To reset your password, please enter your email address or username below.

Наследники Бориса: кто победит в гонке за пост британского премьера?

«Hasta la vista, baby», — заявил Борис Джонсон во время своего последнего выступления в британском парламенте. Его война с собственным же кабинетом закончилась  катастрофическим поражением: несмотря на заявления  что он ни за что не уйдет в отставку, после того, как половина правительства разбежалась – отставка оказалась неизбежна. В столь же яркой борьбе за освободившееся кресло на Даунинг-стрит в финал вышли два кандидата-консерватора: министр иностранных дел Лиз Трасс и бывший канцлер казначейства Риши Сунак. Кто из них станет новым премьером?

Налоговое бремя

Для кандидатов были организованы телевизионные дебаты, во время которых накал страстей между политиками был столь велик, что ведущая Кейт Макканн упала в обморок. Дебаты пришлось прервать: врачи посоветовали журналистке отдохнуть, а споры консерваторов могут подождать. Но спорить есть из-за чего: инфляция в Великобритании достигла 40-летнего максимума. До этого небывалый рост цен наблюдался перед приходом к власти Маргарет Тэтчер, которая жесткими мерами буквально спасла экономику Великобритании от краха. Сейчас у власти в стране вновь консерваторы, которые не могут договориться об экономической стратегии будущего правительства.

Ведущая Кейт Маккан

Главным вопросом для обсуждения и поводом для взаимных обвинений стали налоги. Еще несколько недель назад министр иностранных дел и бывший канцлер Казначейства находились в одном кабинете Бориса Джонсона. Теперь же Трасс и Сунак превратились в непримиримых противников в вопросе налогообложения. Трасс пообещала немедленное снижение налогов на сумму около 30 миллиардов фунтов стерлингов. Политик хочет отказаться от ранее запланированного повышения налогов, роста отчислений в фонд национального страхования и зеленых сборов за электроэнергию.

Кандидат пошла еще дальше и предложила приостановить выплаты государственного долга на три года, а высвобожденные средства направить на поддержку населения во время экономического кризиса. Сунак как финансист и бывший казначей королевства заявил, что его противница не понимает, что говорит. Политик бросил во время дебатов, что ее план снижения налогов «приведет миллионы людей к страданиям» и будет стоить консерваторам следующих выборов, а экономику накроет глубокая рецессия, из которой придется выбираться десятилетиями.

В ответ он предложил не снижать налоги, пока инфляция не окажется под контролем. Финансист пояснил, что большие заимствования британского правительства не позволяют сейчас делать послабления для населения — средств на всех не хватает. Сунак заметил, что налоговое бремя в Великобритании — самое высокое за 70 лет — это результат беспрецедентного уровня государственных расходов, необходимых для поддержания экономики на плаву во время пандемии коронавируса. А мировой кризис из-за боевых действий на Украине приведет к еще большему давлению на бюджет.

Здравоохранение и ходули

Еще одной жаркой темой дебатов стало национальное здравоохранение. Британцам запомнилось выступление Джона Хьюза из Бирмингема. Во время дискуссии избиратель рассказал, что страдает от рака и спросил, почему он не смог получить надлежащей помощи от службы здравоохранения (NHS — National Health Service) и почему она не работает должным образом. Для британцев эта тема не менее важна, и оба политика обвинили друг друга в бессердечности.

Лиз Трасс

Трасс поступила умно и рассказала о больнице в ее избирательном округе Норфолк. Министр заявила, что учреждение работает «на ходулях» и почти вся инфраструктура службы NHS рушится на глазах. “Боюсь, что некоторые из наших больниц разваливаются.  Этого недостаточно для пациентов в NHS», — упрекнула она Сунака: он же выделял деньги на здравоохранение. Именно в этот момент, по иронии судьбы, ведущая Кейт Макканн упала в обморок. Сунак не успел ничего ответить по существу.

Джону Хьюзу и другим британцам Трасс пообещала помочь: финансирование NHS увеличится как раз после отсрочки выплат по госдолгу. «Я действительно думаю, что морально неправильно в этот момент, когда семьи изо всех сил пытаются прокормиться, что мы ввели налоги для обычных людей», — сказала она, имея в виду, конечно, не всю партию, а Сунака.. Бывший канцлер ответил еще круче: «Что действительно аморально, так это попросить наших детей и внуков взять на себя долги, которые мы не можем потянуть».

Повышение страховых отчислений было непопулярной мерой, которую до сих пор припоминают Сунаку. Но он всегда стоит на своем: «Мне было нелегко, я получил много критики за это, но я считаю, что это было правильно, потому что я не думаю, что мы можем иметь NHS, которая является приоритетом государственной службы номер один в стране и при этом недофинансирована и не в состоянии обеспечить необходимую помощь», — хвалил себя Сунак.

Международная повестка оказалась на дебатах второстепенной, если на нее вообще кто-то обратил внимание. Британцам не до внешней политики, когда они уже успели ощутить на себе последствия пандемии и событий на Украине. Оба кандидата проговорили ритуальные фразы про поддержку украинской стороны в духе Бориса Джонсона — теперь такие заявления обязательны для европейских политиков. Единственным поводом для дебатов стала тепа британско-китайских отношений. Сунак призвал закрыть Институты Конфуция в стране и намекнул, что многие из них открылись, когда Трасс была министром образования и выступала за активные отношения с Китаем. Также политик припомнил министру, что та в своей время выступала против Брекзита. «Может быть, я извлекла из этого уроки», —ответила она.

Льстецы и предатели

Среди всех кандидатов Консервативной партии Сунак набрал наибольшее количество голосов, Трасс оказалась второй в списке. Но лидерство бывшего канцлера — призрачное. Поведение Сунака  повлияло на отставку его бывшего начальника. Канцлер ушел из кабинета — и спровоцировал череду отставок, около половины руководителей отказались работать с Джонсоном. Хотя во время скоротечного противостояния премьера и кабинета политики обвинили последнего во всех смертных грехах, теперь страсти улеглись. Ни один из кандидатов не заявил, что готов принять бывшего премьера в свой кабинет.

Уход финансиста перед отставкой Джонсона консерваторы восприняли неоднозначно. Хотя почти половина кабинета бывшего премьера призывала его уйти, первым из них это сделал все-таки Сунак. В британский СМИ бывшего канцлера называют чуть ли не предателем, и многие союзники Джонсона не хотят, чтобы финансист стал новым хозяином Даунинг-стрит. Трасс также поддерживают некоторые сторонники Джонсона, и она не спешит рвать с бывшим начальником. Политик похвалила Джонсона за «блестящую работу», которую он сделал, выиграв всеобщие выборы в 2019 году.

Аналитики заявили о шатких позициях обоих кандидатов, но после нескольких дебатов вперед уверенно вырывается Лиз Трасс. Главная задача партии — победить в предстоящих выборах 2023 года лидера лейбористов Кейра Стармера. Тот успел прокомментировать дебаты консерваторов и сказал, что Сунак вел себя так, будто «только что спустился с Луны» и обнаружил, что экономика все это время была в плохом состоянии. Трасс же рассказывала про «экономику фантазии», не объясняя, как она будет пополнять бюджет, если снизит налоги.

Во время первых дебатов между кандидатами напоследок Сунак сказал, что восхищается госпожой Трасс. Она ответила, что у бывшего канцлера хороший вкус в выборе одежды. Колкость оценили однопартийцы: ранее министр культуры Надин Доррис, сторонник Трасс, раскритиковала дорогой гардероб Сунака — противопоставив его недорогим украшениям Трасс. Ждать исхода их гонки остался месяц — результаты почтового голосования членов Консервативной партии огласят 5 сентября.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020