Пан или пропал: приведет ли судебный кризис в Польше к выходу страны из ЕС
Стремление к политической монополии правящей в Польше партии «Право и справедливость» привело не только к кризису судебной системы, но и ссоре с Брюсселем. Чиновники Евросоюза пытаются усмирить сторонников Моравецкого и Качиньского, но в Польше все больше голосов раздается и выходе из ЕС. Насколько реален этот сценарий? Готова ли Польша идти в своем противостоянии с Брюсселем до конца?
«Мы на это не соглашались»
7 октября Конституционный суд Польши собрался, чтобы обсудить обращение главы правительства страны Матеуша Моравецкого. Суд должен был ответить на вопрос, вправе ли Суд Европейского союза выносить постановления, касающиеся полномочий польских судебных органов. При этом должна была разрешиться и другая проблема: могут ли польские судьи ссылаться на решения Суда ЕС, если они противоречат нормам польского законодательства и ставят под сомнение легитимность других польских судей.
Ранее 2 марта 2021 года Суд ЕС постановил, что отдельные польские суды могут самостоятельно оценивать, соответствуют ли положения законодательства Польши праву Евросоюза. В случае противоречий суды Польши должны равняться на европейские нормы.Также суды разных инстанций могли ставить под сомнения решения других судей, назначенных после судебной реформы 2018 года в стране. Тогда Национальный совет правосудия попал под контроль правящей партии и фактически лишился независимости.
В Брюсселе решили напомнить, кто здесь главный. В июне 2021 года комиссар Еврокомиссии по делам правосудия Дидье Рейндерс обратился к Моравецкому с официальной просьбой отозвать свое представление из Конституционного суда. По словам брюссельского чиновника, сам факт подачи представления ставит под вопрос фундаментальные принципы Евросоюза. Моравецкому напомнили, что приоритет права ЕС над законодательством его членов прямо прописан в договоре о создании Европейского союза.
Моравецкий Рейндерса не послушался. Это дало повод провластным польским СМИ объявить о победе страны над чиновниками из Брюсселя. «Конституция [Польши] — это наивысший закон в нашей стране. Если бы было иначе, это бы означало, что мы не являемся независимым государством. Мы не соглашались на это, подписывая договоры о Европейском союзе», — заявил министр кабинета министров Польши Михал Вуйцик.
Конституционный вопрос
Конституционные судьи страны пришли к выводу, что решения Суда ЕС противоречат польской конституции, поскольку в этом случае Польша теряет свой суверенитет. Ведь в противном случае неразбериха с приоритетом права могла парализовать судебную систему. Несмотря на то, что Конституционный суд не поставил под сомнение положения Договора о Европейском союзе, на который в своем решении сослался Суд ЕС, он не согласился с его трактовкой. Таким образом появился опасный прецедент.
Мнения польских юристов о последствиях этого решения разделились. Условно есть два выхода из этой ситуации. Либо придется менять польские законы начиная с конституции, либо выходить из состава Европейского союза. Для правящей партии «Право и справедливость» решение Конституционного суда оказалось судьбоносным: с 2015 года она враждовала с одним из основных государственных институтов Польши. После прихода к власти партия отказалась признавать легитимность пяти судей, которых назначил парламент предыдущего созыва. И ей удалось назначить своих кандидатов.
При этом трое из пяти новых судей так и не смогли приступить к обязанностям, поскольку президент страны Анджей Дуда отказался принимать их присягу. Одной из таких «подвешенных» назначенцев оказалась Юлия Пшилембска. Имевшая судейский опыт, в 2001 году она попыталась вернуться к работе — но судейская коллегия сочла ее прежнюю деятельность неудовлетворительной. Помог Пшилембске сам Дуда: с его помощью она была назначена сразу исполняющим обязанности председателя Конституционного суда.
После чехарды с судьями и назначения Пшилембской польская оппозиция не признает полную легитимность Конституционного суда. Появление в 2018 году Национального совета правосудия привело к тому, что контролирующая сейм «ПиС» теперь одобряет кандидатуры судей разных инстанций. В итоге независимость всей польской судебной системы значительно снизилась. Полномочия Национального совета остаются под вопросом: его юридический статус оказался сомнительным не только среди юристов, но и польских политиков.
Время торга
Между Брюсселем и Варшавой давно нарастает напряженность: явный консерватизм польских властей и отношение к меньшинствам давно вызывают неудовольствие Еврокомиссии. Еще в 2016 году ведомство пригрозило в случае «строптивости» Польши лишить ее права голоса в Европейском совете, однако до конца дело не довело. К тому же страна является крупнейшим в союзе получателем дотаций и субсидий. Чтобы усмирить пыл польских политиков, чиновники ЕС предложили увязать бюджетные выплаты с принципами соблюдения верховенства права в странах-членах ЕС.
Все изменилось в 2020 году, когда в Польше приняли закон, запрещающий судьям публично сомневаться в законности действий других судей. Это уже противоречило законодательству ЕС, на который могли сослаться судьи. Еврокомиссия потребовала от Польши отменить закон, но ответа не получила. В итоге ведомство обратилось в Суд ЕС. 14 июля 2021 года Суд ЕС постановил отменить прошлогодний закон, но Польша этого не сделала.
Несмотря на дискуссию о выходе Польши из ЕС, реальный выход страны из союза маловероятен. Однако судебный вопрос стал предметом торга между Польше и европейскими чиновниками. Еще в 2020 году Евросоюз создал так называемый Фонд восстановления и устойчивости объемом в 750 миллиардов евро. Эти средства должны были распределить между странами-членами ЕС: которые получили бы дополнительные деньги на восстановление своих экономик после пандемии коронавируса. И среди этих стран Польша — один из основных получателей европейской помощи.
Речь идет о 23 миллиардах евро в виде грантов Евросоюза и 32 миллиардов евро в виде дешевых кредитов. Для того чтобы претендовать на эти средства, страна должна создать план расходования этих денег, затем программу нужно утвердить в Брюсселе. «Государственный план восстановления» был одобрен польским сеймом еще в мае этого года, ожидалось, что решение Брюсселя о согласовании будет чисто формальным. Первый транш в размере 13% должен был поступить в начале августа. Но вопрос о предоставлении средств завис после демарша Варшавы. В такой же ситуации оказалась Венгрия: правительство Орбана не отличается покладистостью и его транш также не одобрен до сих пор Еврокомиссией.
Условие для Польши логичное: Еврокомиссия требует соблюдения постановления Суда ЕС и отмены злополучного закона. На фоне обсуждений вице-спикер Европарламента Катрина Барли заявила, что в нынешней ситуации Польше денег Евросоюза ожидать не стоит. 1 сентября об этом открыто высказался еврокомиссар по вопросам экономики Паоло Джентилони: выделение денег из фонда ЕС Польше будет зависеть от хода переговоров, в том числе от вопроса приоритетности права ЕС.
Несчастливая семья
Рассмотрение представления Моравецкого четыре раза откладывалось. Польские СМИ высказывали догадки, что это связано с непубличными переговорами между Варшавой и Брюсселем. Признаком этого стали отмены деклараций польскими местными советами, которые ранее объявляли свои территории «зонами, свободными от ЛГБТ-идеологии». Такие изменения посчитали верным признаком того, что польское правительство торгуется с чиновниками Евросоюза.
Несмотря на восторг сторонников правящей партии по поводу решения Конституционного суда формальный инициатор этого решения был сдержан в оценках. Матеуш Моравецкий поприветствовал вердикт и отдельно подчеркнул в своем заявлении: «Место Польши есть и будет в европейской семье народов». «Мы хотим сообщества взаимоуважения, а не сообщества равных и более равных… Такого союза мы хотим, и такой союз мы будем создавать в будущем».
Раскол в судейском сообществе играет на руку польской оппозиции. После объявления решения Конституционного суда на Замковую площадь в Варшаве вышло более 100 тысяч человек, которые протестовали вместе с другими оппозиционерами из регионов. Инициировал протест бывший премьер-министр страны Дональд Туск, недавно вернувшийся в Польшу из Брюсселя, где занимал должность председателя Европейского совета до 2019 года.
Предстоящие выборы в парламент состоятся только в 2023 году, и вопрос, который сегодня крайне важен для правящей партии «ПиС» — получит ли страна экономическую поддержку Брюсселя или нет. Именно на жесткой риторике с ЕС строила свою предвыборную программу партия Моравецкого. Если же стратегия «ПиС» окажется провальной и правительство не получит обещанных денег, партия стремительно окажется в оппозиции, на что и рассчитывает Туск. От такого мощного сопротивления руководству «ПиС» уже не отмахнуться.