Токаев объединяет территории: информационная активность США в Центральной Азии
Вторая неделя октября в Астане была просто невероятной. Не только по масштабам встречаемых гостей: от юного отца туркмен Сердара Бердымухамедова, убывшего последним из Астаны, до, первым прибывшего в столицу Казахстана, эмира Катара Тамима бен Хамад Аль Танино. Но и по грандиозности принимаемых решений, насыщенности ивентов и уровню безопасности. Такого, как любят говорить в Казахстане «ритма событий», кажется, никогда не было за всю историю Независимости. Да и степень важности принятия решений весьма значимая.
Большинство из событий, вроде получасовой конференции Путина, на которой сильно прокремлевский журналист Андрей Колесников обозвал российского лидера «не ястребом, но голубем», достойно отдельного внимания. Как и препираться вечно недовольного Лукашенко, который почему-то оказался на саммите «Азия – Россия». Возможно, хотел всем объяснить почему Беларусь – это Азия, ну или Россия, он даже карту с собой захватил, но ему поверили на слово.
То же эмоциональное выступление Эмомали Рахмона, в котором президент «не нищей, а богатой страны, где минеральных ресурсов больше, чем в таблице Менделеева», попросил не относиться к братским народам как в СССР, а уважать нашу культуру и идентичность. Заметное дрожание голоса таджикского лидера, у некоторых комментаторов вызвало ощущение, что Шарипыч тоже просит денег, но основная масса восприняла месседж чуть ли не как попытку демарша. Хотя, о материальном Рахмон говорил в своей короткой речи очень часто, и даже в конце добавил: «Не надо в нас много денег вкладывать!».
А вот визит Лукашенко домой к Назарбаеву стоит рассматривать скорее, как месседж экс-элитам Казахстана, мол, смотрите – жив ваш аманат. Аманат, кстати, это не только название новой партии, в которую переименовали старый Нуротан, а куда более ёмкое слово по смысловому значению. Нечто вроде самого ценного залога, который можно оставить. Понятное дело, не материального. Традиция древняя, ещё с гуннских времён. Но успокоит ли это реваншистов в их попытках повторить беспокойный январь – непонятно. Ясно только одно, что когда деньги не имеют значения, а амбиций столько, что выплёскиваются наружу, то остановится в попытках достигнуть желаемого будет крайне сложно.
Однако, возвращаясь в Астану, можно безусловно признать, такой динамики и насыщенности ивентов не было никогда, и если раньше мы просто верили в Токаева, как дипломата, то сейчас он всему миру продемонстрировал невероятный уровень «аниматора». В настольном теннисе, кстати, тоже. Игру Токаева и Эрдогана в Казахстане уже окрестили символичным «как меряться ракетками, а не ракетами».
И похоже, что довольно стремительно сбываются прогнозы некоторых журналистов относительно традиций кочевников – собираться раз в тысячу лет и наводить порядок. Мир меняется и переформатируется на наших глазах, отдаваясь эхом Киссинджера: «баланс сил сам по себе не может обеспечить мир, однако, если он тщательно проработан и неукоснительно соблюдается, этот баланс может ограничивать масштабы и частоту фундаментальных противостояний и не допустить их превращения в глобальную катастрофу».
Это доказывает и тот факт, что большинство выступлений Токаева были явно направлены на внешний мир и некоторые безоговорочно, например относительно того, что Азия производит две трети мировой сельхозпродукции в мире и что с этим делать:
«Нам нужно выработать унифицированные подходы к оценке соответствия значимых продуктов национальным стандартам, а также создать «зеленые коридоры» между государствами-членами СВМДА для данной категории товаров. Представляется перспективным наладить сотрудничество СВМДА с Исламской организацией по продовольственной безопасности, штаб-квартира которой расположена в Астане. Учитывая сельскохозяйственный потенциал наших стран, мы могли бы принять меры для обеспечения нуждающихся стран продовольствием и удобрениями».
Запад в своё время ввёл термин «мягкая сила», а Восток, похоже начинает укреплять тезис «мягкого слова», ну и заодно «сытого мира». Удивительно, но Казахстану удаётся сохранить многовекторность, даже в нынешних туманных условиях и что примечательно, несильно сместив фокус основных направлений взаимодействий, но усилив изначально или потенциально прочные позиции. Хоть это и отдаёт слегка мотивами пассионарности Гумилёва, которого так любил цитировать, а может даже и читать, в своё время Елбасы. Впрочем, цыплят по осени считают, а саммиты по решениям оценивают.
Когда разъехались все гости, президент подписал поправки в военную доктрину страны, которую разрабатывали ещё с весны этого года. Решено усилить не только кибер-безопасность, но и обратить внимание на «противостояние психологическому воздействию». Если отмотать немного назад, то можно попробовать понять почему обратили внимание на информационно-психологическую войну.
Не так давно в Казахстане назначили новую советницу по связям с общественностью и.о. посла США Debra Lo. И первым делом Дебра встретилась с лидерами мнений, НПОшниками и НПОшницами и руководителями некоторых СМИ. Притом среди встречавшихся засветились не только традиционные сотрудники ведомства, но и руководители изданий, репутация которых внутри медиацеха, скажем мягко, отдает душком.
О самой Дебре Ло практически ничего в интернете нет, за исключением её жизнерадостного аккаунта в твиттере, но коллеги по цеху рекомендуют внимательно изучить её послужной список и сравнить места работы с ареной событий PSYOP – это подразделения психологических операций Пентагона, чей девиз – «Убеждать. Изменять. Влиять», а одним из первых слоганов был: «Capture their minds and their hearts and souls will follow» – что-то вроде «захватить их умы, сердца и души, уведя за собой». Про это подразделение достаточно информации в интернете, включая книг, вроде «Психологическая война и ее роль в арабо-израильском конфликте», «Пропаганда – искусство убеждения» или «Демократическое образование — скандинавский опыт для тайваньского класса». Да и сам Пентагон давно не открещивается от подобного рода войск.
Казахстанский политолог Марат Шибутов пишет, что типичным примером «прощупывания» инфополя является горе-эксперт Евгений Сатановский, которого охотно транслирует российское ТВ. Кстати, на фоне всего что было в Астане, довольно смешно смотрятся заявления Сатановского, что в Казахстане нет места русским, а Турция собралась возрождать Османскую империю и погубить остальных тюрков вместе с русскими – это их основная цель.
С учётом того как ранее встречали российских «релокантов», или как их прозвали в Казахстане қашики (қаштарбайтер, от казахского қаш – убегать), которых на границе поили горячим чаем, кормили бауырсаками, бесплатно помогали с регистрацией сим-карт или выделяли отдельные специальные ЦОНы (центр обслуживания населения) – объяснять почему смешно про Турцию и Османскую империю не имеет смысла. Достаточно вспомнить заявления Эрдогана, что турецкий маршрут для российской нефти в Европу – самый безопасный. Ну, не получилось у Сатановского, не вышло. Видимо, выйдет у других. Надеяться, что западные попытки ворваться в восточное инфополе на этом прекратятся – наивно.
Тем более, впереди выборы в Казахстане, холодная зима в Европе и явное усиление афганского вектора, ведь не зря же за неделю до СВМДА в Дохе встречался замглавы ЦРУ США Дэвид Коэн, представитель Госдепа США по Афганистану Томас Уэст и руководители «Талибана» во главе с начальником разведки талибов Абдулом Хак Васиком.
По-прежнему самым слабым звеном в Центральной Азии остается Кыргызстан, с импортозависимостью продовольствия свыше 70% и стремительно снижающимися доходами населения. Впрочем, Кыргызстан в большей степени зависит от России и Казахстана, а Садыру Жапарову, судя по довольному лицу, о чем-то, да удалось договориться, ведь даже недовольных Рахмон, хоть и не подал ему руку, но сел за стол переговоров. Впрочем, это никак не отменяет попыток раскачать кыргызскую лодку западными ветрами.
В Казахстане же, судя по всему, реваншисты из лица экс-элит назарбаевского клана, пытающиеся вернуть власть любыми средствами, «обломались» с поддержкой Пентагона, по крайне мере по информации телеграм-канала РПУ «Данк», после январских событий, бывшее окружение Первого Президента Казахстана приглашало в Дубай политтехнологов из Международного республиканского института (Вашингтон, США). Из-за рисков потери репутации американская организация отказала в сотрудничестве. Видимо, у них другие планы…
Автор:
Основатель ФБРК в Казахстане, журналист,
фактчекер, блогер – Кирилл Павлов