«Путь на Запад»: чего ожидать от нового президента Молдавии?
15 ноября 2020 года на президентских выборах в Молдавии победила Майя Санду, обошедшая действующего главу государства Игоря Додона. Она считается проевропейским и прозападным политиком, стремящимся добиться вступления Молдавии в Евросоюз. Победа Санду была неожиданной, поскольку опросы общественного мнения предрекали успех Додону. Но что стало причиной ее победы, и почему новому президенту будет сложно увести Молдавию в ЕС?
Неожиданный выигрыш
Необходимо заметить, что Майя Санду уже участвовала в президентских выборах в 2016 году, которые также проходили в два тура. Но тогда она уступила победу ветерану молдавской политики Игорю Додону, обошедшему ее во втором туре на 4%. Однако в этом году ситуация оказалась обратной, и Санду одержала победу во втором туре с преимуществом в 15%. В основе ее неожиданной победы лежат несколько причин.
Во-первых, это опыт. Четыре года назад Санду лишь начала свой путь в популярные политики. К этому времени она три года была министром просвещения и считалась в лучшем случае успешным технократом. Додон же был опытным политиком-популистом, успевшим побывать министром экономики и первым вице-премьером, который хорошо умел пробивать себе дорогу в политических играх. Он был не слишком разборчив в выборе союзников и умел идти на компромиссы для достижения своей цели, в то время как Санду сторонилась слишком одиозных политических фигур. В итоге Додон одержал победу.
Избранный президент Молдавии Майя Санду
Но к 2020 году все изменилось. Санду набралась опыта и навыков политической борьбы, даже заняв на несколько месяцев должность премьера Молдавии. В 2019 года она вошла в коалицию с Додоном, чтобы вывести из игры одиозного олигарха и участника нескольких коррупционных скандалов Владимира Плахотнюка, которого многие называли «серым кардиналом» молдавской политики. При этом на посту главы правительства Санду не цеплялась за власть и поддерживала проведение антикоррупционных реформ, которые совсем не нравились действующему президенту Додону. В результате к президентской кампании 2020 года Санду подошла гораздо более популярным и опытным политиком, чем четыре года назад.
Во-вторых, немалую роль сыграла партийная поддержка. В 2016 году партия Майи Санду «Действие и солидарность» была только создана. У нее было мало сторонников, местных отделений и финансов, при этом вести свою деятельность партии приходилось под административным давлением. В то же время Игоря Додона поддерживала популярная Партия социалистов Республики Молдова
К 2020 году же «Действие и солидарность» стала реальной политической силой. Представители партии заняли посты глав городов, а ее отделения охватили всю Молдавию. По своим ресурсам и влиянию партия Санду все еще уступала социалистам Додона, но ее поддержка на местах во время предвыборной кампании в любом случае была гораздо более сильной и организованной, чем четыре года назад.
И, в-третьих, действующий президент Молдавии сам сделал немало для победы своего оппонента. В 2016 году Додон пришел к власти на волне крупных коррупционных скандалов, которые затронули его проевропейских соперников. Поэтому важной темой его предвыборной кампании была борьба с коррупцией. Кроме того, Додон обещал возобновить стратегическое партнерство с Россией и стремился к тому, чтобы Молдавия стала наблюдателем в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). А Россия, в свою очередь, поддерживала его политически, финансово и информационно как своего официального партнера в Молдавии. В результате Додон выиграл выборы и стал президентом.
Однако следующие четыре года показали, что его обещания так и остались лишь громкими словами. Весь период своего президентства Додон часто ездил в Москву, где встречался с главой России Владимиром Путиным, и говорил о традиционных ценностях, подчеркивая, что они – это общая скрепа как для россиян, так и для молдаван. Он добился того, чтобы Молдавия стала наблюдателем в ЕАЭС. Но при этом Додон так и не смог объяснить согражданам, зачем им вообще нужна дружба с Россией, кроме поездок туда на работу в качестве трудовых мигрантов.
Действующий президент Молдавии Игорь Додон и президент России Владимир Путин
Россия в то же время также не слишком развивала свое сотрудничество с Молдавией, кроме демонстративной поддержки президента Додона. При этом Европейский союз вел себя совершенно иначе. Не связывая свою поддержку с конкретными политиками, Евросоюз стал реализовывать самые разные проекты в Молдавии – от ремонта дорог и больниц до выделения грантов. В результате, если в 2016 году за присоединение к ЕС хотели проголосовать только 38% граждан Молдавии, то четыре года спустя это число возросло до 58%. В то же время количество выступающих за вступление в ЕАЭС снизилось с 53% до 39,5%.
Не получилась у Додона и борьба с коррупцией. Произнеся много громких слов, на деле президент занялся борьбой за руководящие должности и политическими интригами. Сначала он вступил в союз с Санду для того, чтобы убрать олицетворение молдавской коррупции – олигарха Плахотнюка. А затем Додон подружился с Демократической партией Молдовы Плахотнюка, чтобы победить уже Санду. Более того, по молдавским соцсетям разошлось видео, как олигарх передает президенту черный пакет, в котором якобы находились деньги за лояльность. В итоге Додон получил прозвище «Кулек», что имело для его рейтинга и репутации крайне негативные последствия.
Кроме того, президент вступил в конфликт с Конституционным судом, который неоднократно временно приостанавливал его полномочия за то, что Додон отклонял кандидатуры министров, предложенные главой правительства, и отказывался одобрять законы.
На выборах 2020 года Додону было нечего показать в качестве результатов его президентства. Молдавия переживала фактически проваленную борьбу с пандемией коронавируса и наступающий экономический кризис. Поэтому поддержка России, разговоры о статусе русского языка и походы в церковь не принесли Додону ожидаемой победы. Прежняя тактика не сработала, а избиратели, уставшие от бесконечной политической чехарды, проголосовали за Санду как за новое и незапятнанное скандалами лицо в молдавской политике. Но это не означает, что ее президентство будет легким.
Приднестровская проблема
Приднестровский конфликт начался еще в советское время. В конце 1980-х годов друг другу противостояли сторонники независимости Молдавии и объединения ее с Румынией, и приверженцы сохранения республики в состав СССР. Конфликт обострился в 1989 году после появления законопроекта, согласно которому единственным государственным языком Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР) объявлялся молдавский, что вызвало недовольство русскоязычных граждан страны. В результате было создана Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), отделившаяся от Молдавии.
В 1992 году стороны конфликта вступили в открытые военные действия, которые продолжались с марта по август. 21 июля 1992 года президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», которое и завершило вооруженную фазу конфликта.
Согласно этому документу, между Приднестровьем и Молдавией создавалась зона безопасности под контролем Совместных международных сил, в число которых вошел и российский контингент.
С тех пор приднестровский конфликт все еще не был урегулирован, а ПМР продолжает оставаться непризнанным государством. Безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные международных силы, состоящие из воинских контингентов России, Приднестровья, Молдавии, а также военных наблюдателей от Украины. Несмотря на неоднократные попытки разрешить конфликт при посредничестве России, Украины и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), этого сделать так и не удалось, а отношения между Приднестровьем и Молдавией продолжает оставаться напряженными.
Российские миротворцы в Приднестровье
Ситуацию осложняет то обстоятельство, что от России в Приднестровье находятся не только миротворцы, но и ОГРВ (Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова). Эта группа войск насчитывает порядка 1 тысячи солдат и офицеров и является преемницей 14-й гвардейской армии, расквартированной в Молдавии до 1995 года. Она фактически играет символическую роль, обозначая российское присутствие в регионе.
Именно ОГРВ Молдавия не признает в качестве миротворческих сил и требует ее вывода. В 2018 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой также требовала вывода группы российских войск из Приднестровья. Несмотря на то, что сама Россия обещала вывести свои войска еще по Стамбульским соглашениям 1999 года, она назвала эту резолюцию «пропагандистским ходом» и отказалась ее выполнять.
Практически каждый молдавский лидер говорил о том, что ОГРВ должна быть выведена с территории, которую Молдавия считает своей. Определенным исключением стал только Игорь Додон, который выступал против вывода российских войск, что во многом повлияло на его поражение на выборах в 2020 году. Поэтому неудивительно, что одним из первых шагов Майи Санду на посту президента стало обращение к этой проблеме.
В интервью телеканалу «Молдова-1» избранный президент заявила следующее: «Я буду добиваться вывода Оперативной группы российских войск (ОГРВ) из Приднестровья — это официальная позиция Республики Молдова, которая не менялась, и я продолжу ее продвигать. Здесь ничего нового нет, все наши правительства имели такую точку зрения — эта оперативная группа должна быть выведена, боеприпасы должны быть вывезены. Очень важно восстановить территориальную целостность и независимость Республики Молдова».
Министерство иностранных дел России достаточно резко отреагировало на эти слова. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова сказала: ««Мы рассматриваем данное заявление как направленное на подрыв усилий по мирному урегулированию приднестровской проблемы.» Она напомнила, что присутствие ОГРВ обеспечивает миротворческий контингент России в составе Совместных международных сил. По словам Захаровой, «мандат миротворческой операции четко увязывает продолжительность нашего участия в ней с выходом на политические договоренности об урегулировании конфликта. Пока до этого далеко».
Таким образом, сразу после своего избрания на пост президента Молдавии Санду оказалась на пороге конфликта с Россией. Однако ожидать резкой смены политики Молдовы в приднестровском конфликте не стоит, поскольку власть ее президента серьезно ограничена Конституцией.
Современная Молдавия – это парламентская республика с несколько увеличенными полномочиями президента, который, в отличие от большинства глав парламентских республик, избирается всенародным голосованием. Он является гарантом суверенитета, единства и территориальной целостности страны. Кроме того, президент является главнокомандующим вооруженными силами, обладает правом законодательной инициативы и выдвигает кандидатуру премьер-министра.
В сфере же внешней политики он ведет переговоры, заключает международные соглашения, а также аккредитует и отзывает послов. Однако полномочия президента серьезно ограничены Конституцией страны и несравнимы с полномочиями глав президентских республик.
Высшим органом власти в Молдавии выступает парламент, который утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, а также назначает премьер-министра. Конкретный же внешнеполитический курс проводит правительство, в состав которого входит министр иностранных дел.
В настоящее время премьером является бывший советник Додона Ион Кику, сменивший на этом посту саму Санду, а среди министров нет сторонников нового президента. Поэтому изменить политику страны в отношении Приднестровья Санду может лишь после смены правительства. А это, в свою очередь, может произойти в результате либо очередных парламентских выборов, либо отставки кабинета министров, что спровоцирует за собой и роспуск законодательного органа. Сама избранный президент настаивает на втором сценарии, но для этого ни у ее партии («Действие и солидарность» имеет в парламенте лишь 15 мест), ни у правых оппозиционных партий в целом нет достаточного числа голосов.
Трудная дорога на Запад
Майя Санду считается проевропейским и прозападным кандидатом, стремящимся к вступлению Молдавии в ЕС. Поэтому вполне логично, что на посту президента она воспользуется имеющимися у нее внешнеполитическими полномочиями для того, чтобы наладить отношения с Евросоюзом, Украиной и Румынией, пошатнувшиеся за время правления Игоря Додона.
Румыния выступает крупнейшим торговым партнером Молдавии. 25% молдавского экспорта приходится именно на нее (для сравнения, на Россию – всего 9%). Кроме того, для Молдавии она играет важную роль в сфере энергетической безопасности, а также в сфере культуры.
Что касается Украины, то Молдавия сотрудничает с ней в сфере внешней торговли, экологической безопасности, а также в вопросе Приднестровья. Украинские военные наблюдатели входят в состав Совместных международных сил. Кроме того, Киев выступает противовесом Москвы в вопросе урегулирования конфликта, поддерживая позицию Кишинёва, например, насчет вывода российских военнослужащих из Приднестровья.
А Европейский союз, в свою очередь, является главным рынком экспорта для Молдавии, как и партнером, реализующим на ее территории множество самых разных проектов, что имеет особое значение в период пандемии, экономические потери от которой уже вовсю начали ощущаться в стране.
Поэтому Бухарест, Киев и Брюссель вполне могут стать первыми столицами, куда Санду совершит официальные визиты. Новый президент способна наладить новые связи и заключить взаимовыгодные соглашения, укрепив замороженные в прошлом отношения.
Однако здесь все вновь упирается в сам государственный строй Молдавии как парламентской республики. Без поддержки действий президента со стороны парламента и правительства ее действия на внешней арене не будут иметь особого эффекта.
Для кардинального увода Молдавии на Запад Санду необходима как поддержка парламентского большинства, так и лояльное ей правительство. Однако в нынешнем составе парламента Молдавии у ее партии «Действие и солидарность» всего 15 мест. А наибольшим количеством мест (37) обладает Партия социалистов Додона, которая и сформировала действующее правительство.
Новый президент Молдавии 30 ноября 2020 года уже заявила о том, что правительство должно уйти в отставку после того, как утвердит проект государственного бюджета на следующий год. А это, в свою очередь, спровоцирует и роспуск парламента, что может позволить Санду сформировать более лояльный ей состав законодательного органа.
Однако кабинет Иона Кику был сформирован по результатам очередных парламентских выборов лишь в прошлом году, и по закону может исполнять свои обязанности вплоть до следующих выборов, которые состоятся только в 2023 году.
Премьер-министр Молдавии Ион Кику
Кроме того, совершенно не обязательно, что в результате роспуска парламента и смены правительства избранный президент получит тот кабинет министров, который она хочет. Додон тоже поддержал роспуск законодательного органа, заявив: «В этом парламенте нет большинства, он не соответствует выбору граждан, сделанному в 2019 году.»
Правда, по мнению действующего президента, внеочередные парламентские выборы лучше провести в 2021 году. Эта отсрочка вполне может предоставить Додону время для того, чтобы вновь консолидировать вокруг своей партии пророссийских избирателей. Как считают эксперты, действующий президент сам метит в кресло главы правительства, а выборы в парламент способны предоставить ему этот пост.
В этом случае весь свой президентский срок Санду будет бороться с премьером Додоном, который будет обладать нужной властью и поддержкой для того, чтобы заблокировать все ее инициативы по вступлению в ЕС. В результате Молдавия так и останется расколотой между Россией и Западом, а ее население продолжит интегрироваться в Евросоюз в индивидуальном порядке – путем получения румынского гражданства.