Гастарбайтеры кровавого января
В конце января текущего года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что беспорядки в Алматы устроили гастарбайтеры, прибывшие из одной Центральноазиатской страны, о чем мы писали несколькими неделями ранее в обзорно-аналитической статье «Конец эпохи Назарбаева: предательство с британским оттенком». Однако, так ли это на самом деле?
Здесь стоит уточнить, что изначально этот материал разрабатывался совместно с группой журналистов в составе которой был и уважаемый Болот Темиров, в настоящее время находящийся под арестом в Бишкеке после выхода расследования о связи родственников главы ГКНБ с нефтяными операциями. Но, в процессе работы мнения разошлись, без критики, это всего лишь профессиональные споры.
И если коллеги искренне уверены в своей версии событий, то, по нашему мнению, январские события — это ничто иное, как предательство и попытка госпереворота, можно сказать путча, поскольку готовилась она именно силовиками и вероятнее всего была сценарием на случай смерти Елбасы – Нурсултана Назарбаева. Однако, что-то пошло не так и процессы были запущены досрочно.
Согласно имеющейся у автора информации у Назарбаева 4 января случился приступ инсульта и его окружение, вполне возможно, посчитало что Елбасы уже не выкарабкается. Статья о январских событиях вызвала горячие споры в казахстанском и российском инфополе и я решил сделать разбор спорных моментов, объяснив подробнее свою точку зрения и приведя доводы.
Первый тезис, который вызвал горячие споры ещё в момент подготовки материала – управление толпой. Коллеги из Кыргызстана считали, что с первого до последнего дня толпа была самоорганизованной, люди находились под эмоциями в состоянии эйфории и вышли на улицу из-за того, что «накипело».
Но тут стоит вспомнить, что у кыргызов уже есть такой опыт, пусть и печальный. Но в Казахстане, как бы цинично это не звучало, на столах всё ещё есть мясо. И зная народ, пока на столе есть еда, никто не будет жертвовать синицей в руках, ради призрачного журавля в небе. Впрочем, это не аргумент, а скорее тезис для понимания читателем ментальной разницы двух братских народов.
Да, несомненно, Алматы был жутко разграблен. Атаковали не только элитные бутики и оружейки, но и супермаркеты и продуктовые магазины. Последний пункт, кстати, объяснить проще всего: когда в городе невозможно купить еду – в ход идут любые методы.
Сейчас, вспоминая хронологию событий, когда я был в самом центре происходящего в Шымкенте, в голове всплывают некоторые детали, которые лишь подчеркивают «красную линию» авторской гипотезы.
Во-первых, добравшись к первой локации митингующих, журналисты обнаружили, что при наличии свободных парковочных мест во дворах возле площади, припарковаться так и не получилось – не дали молодые ребята, застолбившие места «для своих». А значит, логистика «митингующих» была продумана заранее, вплоть до стоянки автомобилей в прилегающих дворах.
Кстати, в Алматы «ручейки протестующих» тоже стекались из дворов спальных районов, а забегая вперёд, скажу, что там была арендована абсолютна вся недвижимость. Риэлторы рассказывают, что сдавалось вообще всё и по любой цене. Оно и понятно, людей надо было где-то размещать.
Ещё один важный вопрос: почему мы с площади Аль-Фараби резко поехали в сторону акимата в Нурсате ближе к 23 часам? Всё просто – если посмотреть внимательно, то на видео заметны ребята в куртках темно-зелёного (иногда камуфляжного) цвета, рассредоточенные по всей площади. Постояв рядом с некоторыми милитари-парнями журналисты поняли, что идёт раздача приказов о срочном выдвижении всей толпы в мкр. Нурсат и решили действовать на опережение.
В толпе чётко прослеживаются методы, описанные в листовках, распространяемых каналом Nexta Live и другими украинскими пабликами, активно призывающими в тот момент казахстанцев выходить на улицы. Это классические инструкции о том, как правильно одеваться на митинг, как вести себя в толпе, как правильно делать «сцепку», бить «ментов» и переворачивать автомобили.
На видео, снятом возле акимата Шымкента в мкр. Нуртас, куда и выдвинулась толпа по приказам «зеленых курток», прекрасно видно, как толпой управляют – первым подпрыгивает парень, идущий впереди, и вскидывает руки вверх, за ним прыгает весь идущий сзади ряд и повторяет движение. После чего толпа моментально начинает бежать, но не вся, а до первой «сцепки», которых на видео так же предостаточно.
В первый день нам говорили: «Снимай пресса, снимай!». Спрашивали какой канал, как дела с интернетом – проявляли некое уважение. Для этих ребят журналисты были рупором, способным донести об их мирном протесте и рассказать всему миру о чаяньях. Но уже на следующий день репортеры стали ненужными свидетелями преступных действий – потому и подвергались преследованиям толпы.
Ещё один момент в копилку доводов – это как перекрывали дороги. Здесь я второй раз пожалел, что был без видеорегистратора, поскольку сам попал в блокпост возле прокуратуры на перекрестке проспекта Байдибек Би и Назарбаева в Шымкенте. Тогда пропустили только скорую и меня – журналиста с удостоверением, после того как «старший перекрестка» проверил документ и наличие печати на нём.
За 15 минут до этого я в центре города снимал толпу, направляющуюся в сторону выезда к Ташкенту из и пытающуюся заблокировать тоннель возле района. Буквально за какие-то полчаса в Шымкенте были блокированы все ключевые транспортные артерии. Тоже происходило и в Алматы.
В Сарыагаше в это время фурами перекрыли международную трассу, но водителей быстро разогнали. Опять же, если держать в уме, что это делалось под прикрытием спецслужб и лично главы КНБ, то всё встанет на свои места и перестает казаться таким фантастическим.
Однако, возвращаясь к теме аэропорта, важно ответить на вопрос: зачем захватывать объект, находящийся на отдалении 20 км от эпицентра событий? Явно же не для того, чтобы погромить десять бутиков и вытащить из Duty Free элитный парфюм с алкоголем. Ответ на этот вопрос очевиден: если взять во внимание прибывший из Оша в Алматы рейс компании «TezJet», вернувшийся в Бишкек абсолютно пустым.
Возможно, на эти вопросы смог бы ответить президент Кыргызстана Садыр Жапаров, но он ушел в краткосрочный отпуск в день заседания ОДКБ по обсуждению ситуации в Казахстане и пока отмалчивается. Вероятно, так же есть связь между этими событиями и резко возросшей активностью «Jusan Bank» в Кыргызстане, который через оффшорные компании принадлежит семье Назарбаевых.
Ещё один тезис, который вызвал спорные обсуждения – подвоз оружия «мирным протестующим». Да, оно было из награбленных оружейных магазинов, но зачем его везти в центр неуправляемой толпы? Кому это надо, если толпой не управляли? Да и согласитесь: гораздо легче открыть двери специализированных магазинов и оружейных комнат спецслужб, нежели завозить стволы откуда-то из другой страны.
Тем более, что по информации владельцев тех самых магазинов, несмотря на их активные просьбы, стволы и боеприпасы никто не увёз в безопасное место, как это положено по протоколу. Несмотря на оборванные телефоны со стороны бизнеса силовики просто игнорировали просьбы.
И ещё не менее важные вопрос: зачем самоорганизованной толпе захватывать такие стратегические объекты, как телебашня, телецентр и водоканал? Ладно акимат, понятно – это олицетворение зла, вместе с полицейскими участками, где ещё и можно освободить заключенных. Но остальное – это же очевидные действия «по методичкам», ибо обычному человеку, вышедшему на улицу из-за недовольства властью, нет нужды захватывать объекты коммуникации и коммунальных служб.
Одной из глупейших ошибок и просчетом организаторов январских событий стала доставка на север Казахстана группы, не говорящих или слабо говорящих на русском языке. Ну нет у нас на севере страны людей без знания русского языка – это можно знать, если выходить иногда из кабинетов и общаться с обычными людьми, быть с народом.
Мы до сих пор ждем результатов официального расследования, как по самим январским событиям в Казахстане, так и по фактам пыток с задержанными по этому поводу. Впрочем, иллюзий и особых надежд по поводу объективности этого расследования не испытываем, поскольку госсекретарь Казахстана Ерлан Карин игнорирует предложения о помощи в официальном расследовании январских событий. А зря, у нас фактов больше, чем у госсекретаря…
Автор:
Основатель ФБРК в Казахстане, журналист,
фактчекер, блогер – Кирилл Павлов