Дело — труба: сумеет ли ЕС отказаться от российских нефти и газа
Руководство ЕС оказалось перед сложной дилеммой, которая может пошатнуть европейские институты: значительная зависимость от российских энергоресурсов столкнулась с политической волей европейских чиновников. Подгоняемая критикой, Еврокомиссия заявляет, что почти договорилась об энергетическом эмбарго — и при этом ЕС продолжает исправно платить за российское топливо. Удастся ли европейцам отказаться от российских нефти и газа и найти новых поставщиков?
Дело — труба
Европейский союз планирует в течение ближайших дней согласовать эмбарго на импорт российской нефти. “Мы добьемся прорыва в течение нескольких дней”, — заявил вице-канцлер и министр экономики Германии Роберт Хабек. На полном отказе от российской нефти настаивает президент Украины Владимир Зеленский. До сих пор многие из 27 государств-членов ЕС сильно зависят от российских энергоносителей. Киеву не нравится медлительность европейских структур, которые до сих пор не отреагировали решительно, как того ожидает украинская сторона.
Лидером несогласных в ЕС стала Венгрия, которая потребовала субсидий для своей энергетики, прежде чем согласиться на эмбарго. При этом ее позиция противоречит требованиям других членов ЕС, которые настаивают на скорейшем одобрении этого шага. Венгрия смогла заблокировать шестой пакет санкций против России. Руководство ЕС пошло на уступки: Еврокомиссия предложила выделить странам Центральной и Восточной Европы, которые наиболее зависят от поставок российской нефти, субсидии в размере до 2 миллиардов евро. Часть денег объявленного ЕС плана могут пойти на компенсацию Венгрии, которая останется без российских поставок по нефтепроводу “Дружба”.
На фоне разногласий премьер-министра Венгрии Виктор Орбан объявил о введении в стране чрезвычайного положения. По словам Орбана, конфликт на Украине “ставит под угрозу физическую безопасность, а также энергоснабжение и финансовую безопасность” экономики Венгрии и ее жителей. Президент отметил, что задача страны — защищать финансовую безопасность венгерских семей.
В то же время Россия сама прекратила поставлять газ в Польшу и Болгарию, которые отказались платить за топливо в рублях. Президент РФ Владимир Путин объявил о новой схеме оплаты газа на фоне принятых европейцами санкций. Эта схема предполагает, что покупатели энергоресурсов перечисляют евро на специальный счет в Газпромбанке, который обменивает валюту на рубли. По оценкам российских властей, почти половина клиентов “Газпрома” перешли на новую схему оплаты.
Чтобы полностью отказаться от российского ископаемого топлива, ЕС потребуется потратить дополнительно более 200 миллиардов евро к 2027 году. До начала специальной военной операции речь шла только о запрете долгосрочных контрактов с “Газпромом” после 2050 года. однако уже в конце февраля Еврокомиссия начала формулировать план полного отказа от нефти и газа из России до 2030 года. Теперь этот план стал более конкретным и приближен еще на три года.
Зеленая перестройка
Еврокомиссия ужесточила цела и сроки европейской программы “зеленой” перестройки экономики RePowerEU, которая была рассчитана до 2050 года. ЕС ускоряется и планирует сократить потребление газа на 30% уже к 2030 году. Доля возобновляемых источников энергии должна быть удвоена и должна достичь 45% (при предыдущем плане в 40%). Также необходимо сократить потребление энергоресурсов в целом на 2%, а не на 1,5% в год, чтобы к 2030 году выйти на показатель 13%, а не 9%.
Ускорение требует решительных действий, и Еврокомиссия предлагает сделать солнечные батареи обязательными для всех офисных и общественных зданий уже с 2025 года. С 2029 года — и для всех новых жилых домов. Газовые бойлеры будут быстрее менять на тепловые насосы, строить ветряки на суше и на море станут по ускоренной программе. В планах — экономить к 2030 году 80 миллиардов евро на импорте газа, 12 миллиардов — на нефти и почти 2 миллиарда — на угле.
В условиях судорожного поиска новых поставщиков руководство ЕС решило обратиться к африканским странам, чтобы уменьшить импорт российского топлива. Документ, принятый Еврокомиссией, предполагает, то такие страны Африки, как Нигерия, Сенегал и Ангола, “обладают в значительной степени нереализованным потенциалом в сфере сжиженного газа”. Таким образом ЕС намерен увеличить импорт сжиженного газа на 50 миллиардов кубометров в год, а поставки трубопроводного газа не из России на 10 миллиардов кубометров. Также в планах поставка дополнительных 15 миллиардов кубометров сжиженного газа из США в этом году и около 50 миллиардов ежегодно до 2030 года. Также ожидается до 20 миллиардов кубометров газа из Азербайджана.
Однако сокращение объемов закупок российской нефти и газа еще не означает ослабление позиций России на рынке, чего ожидают в ЕС. Рост мировых цен, который был подстегнут объявленным США эмбарго на российскую нефть, позволил России получать больший доход даже при сокращении объемов экспорта. ЕС импортирует 57,5% всех потребляемых энергоресурсов, и для него Россия является ключевым поставщиков. ЕС покупает у России около 40% всего газа и до 30% нефти и нефтепродуктов. Но и Россия сильно зависит от европейских поставок: половина доходов бюджета пополняется за счет нефтегазового сектора, который также составляет половину экспорта. 70% газа и 60% нефти и нефтепродуктов Россия продает в Европу. С февраля по май ЕС заплатил России более 50 миллиардов евро за нефть и газ.
Аналитики Citi прогнозируют, что на фоне резкого роста цен на газ Россия может получить рекордные 100 миллиардов долларов экспортных доходов от Европы в этом году, что почти вдвое больше, чем в прошлом. ЕС ежедневно отправляет “Газпрому” 200 миллионов долларов несмотря на принятые санкции и обещания энергетического эмбарго. Это привело Еврокомиссию и США к мысли попытаться ограничить мировые цены на нефть, чтобы не платить огромную цену в Европе за российские энергоносители. В качестве альтернативных поставок рассматриваются прежде всего США и Ближний Восток. На подготовку терминалов, трубопроводов и другой инфраструктуры уйдет 12 миллиардов евро. Однако добиться снижения мировой цены будет очень непросто. Для этого необходимо уговорить других поставщиков. “Очевидно, что это необычная мера, но это необычные времена. Эта мера сработает только в том случае, если к ней присоединятся многие страны… и это оказывается камнем преткновения«, — заявил Роберт Хабек.
Война танкеров
Однако чиновники ЕС опасаются, что в ответ на введение полного нефтяного эмбарго Россия прекратит поставки газа в качестве ответной меры. Согласно опубликованному плану, государства-члены ЕС будут действовать солидарно, то есть веерно отключать промышленность, но координировать действия, чтобы все страдали одинаково, а не только те страны, которые больше всего зависят от российских поставок. Также в случае сверхвысоких цен ЕС будет субсидировать расходы, чего обычно раньше не было принято.
У такого подхода есть и многочисленные критики. По оценкам экспертов, с сентября 2021 года Германия, Франция, Италия и Испания каждая по отдельности потратили от 20 до 30 миллиардов евро на искусственное сдерживание роста цен на энергоносители. Все это ложится бременем на европейских налогоплательщиков, которые испытывают на себе последствия энергетического кризиса в виде скачущей инфляции и роста цен на коммунальные услуги. Однако главный аргумент сторонников плана ЕС — это отказ от косвенного финансирования российской военной операции на Украине.
Еще до начала спецоперации, в середине февраля нефтетрейдеры искали альтернативу российскому сырью. Никто не предполагал столь стремительного развития конфликта, но участники сырьевого рынка пытались подстраховаться, опасаясь антироссийских санкций и блокировки танкеров в Черном море. На фоне боевых действий и санкций США и ЕС паника среди трейдеров усилилась. Судовладельцы начали отказываться везти российскую нефть, оставшиеся подняли цены в разы. Например, стоимость фрахта судна класса Aframax (до 120 тысяч тонн дедвейта — полезной нагрузки) из Приморска в Роттердам стала около $5 миллионов, хотя обычно обходилась в $600-700 тысяч.
Проблемы возникли и со страховыми компаниями. Санкции против ведущего российского танкерного оператора “Совкомфлота” и бойкот российских грузов со стороны европейских портов стал следующим ударом. Парк лизинговых цистерн также сократился — из-за санкций против российских банков ВЭБа и Промсвязьбанка. Однако катастрофической ситуация стала, когда западные банки перестали понимать свои риски из-за санкционной политики ЕС и США. В результате неразберихи они начали блокировать любые финансовые операции с российскими контрагентами и отказывать покупателям российской нефти.
По данным аналитической компании Vortexa, сейчас около 62 миллионов баррелей российской нефти марки Urals скопилось в танкерах, находящихся в море. Трейдеры не могут найти на нее покупателей даже при значительном снижении цены. После введения американского эмбарго многие страны избегают российских поставок, опасаясь будущих санкций. Vortexa указывает, что объем российской нефти в танкерах в три раза превышает средний показатель, при том, что экспорт российской морской нефти в мае примерно снизился примерно на 15% по сравнению с февралем. И нефть в море продолжает накапливаться.
Смешанные последствия
Насколько ощутимым станет давление западных стран на российскую нефтегазовую отрасль — пока неясно. Несмотря на санкции, в апреле среднесуточный морской экспорт российской нефти оказался максимальным за последние три года — 3,7 миллиона баррелей в день. Хотя не все танкеры доходили до пункта назначения, закупки нарастили Индия, Турция и Италия. С небывалым дисконтом ($30-35) российскую нефть перевозили суда, зафрахтованные Shell, ExxonMobil, Total и другими. Например, Shell пыталась маскировать российскую нефть под “латвийскую” смесь. Даже с дисконтом европейцы умудряются покупать ее дороже, чем в прошлом году: за $70,5 против $62,5.
Подобная ситуация не может продлиться долго. И глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что несмотря на разногласия с союзе, ЕС твердо намерен отказаться от российского топлива. Россия — глобальный игрок на энергетическом рынке, но время играет против нее. ОПЕК может нарастить добычу, что уже делала не раз. Также играют роль стратегические резервы США. На фоне “токсичности” российских энергоресурсов рассчитывают на послабления санкций Иран и Венесуэла. Индия и Китай могут легко отказаться от российских дешевых цен, опасаясь вторичных санкций. Следующие несколько месяцев станут для российской экономики решающими.