиканцев заявляли о своей поддержке Трампа.

По этой причине отказ поддержать действующего президента на выборах 2020 года для любого республиканского политика фактически означал конец его дальнейшей карьеры, поскольку он с большой долей вероятности не смог бы в будущем переизбраться в американский Конгресс или получить какую-либо должность в администрации.

В результате вся Республиканская партия в определенном смысле стало «заложницей» политики и личности Дональда Трампа, несмотря на отношение каждого конкретного представителя элиты к нему. За четыре года своего президентства он серьезно изменил саму партию, заставив ее сдвинуться вправо.

Правый уклон

За четыре года правления Трампа Республиканская партия во многом стала его партией. Произошло существенное усиление ее правого крыла, республиканцы стали более правоконсервативными, чем они были до прихода к власти действующего президента.

Нужно отметить, что к 2016 году, когда Трамп выиграл президентские выборы, тренд на правый поворот в политике существовал не только в Соединенных Штатах. Миграционный кризис, экономические проблемы и угроза терроризма вывели на политическую арену таких правых политиков, как глава «Лиги Севера» и бывший министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини, и председатель французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен.

Кроме того, укрепились позиции таких политиков-националистов, как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент Польши Анджей Дуда. В 2018 году президентские выборы в Бразилии выиграл национал-консерватор и лидер Социал-либеральной партии Жаир Болсонару, который во многом копировал избирательную кампанию Дональда Трампа.

Президент Бразилии и большой поклонник Трампа Жаир Болсонару

Однако именно Трамп в определенном смысле стал неким «первопроходцем» в этом тренде, своей победой на выборах вернув правым популярность по всему миру. А это, в свою очередь, серьезно отразилось и на позиции Республиканской партии в США.

Необходимо понимать, что действующий президент Соединенных Штатов – это не только и столько консерватор, сколько правый популист, который говорит консервативным слоям населения то, что они хотят услышать, и завоевывает их голоса, прежде всего, своей харизмой. Это касается, в том числе, и республиканцев, которые либо оказались покорены харизмой Трампа, либо были вынуждены подыгрывать ему как президенту.

Не стоит забывать о том, что в политической системе США успех каждого конкретного политика в том или ином штате и его взаимодействие с федеральным центром во многом зависит от его отношений с тем, кто находится во главе государства. Поэтому отдельные политики стремятся поддерживать с президентом хорошие отношения. Яркий пример –недавно кандидаты от Республиканской партии на выборах в американский Сенат от штата Джорджия Дэвид Пердью и Келли Леффлер поддержали заявления Трампа о нечестном голосовании на прошедших выборах президента. То есть проявили себя его лояльными сторонниками в надежде с поддержкой президента выиграть уже свои выборы.

В результате Республиканская партия серьезно сдвинулась вправо. А это существенно усилило поляризацию в обществе, поскольку в это же время Демократическая партия сдвинулась влево. То есть обе главные политические силы в Соединенных Штатах движутся в противоположные стороны, тем самым находя все меньше точек соприкосновения.

Их взаимная неприязнь уже достигла той точки, когда и республиканцы, и демократы стали видеть в представителях другого лагеря не просто политических соперников, а некую экзистенциальную угрозу, цель которой ни много ни мало – «уничтожить Америку».

Республиканцы начали пугать своих избирателей угрозой анархистов и левых радикалов, так как именно они, по их словам, придут к власти в стране в случае победы Джо Байдена. Возглавил этот процесс сам президент Трамп, который еще в конце июля предсказал США «невообразимые ужасы» после победы Байдена, и заявил, что его оппонент и стоящие за ним «леворадикальные» демократы попросту «уничтожат страну». Байден же в долгу не остался и назвал Трампа «первым президентом-расистом», а его сторонники обвиняли действующего президента в желании уничтожить всю систему сдержек и противовесов, и установить в Соединенных Штатах «фашистскую диктатуру».

Используя подобную риторику для достижения своей победы, представители обеих партий впервые за полтора века фактически поставили страну перед перспективой гражданской войны. При этом они с упорством, достойным лучшего применения, продолжали игнорировать нависшую угрозу, рассчитывая на то, что смогут «потушить» раздутый ими же «пожар» после выборов. Однако уже предварительные результаты голосования показали, что население США фактически разделилось в пропорции почти 50 на 50 (50,9% голосов – за Байдена, и 47,3% – за Трампа).

Перед партийными элитами возник выбор – продолжать противостояние или попытаться договориться друг с другом. А массовые протесты и президентские выборы, сопровождающиеся беспорядками и столкновениями, показывают, что продолжение борьбы может иметь непредсказуемые последствия.

Партия уходящего поколения

Несмотря на то, что, по данным обработки большинства бюллетеней, победа на прошедших выборах президента досталась Байдену, Трамп не спешит сдаваться. Он уже несколько раз заявлял, что победил на выборах, и готовится обжаловать их результаты в суде. Кроме того, по мнению издания Axios, действующий президент хочет баллотироваться на пост главы государства на следующих выборах в 2024 году, о чем он уже сообщил своим советникам. В связи с этим возникает важный вопрос – останутся ли республиканцы верны ему в течение следующих четырех лет или пойдут на сотрудничество с Байденом?

Как уже было сказано, несколько сенаторов от Республиканской партии, включая Митта Ромни и Сьюзан Коллинс, уже поздравили Джо Байдена с победой на выборах. Кроме того, некоторые беспартийные и умеренные республиканцы, а также представители комитета «Выпускники 43-го президента за Байдена» голосовали за кандидата от демократов.

Для умеренных республиканцев и представителей партийного истеблишмента Байден, в отличие от «несистемного» популиста Трампа – это профессиональный политик, способный вернуть Соединенные Штаты к «цивилизованной политике». Обладающий огромным политическим опытом и связями в Сенате (Байден был сенатором от штата Делавэр в 1973-2009 годах), он является для республиканской элиты своим и поэтому способен поладить с ней даже в том случае, если республиканцы сохранят контроль над верхней палатой Конгресса. Поэтому партийный истеблишмент вполне может пойти на сотрудничество с президентом-демократом.

Кандидат от Демократической партии на президентских выборах Джо Байден

Кроме того, республиканцы и демократы уже сотрудничают, например, по вопросу международных санкций, формируя в Конгрессе двухпартийный консенсус. В прошлом представители обеих партий настаивали на введении санкций против России и Турции, и даже разрабатывали общие законопроекты по этому вопросу. Самый яркий пример – это законопроект DASKA, так называемый проект антироссийских «санкций из ада», который трое демократов и двое республиканцев, включая сенаторов Роберта Менендеса и Линдси Грэма, летом 2018 года внесли в американский Сенат.

В то же время большинство республиканцев все еще поддерживает Трампа, что проявляется во всех опросах общественного мнения и его рейтинге среди электората партии (выше 90%). Подтверждением этого является и тот факт, что на прошедших 3 ноября 2020 года выборах в Палату представителей Республиканская партия при лидерстве Трампа набрала больше голосов, чем два года назад. Ей удалось получить на 17 мест больше (всего у республиканцев – 214 мест), чем на прошлых выборах, тем самым сократив разрыв с демократами (221 место).

Однако перед республиканцами вовсю встает проблема будущего. А оно требует от партии перемен, если она надеется на успех в дальнейшем.

По мнению экспертов, победа Дональда Трампа на выборах в 2016 году была во многом обусловлена поддержкой белых американцев старшего поколения. Именно этим людям больше всего импонирует его позиция, и именно в них действующий президент видит своих главных сторонников.

Однако белое население США по естественным причинам стареет и убывает. По данным июньского отчета Бюро переписи населения Соединенных Штатов, количество белых американцев за прошедшие 10 лет уменьшилось, поскольку смертность в этой стареющей демографической категории населения превысила рождаемость. По мнению издания The Associated Press, примерно через четверть века белые американцы станут в стране меньшинством.

В то же время численность афро- и латиноамериканцев, наоборот, растет и будет продолжать возрастать в ближайшие десятилетия. А они в большинстве своем голосуют за демократов, а не республиканцев.

Поэтому Дональд Трамп, несмотря на свою определенную популярность среди тех же латиноамериканцев, фактически является голосом уходящего поколения. Он сумел консолидировать традиционный электорат Республиканской партии. Однако в то же время Трамп своей политикой оттолкнул от нее другие категории населения, голоса которых республиканцам понадобятся в будущем.

Благодаря Трампу, Республиканская партия попала в очень трудную ситуацию. Если она хочет побеждать в будущем, то ей необходима поддержка латино- и афроамериканского населения. В то же время республиканцы не хотят терять и голоса своего традиционного электората, то есть белых американцев старшего возраста. Выбор между этими двумя путями покажет, изменится ли Республиканская партия, или ей суждено превратиться в партию меньшинства.

Автор публикации

Комментарии: 17
Публикации: 250
Регистрация: 08.10.2019