To reset your password, please enter your email address or username below.

Турецкая ночь: будет ли второй тур выборов для Эрдогана?

Президентские выборы в Турции приковали взгляд не только жителей страны, но и зарубежных наблюдателей. Впервые за долгое время у турецкой оппозиции появился реальный шанс победить Эрдогана и закончить его двадцатилетнее правление кардинальным изменением всей политической системы. Победа оппозиционного кандидата может означать резкий поворот и в международных отношениях: и с Россией, и с Западом. Все ночью 15 мая ждали разрешения этой интриги — но, похоже, ее разгадка затягивается. 

Что произошло

Эрдогану и его Партии справедливости и развития (ПСР) противостоит «Национальный альянс» из шести оппозиционных партий с единым кандидатом — лидером Народно-республиканской партии (НРП) Кемалем Кылычдароглу. Единый фронт оппозиции выглядит пестрым и вряд ли мог появиться при других обстоятельствах: здесь консервативные националисты из «Хорошей партии», исламисты из «Партии счастья», бывшие союзники Эрдогана — партии Deva и Gelecek, Демократическая партия и ведущая оппозиционная партия страны — НРП. Среди них есть серьезные разногласия, единственное, что их объединяет — это желание сместить Эрдогана и вернуть в Турции парламентскую республику.

Председатель Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу

Альянс в течение многомесячных ожесточенных споров пытался найти кандидата, который сможет прервать 20-летнее правление Эрдогана. Кылычдароглу — не очевидный выбор, участники альянса предлагали более известных и популярных мэра Стамбула Экрема Имамоглу и главу Анкары Мансура Яваша. Категорически против Кылычдароглу выступала лидер «Хорошей партии» Мераль Акшенер, грозясь развалить союз. В итоге ее уговорили остаться, а оппозиционеры решили не рисковать — в случае проигрыша мэры потеряют свои посты, а партии — контроль над самыми крупными турецкими городами.

Главу НРП нельзя назвать чисто техническим кандидатом: в первую очередь Кылычдароглу известен туркам своими коррупционными расследованиями, которые привели к нескольким громким отставкам. Его рейтинг неуклонно рос перед выборами за счет того, что политик объединял весь протестный электорат. Это отражалось на настроениях избирателей: по данным последних опросов, Кылычдароглу опережал (56,8%) Эрдогана (43,2%) более чем на десять процентных пунктов. Политологи предсказывали, что этого может быть недостаточно для победы, поскольку решающими могут стать голоса курдского меньшинства, которые голосуют либо за Эрдогана, либо за Демократическую партию народов, которые не входит в блок оппозиции.

Несмотря на ожидания, само голосование прошло спокойно, о массовых фальсификациях на выборах не сообщалось.В то время как Кылычдароглу проголосовал на избирательном участке в одной из школ Анкары вместе с мэром турецкой столицы Мансуром Явашем, Эрдоган отправился в Стамбул — самый электорально значимый город страны. Там журналисты CNN Turk сняли видео, которое моментально разошлось по соцсетям: Эрдоган стал раздавать деньги детям по случаю отмечаемого в стране дня матери. Сомнительный пиар-ход не вызвал нареканий Центризбиркома: дети — не избиратели, поэтому раздача денег не считается подкупом.

Что происходит

Всю ночь турецкие СМИ публиковали противоречивые результаты подсчета голосов. Согласно законодательству страны, изданиям запрещено публиковать данные экзит-поллов до официального разрешения Высшего избирательного совета, поэтому первые публикации о голосовании значительно различались, при условии, что подавляющее большинство ведущих турецких СМИ либо государственные, либо принадлежат сторонникам Эрдогана. Главная интрига воскресенья — наберет ли президент заветные 50% голосов, которые означают победу в первом туре. И, скорее всего, сделать это Эрдогану не удалось.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

После публикации первых результатов действующий президент значительно опережал лидера оппозиции, однако разрыв между двумя основными соперниками стал сокращаться по мере того, как приходили результаты из крупных городов с большим населением, в том числе из Стамбула, Анкары и Измира, где традиционно сильна поддержка оппозиции. В какой-то момент Эрдоган набрал 50,50% голосов, что могло означать преодоление необходимого барьера для победы в первом туре. Однако позднее цифры президента оказались ниже и замерли на отметке в 49% голосов.

После подсчета 99,01% бюллетеней Эрдоган набирает 49,40% голосов, его главный соперник Кылычдароглу — 44,96%. Еще один кандидат в президенты Синан Оган — 5,21%, глава Партии отечества Мухаррем Индже, который 11 мая заявил о снятии своей кандидатуры, умудрился набрать 0,44% — видимо, некоторые турки проголосовали за него по ошибке. Эти результаты в целом подтвердили прогнозы политологов о высокой поляризации турецкого общества и возможности второго тура. Еще одним важным итогом были комментарии самих кандидатов после публикации результатов.

Эрдоган заявил, что надеется победить в первом туре, но если суждено провести второй тур, он возражать не будет. «Хотя окончательных данных пока нет, могу сказать, что мы с явным отрывом лидируем», — добавил президент. Кылычдароглу сказал, что уверен в своей победе во втором туре. «Если будет объявлен второй тур, мы обязательно выиграем. Воля к переменам в обществе выше 50 процентов», — сказал политик. Ранее сторонники оппозиционного кандидата предупредили избирателей, что партия Эрдогана может использовать свой прием и повторно провести выборы в регионах, где лидирует оппозиция.

Что (не) произойдет

Главный козырь в предвыборной программе Кылычдароглу — это обещание избавить Турцию от авторитарного правления Эрдогана. На протяжении многих лет политик обвинял президента в том, что страна отошла от идей кемализма, заложенных еще Мустафой Кемалем Ататюрком, которого почитают как отца турецкой нации. Ататюрк выступал за республиканское правление, светский характер государства, умеренный национализм и борьбу с пережитками традиционного общества. В течение своего правления Эрдоган делал наоборот: рассчитывал на поддержку религиозно настроенных избирателей и даже изменил конституцию, превратив Турцию из парламентской в президентскую республику.

Высказываемые Эрдоганом идеи возрождения былого османского величия и пантюркизма приводили к тому, что его партию дважды пытались запретить. Однако ПСР не только выстояла, но добилась подавляющего большинства в парламенте. Кемалисты опасаются, что в случае победы Эрдоган продолжит разрушать демократические институты, основанные еще Ататюрком. Оппозиционеры после долгих лет репрессий и преследований не обольщаются по поводу возможностей своего противника: Эрдоган будет бороться за власть до конца и использовать все рычаги для этого, например, введя военное положение или задействуя административный ресурс на местах.

Для объединенной оппозиции эти выборы — последний шанс показать, что изменения возможны. Проигрыш Кылычдароглу во втором туре приведет к оглушающему разочарованию противников Эрдогана, избиратели потеряют надежду, что можно что-то изменить электоральным способом. Для Эрдогана победа на выборах означает возможность продолжить исламистский реванш в Турции — и уничтожить последние остатки парламентаризма. Любитель символических жестов, политик надеется встретить столетие Турецкой республики, которое пройдет 29 октября, в должности президента — и тем самым подтвердить свой авторитет лидера, претендующего на роль Ататюрка нового века.

Несмотря на бесчисленные опросы, которые отдавали первенство в гонке Кылычдароглу, Эрдоган сумел мобилизовать свой электорат после падения рейтинга из-за серьезного экономического кризиса и разрушительного землетрясения с многочисленными жертвами в начале года. Явка оказалась рекордной для Турции за несколько десятилетий и превысила 90%. Окончательные результаты выборов будут опубликованы Высшим избирательным советом 19 мая в официальной газете. Согласно турецкому законодательству, второй тур выборов президента назначается через две недели после первого.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020