Очередной плацдарм или оборонительные меры: стоит ли опасаться белорусам по поводу региональной группировки войск?
Буквально с первых дней военного конфликта между Россией и Украиной среди белорусов начала зреть тревога по поводу возможного прямого участия в нем. Причем, учитывая Союзное государство, долги и политику Лукашенко, в целом, понятно на какой стороне. А с конца сентября, когда в РФ была объявлена частичная мобилизация, началась практически паника: “А вдруг и у нас тоже, а что делать, а надо ли куда-то бежать?”. Окончательно расстроило белорусские нервы прибытие на территорию страны региональной группировки войск, в рамках которой в Беларусь буквально хлынул поток российских военных. Но обо всем по порядку.
Мобилизации нет и не будет
Итак, 21 сентября 2022 года в России объявлена частичная мобилизация. И вроде бы — все понятно (вроде, должны призывать избирательно), но при этом непонятно ничего (создается впечатление, что “гребут” всех без разбора). На фоне происходящего в соседнем государстве в Беларуси растет напряжение. Тем более, что буквально в тот же день (и накануне) начинаются какие-то активные встречи—обсуждения на тему безопасности при участии высокопоставленных лиц, включая самого Лукашенко и госсекретаря Совбеза Вольфовича. Да и российско-белорусские консультации в Москве тоже спокойствия не добавляли.
И вот в такой тревожной обстановке глава белорусского Совбеза Александр Вольфович делает какое-то довольно двусмысленное заявление:
С одной стороны, кажется, что никто белорусских мужчин не отправляет воевать, но с другой, что значит “мобилизована и так”, а вдруг — безо всяких указов, что называется “начнется”?
Видимо, политики это поняли, потому уже спустя пару дней сам Лукашенко подчеркнул, что “не будет никакой мобилизации. Это вранье”.
И все бы хорошо, если не думать о том, что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков буквально в преддверии подписания указа о частичном призыве говорил фактически то же самое, мол, и речи ни о чем таком не идет. Но мы же понимаем, что подобные решения не принимаются “после дождичка в четверг”, очевидно, что такая фигура как Песков, произнося: “В настоящий момент – нет, об этом речь не идет”, — все прекрасно знал…
Но вернемся к Беларуси. Потом началось распространение всяческих слухов, мол, студентам нужно обязательно явиться в военкомат. А ближе к концу сентября и вовсе некоторые белорусы (призывники и военнообязанные в запасе) начали получать повестки. Очевидно, что первая мысль в обществе: “Началось!”. Только снова посыпались успокаивающие заявления. Минобороны разъяснило, что ничего боятся не надо: всего-то сборы, причем плановые, причем ежегодные. Кстати, позже оказалось, что Лукашенко “просто” поручил навести порядок:
“Через военкоматы мы проверяли и будем проверять военнообязанный состав, всех военнообязанных, которые числятся у нас в запасе. Надо в каждом районе без всякого гвалта, без шума. То, что я вам и поручал. Закончится уборочная кампания, аккуратненько надо призвать в районе людей, посмотреть их наличие и уточнить все наши материалы, списки и документы в военкоматах”.
Только вот ни это, ни многократные заявления Госсекретаря Совбеза Вольфовича об отсутствии планов по мобилизации в Беларуси до сих пор никого не успокоили. Люди продолжают жить, как на пороховой бочке. Тем более, что примерно через месяц после начала всей этой суеты с мобилизацией прозвучал очередной оборот, который засядет в умах надолго — “региональная группировка войск”.
Только оборона
Так вот, если кто-то все-таки сумел успокоить себя относительно мобилизации, то новость о том, что в Беларусь прибудут российские войска (да еще и с техникой), запустила маховик паники заново.
К слову, самые внимательные и следящие за политикой, по идее, должны быть в курсе, что региональная группировка войск — это, если совсем утрировано, такая армия, которая по большей части состоит из белорусских военных и частично из российских. Всяческие белорусско-российские учения, тот же “Запад” или “Союзная решимость”, проходили как раз при участии этого формирования. Поэтому нельзя сказать, что РГВ появилась только в свете последних событий, собственно, строить конспирологические теории поэтому тоже не стоит. Но тем не менее, учитывая обстановку, безусловно, кого-то на какие-то мысли это все навести может.
Но давайте постараемся посмотреть на ситуацию без эмоций. Да, Лукашенко признал, что “на западных границах Союзного государства началось обострение”. Но, по сути, так ведь оно и есть.
Теперь обратим внимание на прибывший военный контингент. Его численность составляет что-то около 9 тыс. человек. В основном — это ВДВ и танковые подразделения. Также в СМИ фигурируют данные, что в Беларусь в общей сложности окажется до 200 боевых машин, 100 орудий и минометов калибром более 100 мм, а также 170 танков. Немало, конечно, но, с другой стороны, сложно сказать, что это колоссальная военная мощь. Действительно, очень похоже на то, что РГВ — сугубо оборонительное решение. Впрочем, именно об этом и говорят представители Минобороны:
“Еще раз подчеркиваем, что задачи Региональная группировка войск сугубо оборонительные. А все мероприятия, проводимые в настоящий момент, направлены на адекватное реагирование на действия вблизи наших границ”.
При этом, безусловно, если понадобится, РГВ сможет пойти и в наступление, чего, конечно, никому из жителей Беларуси не хотелось бы.
Белорусские выгоды
Несмотря на всю напряженность, которая возникла вокруг региональной группировки войск, это все-таки и позитивное явление для страны.
Так, если раньше, кто-то из НАТОвских соседей (читаем “Польша”) планировал посягнуть на белорусские территории, которые не дают им покоя уже довольно долгое время (и даже задолго до 2020-го года), то теперь становится очевидно, насколько это будет рискованный шаг. Ведь теперь в Беларуси расположена российская авиация, которая позволяет поражать цели на дальних дистанциях (к слову, если бы все внимание РГВ было направлено на Киев, то обошлись бы Су-25 и Су-35). Таким образом, получается даже не оборона, а четкий сигнал все, кто хотел бы использовать в своих интересах напряженную обстановку.
К слову, этот сигнал, кажется, уловили…
Реакция ЕС
Реакция Запада последовала незамедлительно. Так, представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано буквально в тот же день, как Лукашенко объявил о формировании РГВ, заявил, что это все приведет к новой эскалации войны в Украине:
“Мы слышали заявление [Александра Лукашенко] о том, что Беларусь и Россия начинают задействовать совместную группировку войск. Если это произойдет, то это будет новая эскалация и не останется без ответа Евросоюза”.
Кроме того, Стано назвал “безосновательными и неприемлемыми” слова Лукашенко по поводу того, что с украинской территории может быть нанесен удар по Беларуси. А, как известно, дыма без огня не бывает…
Следом к “уговорам не воевать” подключилось и НАТО. И даже президент Франции Макрон начал угрожать “серьезными проблемами” Лукашенко.
В общем, взбудоражили всех.
А что Россия?
Россию, безусловно, развертывание группировки очень даже устраивает. Во-первых, перебрасывание своих сил к украинским границам. Во-вторых, возможность получить доступ к транспортной инфраструктуре Западной Украины (а ведь через нее как раз идут поставки вооружений). В-третьих, в Беларуси формируется еще одна довольно мощная база вооружения, провизии, человеческих ресурсов. Удобно, как говорится, “в случае
Интересно и вместе с тем тревожно, как будут развиваться события дальше. Пока создание региональной группировки войск выглядит как обычные учения, к которым с горем пополам и белорусы, и россияне уже привыкли. При этом, вроде как, должно обеспечиваться дополнительное спокойствие, судя по заявлениям сторон, ничего не начнется пока кто-то не сделает первый шаг. А на него, вроде, даже те, кто теоретически был готов, уже никто не пойдет. Только вот все равно как-то тревожно.