Белорусская оппозиция переходит к тактике «клин клином вышибают»
На фоне российско-украинского военного конфликта и в соседней Беларуси силовики становятся все заметнее. Причем как во власти, так и в оппозиции. В дискуссии противников Александра Лукашенко о дальнейшей тактике победил силовой сценарий смещения его с поста президента. Редакция NewsPrice попыталась оценить шансы, насколько это реально при нынешней расстановке сил.
Чистки и зачистки
Политическое противостояние в Беларуси до сих пор протекало достаточно циклично: за послевыборным закручиванием гаек довольно быстро наступала оттепель с рассуждениями о возможном общественно-политическом диалоге и транзите власти. Но на этот раз все иначе. Силовые ведомства решились на основательную зачистку политической и широкой гражданской оппозиции.
Свежая статистика от Следственного комитета Беларуси: с 9 августа 2020 года, дня президентских выборов, по 1 июля 2022 года «возбуждено более 11 тысяч уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности». Правда, многие фигуранты покинули страну.
По данным правозащитников, на сегодня в Беларуси насчитывается около 1300 политзаключенных. Ликвидированы десятки общественных организаций. Даже такие, как «Ахова птушак Бацькаўшчыны» – «Охрана птиц Отечества». Согласно иску Минюста, организация публично выражала «идею по поддержанию среди людей протестной активности, используя при этом высказывание «Птицы с народом».
Продолжаются кадровые чистки и в структурах власти. И наиболее массово от нелояльных сотрудников, которых обнаруживают в том числе с помощью полиграфа, избавляются как раз в силовых ведомствах. Увольняют в первую очередь тех, кто подписался в период избирательной компании за выдвижение в президенты альтернативных Александру Лукашенко кандидатов.
Эти данные известны, так как списки подписавшихся были сданы в Центризбирком. Часть подписей, уже в оцифрованном виде, изъяли во время обыска в офисе экс-кандидата, бизнесмена Виктора Бабарико. Сейчас он отбывает в колонии усиленного режима приговор сроком 14 лет.
По информации бывших силовиков BYPOL, только в центральном аппарате МВД, численностью около 1 тысячи человек, запланировано уволить половину сотрудников. Более 80 бывших военнослужащих и милиционеров были лишены званий. Пресс-служба руководителя Беларуси рассказала за что: «Нагнетали протестные настроения в обществе, организовывали и участвовали в несанкционированных мероприятиях, размещали в сети Интернет экстремистские материалы, призывали к радикальным действиям. Выбрасывали служебные удостоверения, снимали погоны, отказывались от исполнения служебных обязанностей. В отношении ряда из них возбуждены и расследуются уголовные дела».
Часть военных и правоохранителей ушли сами, однако более-менее точной статистики по увольнениям нет. Этот процесс продолжается: нередко силовики дожидаются окончания контракта. Из высшего руководства силового блока публично по политическим мотивам пока не уволился никто. Среди высокопоставленных чиновников в других органах власти – также. Разве что в отставку подали несколько послов.
Открытое письмо против Лукашенко подписали только около 1700 чиновников среднего и низшего звена, тогда как в Беларуси около 175 тысяч человек работает в госуправлении. Как видим, чиновничья армия в целом сохранила монолитность и преданность Лукашенко.
Пошумели своей протестной позицией разве что дети нескольких высокопоставленных чиновников. В результате, например, бывший генпрокурор Александр Конюк был отправлен послом в Армению, а мэр Витебска Вадим Зарянкин теперь возглавляет местное объединение государственных химчисток. А вот министр иностранных дел Владимир Макей остался на своей должности до сих пор несмотря на демарш сына Виталия, также работавшего в системе МИДа и ушедшего в IT.
Солидарность со сторонниками перемен в августе 2020 года продемонстрировал и бывший премьер-министр Сергей Румас, отправленный в отставку за два месяца до президентских выборов. В прошлом году ходили слухи о заведении против него уголовного дела. Однако Румас на свободе, хотя больше и не на госслужбе.
Заменившей на посту главы правительства банкира Румаса Роман Головченко – представитель силового блока. До назначения премьером он работал в Генпрокуратуре, Совбезе и возглавлял Государственный военно-промышленный комитет. Назначение силовиков на традиционно гражданские руководящие должности – тенденция последних лет в Беларуси. К примеру, погоны имеют министр спорта и начальник Государственной инспекции охраны животного и растительного мира.
Впрочем, это не означает, что Лукашенко делится властью с силовиками. Такими кадровыми назначениями он просто усиливает контроль государства над всеми сферами жизни в стране. «В Беларуси сохранился персоналистский режим. Лукашенко удалось удержать ту же модель, что была до 2020 года, несмотря на все драматические пертурбации», – говорит политолог Валерий Карбалевич.
Эксперт обращает внимание на замену руководителей всех силовых ведомств в течение двух лет. По его мнению, это могло быть обусловлено тем, что некоторые из них стали претендовать на большее влияние в принятии политических решений: «Мол, если мы тебя защищаем не взирая на законы, то поделись частью власти. Возможно, за это они и поплатились должностями».
Еще одну тенденцию отметил украинский военный эксперт Олег Жданов. По его информации, после начала военного конфликта между Россией и Украиной в КГБ Беларуси начались чистки среди офицеров среднего и нижнего звена: пророссийски настроенных силовиков увольняют под лозунгом «Дорогу молодым».
Лукашенко пока удается удовлетворять Кремль благодаря военно-политическому союзничеству, не вступая в боевые действия живой армейской силой, и с помощью риторики об углублении интеграции, уклоняясь от слияния в одного государство. Весной этого года в очередной раз активизировались слухи о скором референдуме об объединении двух стран. Даже называлась дата его проведения – 11 сентября. Однако никаких признаков подготовки такого голосования в Беларуси не наблюдается. Кроме того, в бюджета-2022 расходы на такой плебисцит не предусмотрены. Так что, стоит обратить внимание на соответствующие траты при составлении бюджета-2023.
Что же касается прогнозов об участии или неучастии белорусских солдат и офицеров в российско-украинском военном конфликте, то необходимо следить за Всебелорусским народным собранием. Согласно принятым на февральском референдуме изменениям в Конституцию, этот форум «принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности».
Силовики оппозиции и план «Победа»
В ответ на продолжающуюся зачистку общественно-политического поля и в рядах белорусской оппозиции растет влияние силовиков. Так, на форуме «Новая Беларусь» 8-9 августа в Вильнюсе начал создаваться Объединенный переходный кабинет Светланы Тихановской – альтернативное правительство, в которое пока вошли два экс-дипломата и два бывших силовика.
Один из силовиков — это руководитель упомянутой выше BYPOL Александр Азаров, ранее работавший преподавателем Академии МВД и в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией милицейского ведомства. Именно Азаров презентовал публично некоторые подробности разработанного бывшими силовиками плана «Перамога» – «Победа».
Участники плана разделены на три группы:
- лица, которые прошли подготовку BYPOL и будут выполнять специальные операции;
- сотрудники заводов и предприятий, они получат задание, которое должно быть выполнено на рабочих местах;
- протестующие, которые выйдут на улицы.
«Каждый гражданин должен понимать свою ответственность. Если он не выйдет на улицу, не опустит рубильник, не выполнит предписание, которое получит, то подставит людей, выполняющих силовую часть плана, что может привести к их гибели и уничтожению активной части белорусского общества.»
Можно предположить, что власти отреагируют на попытку реализовать план «Победа» усилением контроля за силовым блоком, лидерами рабочего движения и оставшимися в стране оппозиционными активистами. Репресии могут выйти на новый виток: в скором времени начнут действовать заочные суды по уголовным делам в отношении лиц, которые находятся в Беларуси. Самым неприятным в заочных приговорах, по мнению юристов, может стать изъятие имущества.
Второй силовик в оппозиционном правительстве – Валерий Сахащик, бывший командир 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады в Бресте. Сахащик делает политкорректную оговорку, что для смены власти силовой сценарий может не понадобиться. Мол, вполне возможно, что достаточно будет демонстрации силы.
Сложно сказать, насколько авторитетными станут оба «министра» Тихановской для действующих силовиков, без поддержки которых успех плана «Победа» маловероятен. Особенно учитывая их сплоченность вокруг Лукашенко во время протестов-2020 и вероятное вмешательство Москвы.
В свое время в белорусскую оппозицию приходили и даже собирались баллотироваться в президенты более статусные военные – например, бывший министр обороны Павел Козловский. Однако они не стали популярными политиками даже среди оппозиционно настроенных граждан.
Политолог Валерий Карбалевич скептично оценивает идею оппозиции создать за границей некую освободительную армию. Кроме того, такой план, по его словам, ставит в неудобное положение западные демократии, поддерживающие оппонентов Лукашенко. Наконец, сценарий силовой смены власти отпугнет от оппозиции значительную часть населения Беларуси, которая предпочитает мирный протест и опасается гражданской войны.