Добровольно, но очень медленно. Что происходит с вакцинацией от коронавируса в Беларуси
Отношение белорусских властей к коронавирусу за все время его существования претерпело значительные изменения. Все начиналось с «психоза», «намордников», советов лечиться баней и трактором, а закончилось намерением производить собственную вакцину. Однако люди устали от этих качелей, тем более что не во всех семьях Covid-19 пережили легко и без потерь. По официальной статистике Министерства здравоохранения Республики за весь период распространения вируса погибло более 3 тыс. человек, но скорее всего, в реальности цифра будет больше. И теперь к любым связанным с пандемией действиям властей относятся настороженно.
Темпы вакцинации
Белорусский Минздрав, кажется, не может до сих пор определиться, стоит ли информировать население о темпах вакцинации. Ничем другим то появление, то отсутствие этих данных в статистике по коронавирусу не объяснить. Сначала их указывали, однако примерно в то же время, когда некоторые СМИ начали сопоставлять цифры и считать проценты, этот пункт исчез из ежедневной сводки. Но периодически все-таки возвращается.
Итак, если верить самым свежим на данный момент показателям, то в Беларуси вакцинировано более 12% населения, один компонент получили почти 16%. Отметим, что прививочная кампания началась в декабре прошлого года – тогда прививали работников «уязвимых» профессий, с апреля 2021 года начали всех.
По данным Всемирной организации здравоохранения для достижения коллективного иммунитета вакцинирована должна быть «значительная часть населения», при этом точное пороговое процентное соотношение привитых-не привитых для коронавируса пока нет. Но очевидно, что это более чем 60%. Пока что Беларуси до этих показателей очень далеко.
Тем более, что многие не спешат с вакцинацией, в качестве аргумента используя закрытые границы. Мол, мало куда можно поехать, для чего «колоться». Плюс, никуда не исчезает традиционное для некоторых стран «власти о нас никогда не заботились, а тут с чего вдруг им верить». А ведь это еще не было никаких скандалов в связи с побочками от вакцин.
Что колят
Вакцины в Беларуси сейчас используют де-юре – две: российский «Спутник V» и китайский Sinopharm. Де-факто остался лишь Спутник. Все потому, что «китайца», который КНР доставляет в рамках гуманитарной помощи, расхватывают буквально, как горячие пирожки. Причем поговаривают, что за Sinopharm, которого и так прислали не очень много (последними были 100 тыс. доз), прилетают люди из других государств (в частности, из одной большой страны-соседки). Плюс, по информации источников в медицинской сфере, уходит он также для работников здравоохранения.
Вообще, с вакцинами в Беларуси все время какие-то сложности, причем которые люди сами себе выдумывают. Сперва поступил российский «Спутник V», но к нему начали относиться с подозрением. Аргументы были разные: то сделали слишком быстро, то зачем прислали, пока своих всех не привили – может, на нас эксперименты ставят, то еще что-то. Затем «Белмедпрепараты» освоили производство и появился все тот же Гам-КОВИД-вак, только отечественный. С этого момента началась охота на «оригинальный», привезенный из России. И снова аргументы в духе, не верю, что наши сделали правильно, неизвестно, как хранились компоненты и т.п.
И наконец в феврале прилетели те самые 100 тыс. доз китайской вакцины (до конца августа обещают еще 1 млн). Теперь уже все внимание сосредоточено на них. Дополнительным аргументом, что называется «в пользу», было то, что в политической игре вакцин Sinopharm обыграет Спутник. На Россию мир может пытаться оказать давление, а Китай трогать не будут. Поэтому, скорее всего, с «китайцем» в страны ЕС или США пустят, а вот с «российским» вряд ли. Ну и последний аргумент, вирус пришел из Китая, значит, бороться с ним нужно препаратом именно из этой страны, мол, они то уж точно знают как его победить.
Источник в медицинских кругах в свою очередь пояснил нам, что китайская вакцина считается более легкопереносимой, потому что это, если простым языком, традиционная прививка, когда вводят фактически «убитый в лабораторных условиях» вирус. «Спутник V» – вирусная векторная вакцина. В организм вводят пусть и безопасный, но живой вирус. И здесь все-таки неизвестно, как на него среагирует организм.
Кстати, совсем недавно, в ходе «Большого разговора» Лукашенко отметил, что в Беларусь могут привезти AstraZeneca из Польши:
«Недавно поляки, надо отдать им должное, предложили нам в плане гуманитарной помощи вакцину AstraZeneca. У нас западных вакцин нет. У нас есть российские, китайские, свои производим, но AstraZeneca нет. И я, в принципе, согласился. Для чего? Мы можем обойтись без AstraZeneca, но чтобы дать выбор людям. Если они хотят «Синофарм», или как называется китайская, прививайтесь китайской вакциной. Хотите «Спутником», «Спутник V» российский — пожалуйста. Мы производим по российским технологиям вакцины, пожалуйста, берите, используя то и другое. Хотите западную вакцину — вот она пожалуйста, прививайтесь».
А еще на днях главный санитарный врач Беларуси Александр Тарасенко сообщил, что прорабатываются вопросы поставки европейских вакцин и США. Причем, по словам Тарасенко, возможность прививать в Республике западными лекарствами будут рассматривать уже «в скором времени».
Белорусская вакцина
В мае Лукашенко объявил, что Беларусь разработала собственную вакцину от коронавируса:
«В пробирке мы вчера (6 мая) получили свою вакцину – белорусскую. Другую, отличную от того, что мы сегодня покупаем. Как врачи называют, живую вакцину».
И все бы ничего, только продукт делают на ОАО «БелВитунифарм» в Витебском районе, пусть и высокотехнологичном, но все-таки производстве в области ветеринарной медицины.
При этом врачи говорят, что ничего страшного в этом нет, но мы же понимаем, какое отношение может быть к данному факту в обществе:
«Мировая практика, когда препараты для животных и людей производятся в рамках одной кампании. Пример тому – всемирно известная компания Pfizer».
Затем вроде как собираются создавать новое предприятие, состоящее из «Белмедпрепаратов» (которые сейчас выпускают «Спутник V») и непосредственно «БелВитунифарм».
По словам министра здравоохранения страны Дмитрия Пиневича, собственная вакцина станет доступна для людей в 2023 году. Казалось бы, достаточно долго еще ждать и мало ли, насколько к этому времени изменится штамм коронавируса. Но сам Лукашенко пообещал, что лекарство будет ни много ни мало универсальным солдатом – сможет приспосабливаться к любому штамму:
«Будем приспосабливать под будущие болезни. Мы производим вакцину такую, чтобы приспособить ее к любому изменению, к любому штамму коронавируса».
Директор Республиканского научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии Владимир Горбунов в свою очередь заявил, что белорусская вакцина будет достаточно легко переноситься, но побочные эффекты не исключены:
«В целом инактивированные вакцины переносятся неплохо. Хуже организмом переносятся живые, или аттенуированные вакцины, которые изготавливают на основе ослабленных штаммов микроорганизма. В нашем случае побочные эффекты также не исключены, могут быть аллергические реакции, какие-то неспецифические симптомы: утомляемость, слабость и др. У некоторых людей даже на обычные пищевые продукты может быть индивидуальная непереносимость. Однако подавляющему числу людей инактивированные вакцины подходят без проблем».
Кстати, белорусская вакцина в отличие от российской или китайской будет цельновирионной инактивированной – это значит, что она содержит почти весь спектр антигенов вируса. Что ж, посмотрим, что в конечном итоге сделают.
Принуждение к вакцинации
Мы знаем, что в мире к добровольности вакцинации относятся по-разному. Где-то пускают все на откровенный самотек, где-то ограничивают в досуге и даже работе, если нет прививки. QR-коды, паспорта вакцинации и т.п. – в ряде стран без этого уже сложно представить жизнь.
В Беларуси все немного иначе. Что не удивительно, президент на первых порах коронавирус всерьез не воспринимал и называл психозом. Здесь все добровольно, вроде как. Опять же, даже Лукашенко это подчеркивает:
«Никакой насильственной вакцинации. Категорически предупреждаю. Добровольная вакцинация. Хочет человек вакцинироваться – пусть вакцинируется, не хочет – не надо».
И в общем-то, если приехать в страну, то никакой сегрегации на привитых – не привитых здесь вы не заметите. Но есть одно но. На некоторых предприятиях начали поощрять тех, кто решил уколоться.
Документы о поощрении вакцинированных
В частности, Минский моторный завод выплачивает некоторую сумму тем, кто принесет документ о прививке. На «Коммунарке» также сделают прибавку к зарплате. ОАО «Белэлектромонтажналадка» тоже подключились, поощряет привившихся и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», а также РУП «Белдорцентр» и ООО «ТехноИнновация» и ряд других предприятий.
С одной стороны – это хорошо. Кто хотел привиться, тот привился и получил бонус. Кто не хотел, может быть, деньгами замотивировался. Только дело в том, что, очевидно, теперь существуют отчетности и не исключено, что руководство может ставить задачу по выполнению плана. И в какой-то момент добровольцы закончатся, а принуждение, чтобы показатели не падали, начнется.
Уколем всех
Несмотря на то, что в самой Беларуси процент вакцинированных не так уж и высок, туда приглашают привиться граждан других стран. Всего в перечне 73 государства, откуда теперь можно приехать в Беларусь без визы.
Для этого необходимо зарегистрироваться на специальном сайте минздрава и получить подтверждение. Въехать и уехать можно не ранее и не позднее, чем за два дня до и после даты вакцинации. На въезде нужны документ для пересечения границы и ПЦР-тест. К слову, приехать можно не только в Минск. Прививают в любом регионе, который можно выбрать на этапе формирования заявки.
Кстати, многие обвиняют такой широкий жест в причастности к потоку нелегальных мигрантов. Мол, едут якобы на прививку, а сами бегут в леса и на границу с ЕС. Только вот в списке государств нет ни Ирака, ни Ирана, ни Афганистана.
Почему в стране на официальном уровне изменилось отношение к коронавирусу вплоть до производства собственной вакцины? Возможно, потому что сам Лукашенко, по его словам, перенес эту «заразу». А может, ситуация настолько непростая, что игнорировать проблему уже невозможно. Правду, вряд ли мы когда-нибудь узнаем.