Суд да дело: отменит ли Нетаньяху судебную реформу в Израиле?
В Израиле продолжаются протесты против судебной реформы, которую продвигает правящая коалиция во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Масштабные митинги привели к параличу жизни всей страны — и приостановке реформы. Правительство пошло на уступки обществу, но означает ли это победу протестующих? Реформа оказалась реваншем радикальных консерваторов, которые слишком долго терпели власть центристов.
Всеобщий вотум недоверия
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отложил до следующей сессии парламента законопроект о реформе судебной системы. «Стремясь предотвратить раскол нации, я решил отложить второе и третье чтение, чтобы достичь широкого консенсуса», — сказал политик в телеобращении. Документ вызвал массовое недовольство среди израильтян, которые третий месяц протестуют против планов правительства ограничить полномочия Верховного суда. Для современной истории израильского государства эти протесты стали одними из самых массовых.
Протесты продолжаются с начала года, и за последние недели они сильно разрослись. В стране была объявлена всеобщая забастовка, к ней присоединились работники транспорта, медики, госслужащие, банкиры и работники частных компаний. В Тель-Авиве протестующие жгли шины и перекрывали главную магистраль, которая проходит через весь город. Демонстранты скандировали «Биби, вон!», требуя отставки Нетаньяху. Спонтанные митинги проходили перед резиденцией премьер-министра в Иерусалиме, а также в других городах страны, таких как Хайфа на севере и Беэр-Шева на юге.
В результате забастовок фактически была парализована работа всех учреждений. Например, были отменены рейсы главного международного аэропорта страны «Бен-Гурион». Кризис достиг пика, когда закрылись все дипломатические представительства за рубежом, а Джо Байден — президент США, главного союзника Израиля — прямо заявил, что не одобряет действий Нетаньяху. Заявление Нетаньяху снизило градус напряженности — и федерация профсоюзов «Гистадрут» объявила о прекращении всеобщей забастовки.
Суть реформы
Сейчас израильский Верховный суд может отменять законы, которые он считает неконституционными. Однако в этом механизме есть изъян — у Израиля с момента его основания в 1948 году так и не появилось своей конституции, хотя о намерении ее принять сказано в Декларации независимости страны. С тех пор конституцию заменяют Основные законы, на которые может ссылаться суд — но механизм их принятия ничем не отличается от других законопроектов.
Суть реформы Нетаньяху заключается в том, чтобы лишить судебную власть возможности влиять на решения законодательных и исполнительных органов. Документ предусматривает урезание прав Суда — любое его решение можно преодолеть простым парламентским большинством. Израильский парламент — Кнессет — однопалатный и состоит из 120 депутатов. Чтобы не оглядываться на мнение судей, правящей коалиции необходимо заручиться поддержкой 61 депутата в Кнессете, чтобы принимать и отменять любые законы.
Не забыли сторонники Нетаньяху и про правительство. Согласно законопроекту, оно сможет влиять на назначение судей Верховного суда. Сейчас судьи выбираются коллегами из числа судейского корпуса. Также документ предлагает снять с министров обязанность следовать рекомендациям юридических советников, которые подчиняются независимому от правительства генеральному прокурору.
Главная претензия протестующих — это желание правящей коалиции устранить независимость суда. Критики закона отмечают, что судебная реформа приведет к уничтожению механизма сдержек и противовесов, и власть правительства не будет ничем ограничена. Нетаньяху же считает всю нынешнюю судебную систему антидемократической, поскольку суд может ограничивать деятельность парламента, избранного народом.
Непотопляемый премьер
Нетаньяху обвиняют в авторитарных замашках и желании свернуть израильскую демократию. Спокойствия не добавляет правящая коалиция — самая правая и религиозно-консервативная в истории Израиля. Критики премьера говорят, что план реформы передаст неконтролируемую власть в руки нынешнего правительства, а также лишит защиты отдельных лиц и меньшинства, углубит разногласия в израильском обществе.
Кнессет уже принял первый закон из предложенного плана Нетаньяху, который ограничивает возможности для отстранения премьер-министра. Согласно документу, главный прокурор страны не может сам отстранить премьера от власти, признав его неспособным управлять страной. Для этого необходимо согласие двух третей членов кабинета министров. Ранее главный прокурор Израиля Гали Бахарав-Миара заявила, что Нетаньяху не может принимать участие в реформировании судебной системы, так как сам находится под следствием с 2017 года.
В Израиле Нетаньяху называют «тефлоновым» премьером, потому что он — самый живучий из всех политиков, возглавлявших страну. С 2017 года в судах рассматриваются обвинения против Нетаньяху во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием. В случае признания его виновным Нетаньяху суммарно грозит до 13 лет тюрьмы. Политик отрицает любые обвинения и называет дело против себя «охотой на ведьм». Он утверждает, что обвинения — происки его политических оппонентов. Скандалы не помешали его партии победить на выборах, а ему — вновь возглавить правительство.
Почему именно сейчас Нетаньяху так рьяно взялся за реформирование Верховного суда? Одно из убедительных объяснений такой настойчивости — это неясность его политического будущего. Премьер пытается не допустить, чтобы суд мог лишить его должности, и хочет отобрать у него как можно больше полномочий. К тому же суд часто выступал против определенных привилегий и субсидий для ультраортодоксов — теперь сторонников Нетаньяху. К примеру, суд отклонил положение, которое позволяло ультраортодоксальным евреям не служить в армии, а изучать религию, что привело в ярость религиозных лидеров.
Неважная коалиция
Законопроект чуть не расколол коалицию, которую с таким трудом собирал Нетаньяху. Под давлением протестующих министр финансов и лидер ультраправой партии «Религиозный сионизм» Бецалель Смотрич предложил приостановить рассмотрение закона. Другие ультраортодоксальные партии также согласились с предложением Смотрича. Против выступил лидер «Еврейской силы» и министр нацбезопасности Итамар Бен-Гвир, которые убеждал остальных не поддаваться давлению протестующих. В итоге Бен-Гвир оказался в меньшинстве — и рассмотрение документа отложили.
Но министр не забыл своей уступки — и взамен потребовал, чтобы правительство создало новую национальную гвардию под его министерским контролем в качестве компенсации за поддержку. Ультраправый Бен-Гвир находится в схожем с Нетаньяху положении, поскольку против него возбуждено дело о подстрекательстве и поддержке террористов. Правительство согласилось создать нацгвардию, но пока так и не решило, кому поручить руководство. Оппозиционеры предупреждают, что отдавать военизированный орган Бен-Гвиру опасно для будущего страны.
Другой проблемой для Нетаньяху стала позиция министра обороны страны Йоава Галанта, который публично призвал правительство приостановить реформу. Галант высказал простой и убедительный аргумент: реформа вызывает гигантский раскол не только в обществе, но и в армии, а это ударит по национальной безопасности. Резервисты просто отказываются идти на службу в случае принятие закона. Нетаньяху в ответ заявил, что потерял доверие к министру — и отправил его в отставку. Лидер оппозиции и бывший премьер Яир Лапид сказал, что Нетаньяху уволил Галанта «только по одной причине — тот говорил правду».
Галант попытался выступить посредником между правительством и протестующими. Он призвал демонстрантов остановить протесты хотя бы до 26 апреля, когда празднуется День независимости Израиля. Ничего не получалось, стороны не хотели сдавать позиции. Тогда против Нетаньяху выступил президент Израиля Ицхак Герцог. «Ради единства с народом Израиля, ради возложенной на нас ответственности я призываю вас немедленно остановить законодательный процесс», — сказал он.
Мнимое затишье
Четыре представителя правительства и восемь представителей оппозиции собрались по предложению Герцога в президентской резиденции в Иерусалиме. Встреча была предварительной попыткой установить какие-то внятные правила для дальнейшей дискуссии о будущем реформы. Все предыдущие попытки обсудить ее в Кнессете вылились на улицы и превратились в масштабные манифестации — теперь непримиримые стороны решили пойти другим путем при формальном посредничестве Герцога, так как президент в политической системе Израиля — фигура номинальная.
Судебная реформа в Израиле — не специфическая проблема ближневосточного государства. Подобную проблему решали ранее в Венгрии и Польше, в которых консерваторы также добились успехов, а общество выступало против авторитарных замашек и попыток навязать религиозные правила. Отличие ситуации в Израиле — это активное ультраортодоксальное меньшинство, которое горячо поддерживает правую коалицию во власти. Ограничение полномочий Верховного суда — это часть кампании против секуляризации израильского государства, а также предоставление больших привилегий ультраортодоксам.
По сути, реформа не разделила израильское общество — она просто ярко подсветила те противоречия, которые существовали в Израиле всегда. Традиционно израильтяне поделены на две большие группы: тех, кто хочет более светского и плюралистического государства, и тех, кто придерживается более религиозных и националистических взглядов. Особенно недовольны нынешней системой ультраортодоксальные евреи, которые считают Верховный суд последним оплотом светской центристской элиты, которая господствовала в Израиле десятилетиями с момента его создания.
Сейчас в Израиле затишье, но оно мнимое — критики Нетаньяху не верят премьеру, так как привыкли к его ошеломительным политическим маневрам. Коалиция Нетаньяху может затаиться на тот самый месяц и спустя время решить: стоит ли возобновлять капитальный ремонт судебной системы — или это будет слишком дорого стоить для их политического единства. Протестующие не ждут ничего хорошего от переговоров правительства и оппозиции и призывают продолжать выходить на улицы, пока Нетаньяху полностью не отменит рассмотрение законопроекта.