Венгерский шпагат, эпизод первый: сомнительная риторика МИДа
Официальный Будапешт, во главе с премьер-министром Виктором Орбаном, регулярно заигрывает политически и экономически с Россией и одновременно пытается удержать свои позиции в НАТО и Евросоюзе. Эта противоречивая позиция негативно отражается на международных отношениях с Украиной и ситуации в Закарпатье, в целом. Каковы причины такой игры, и каких ждать последствий?
В середине июля 2022 года произошел громкий, мощный и опасный взрыв в напряженных отношениях между Украиной и Венгрией, власть которой настроена достаточно пророссийски, покупая у Кремля со скидками энергоресурсы, а также выступает за снятие экономических санкций.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто 15 июля 2022 года заявил в интервью, что в случае эскалации боевых действий в Русско-Украинском конфликте, вооруженные формирования Венгрии будут делать маневры на венгерско-украинской границе на Закарпатье, якобы для защиты этнических венгров, проживающих в этом регионе. Часть украинских СМИ сразу после этого интервью выразили обеспокоенность тем, что между Венгрией и Украиной растет потенциальная опасность вооруженного конфликта, которая может негативно повлиять на ситуацию. Другие украинские медиа в то же время отметили, что заявления о якобы маневрах венгерских военных на Закарпатье некоторые отечественные СМИ неверно трактовали из-за ошибочного перевода.
Градус вокруг этой ситуации за несколько дней значительно повысился, когда 21 июля 2022 года министр обороны Венгрии прибыл в Москву для переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым по поводу дополнительной закупки Венгрией 700 миллионов кубометров газа у российского «Газпрома».
Подобные действия вызвали логичный вопрос: связаны ли неоднозначное заявление 15 июля главы МИД Венгрии о перемещении войск на границе с Украиной в Закарпатье, и его визит 21 июля в Москву? Через несколько дней после скандальных высказываний, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина заявила, что ожидает от главы МИД Венгрии официальных пояснений на дипломатическом уровне: что именно имел в виду Сиярто под защитой украинских граждан венгерского происхождения военными формированиями официального Будапешта.
Чтобы разобраться в этой геополитической конфигурации мы обратились за разъяснениями к украинским и венгерским политикам, представителям этнического венгерского сообщества, Закарпатской областной военной администрации, международным экспертам, а также связались с представителями Европейского парламента в Брюсселе, которые вынесли предупреждения и финансовые ограничения премьер-министру Виктору Орбану и его соратникам во власти в Венгрии из-за антидемократических проявлений официального Будапешта.
Ласлов Зубанич (László Zubánics) – глава Демократического союза венгров Украины, который также является заведующим кафедрой истории Венгрии и европейской интеграции Ужгородского национального университета (УжНУ), считает неслучайной возникшую скандальную ситуацию, возникшую из-за заявлений Петера Сиярто: Проанализировав риторику, господин Зубанич пришел к выводу, что в первую очередь она связана с изменениями в подчинении в силовых министерствах страны:
«Первый раз, когда я прочитал на венгерском языке высказывания Петера Сиярто, я сам не понял, что именно он имел в виду. На дипломатическом языке эти высказывания были слишком зашифрованы. Мне нужно было два-три раза перечитать этот текст, чтобы понять, о чем идет речь. Сейчас происходит разграничение в венгерских военных формированиях. Пограничники подчинены Министерству внутренних дел, потому что они не только пограничники, но и полицейские. Поэтому, по моему мнению, Сиярто имел в виду, что венгерскую полицию должны увести от границ, а ее место займет отдельная пограничная структура. Эта служба будет контролировать незаконное пересечение границы. А например, контрабанду товаров, в том числе сигарет, будут выполнять другие подразделения. Кстати, контрабанда сигарет является нелегальным бизнесом, очень популярным в Закарпатье».
Эксперт вспоминает, как испугались заявления венгерского министра жители Закарпатья, и те украинцы, кто приехал в регион, как внутренние переселенцы из других областей Украины после 24 февраля 2022 года:
«Когда был первый перевод на украинский язык этих заявлений, многие на Закарпатье запаниковали, что будет переформатирование и отвод войск от границы Украины, учитывая, что Венгрия является членом НАТО. Также был и другой тезис Сиярто: если российские войска, например, дойдут до Закарпатья и возникнут проблемные вопросы в регионе, то венгерские пограничники будут организовывать вывод людей с территории. Решение этого вопроса осложнялось тем, что в законодательстве Украины лица, имеющие двойное, тройное гражданство, как этнические венгры на территории Закарпатья, считаются именно гражданами Украины. А граждан Украины с территории страны, согласно Женевской конвенции, никто не может принудительно выводить, используя гуманитарные коридоры или другие способы. Это уже вмешательство во внутренние дела страны».
Также Зубанич акцентирует внимание, что с началом полноценного конфликта ситуация на Закарпатье изменилась коренным образом:
«До того, как был введен запрет выезжать за границу военнообязанным мужчинам гражданам Украины в возрасте от 18 до 60 лет, часть населения испугалась эскалации войны и покинула территорию страны. Выехавшие из Закарпатья за пределы Украины, находятся либо на территории Венгрии, либо в других странах Западной и Центральной Европы. Сейчас на Закарпатье по нашим подсчетам осталось менее 100 тысяч этнических венгров. Приблизительно 75 тысяч человек населения постоянно проживают в регионе. Проблемных вопросов нет. Многие этнические венгры сейчас находятся в рядах ВСУ или территориальной обороны. Информационные каналы, задействованные центральными органами власти и местной областной военной администрацией, доносят основную информацию, происходящую на восточном фронте, и это знают жители региона. В августе мы получили информацию, что уже пятый наш соотечественник погиб на фронте».
Тем временем Дмитрий Тужанский – директор Института центральноевропейской стратегии считает, что в скандальном интервью об отводе венгерских войск, украинские СМИ при переводе не учли сложный политический контекст, который обусловлен другим соседом Венгрии – Сербией:
«Из контекста заявления Петера Сиярто следует, что, скорее всего, он имел в виду использование вооруженных сил Венгрии, которые сейчас задействованы на южной границе вдоль так называемой венгерской стены. На этом участке границы с Сербией сосредоточены войска для предотвращения проникновения нелегальных мигрантов. В то же время следует отметить, что сценарий возможного военного столкновения между Украиной и Венгрией был вброшен российскими пропагандистскими медиа. Еще с осени 2021 года в медиапространстве начали раскручивать тему, что между Украиной и Венгрией возможно военное столкновение, а премьер-министр Виктор Орбан готовит венгерский спецназ для высадки в Закарпатье и последующей оккупации этого региона, а Украина вроде бы возвращает в Закарпатье 128 бригаду, чтобы противостоять венгерскому вторжению. Это все кремлевские нарративы, которые продвигались месяцами. Причем все эти заявления сперва появились как в русскоязычном, так и в венгерскоязычном сегментах интернета. Мы в Институте центральноевропейской стратегии делали разоблачение этих заявлений и показывали для чего это делается. Это происходило параллельно со стягиванием российских войск у границ Украины».
Глава венгерской общины Киева и Киевской области Тибор Томпа смотрит на эту историю с другого ракурса, и уверен, что это не единственное провокационное высказывание министра иностранных дел Венгрии об этнических венграх на Закарпатье:
«Министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто во время выступления на американском телеканале CNN у ведущей Кристиан Аманпур в июле 2022 года говорил, что нужно защищать этнических венгров Закарпатья. Удивительно, почему он заботится именно о них? Ведь есть украинские венгры, которые служат в ВСУ и воюют на фронте, есть этнические венгры, живущие в Киеве, Николаеве и других регионах Украины, кроме Закарпатья, о них не упоминается вовсе. Все этнические венгры, проживающие на Закарпатье, граждане Украины, а не граждане Венгрии. Я родился там, более 40 лет проживаю в Киеве, и чувствую себя гражданином Украины. А после недавних личных посещений региона – не могу сказать, что существуют какие-то проблемы между украинцами и этническими венграми. На данный момент, главная проблема для всех – это война. По переписи населения 2001 года в Закарпатье было 150 тысяч венгров. Сейчас многие сельские населенные пункты опустошены, на сегодня осталось меньше 100 тысяч».
Кроме того, Тибор Томпа резко против риторики Виктора Орбана о том, что Украине нужно было отказаться от стремлений вступить в НАТО:
«Господин Орбан является профессионалом в люмпенизации населения Венгрии, а также люмпенизации через СМИ венгерской общины в Закарпатье. То есть, премьер-министр Венгрии пытается доказать закарпатским венграм, что они главным образом должны ориентироваться на венгерскую нацию, а не чувствовать себя гражданами Украины, независимо от тех границ в Европе, которые сложились более 100 лет назад. Эта маргинализация ведется с венгерского телевидения, которое находится под влиянием политика и его окружения, и это влияет на мнения и мировоззрение этнических венгров Закарпатья. Примером этой люмпенизации в Закарпатье является так называемая венгерская партия Украины – общество венгерской культуры Закарпатья».
Игорь Тодоров, профессор Ужгородского национального университета, доктор исторических наук, с мая 2015 года директор учебно-исследовательского Центра международной безопасности и евроатлантической интеграции (УжНУ), вспоминает, что Петер Сиярто не только делает регулярно скандальные заявления, напрягая отношения между официальным Будапештом и Киевом, но и периодически пытается вмешиваться во внутренние политические дела страны:
«Глава МИД Венгрии вообще призвал голосовать за Партию венгров Украины «KMKSZ» и за конкретного кандидата на местных выборах в Украине осенью 2020 года, а заниматься рекламой любой партии в день проведения выборов запрещено законом Украины, и Сиярто не мог не знать об этом . Пророссийские нарративы Петера Сиярто даже более красноречивы, чем эпатажные прокремлевские заявления самого премьер-министра страны Виктора Орбана».
Ярослав Шафар, который в 2013-2016 годах был бывшим заместителем председателя города Ужгород, являющимся областным центром Закарпатской области, а также депутатом Ужгородского городского совета в 2010-2015 годах, делает так называемый экскурс в скандальные и провокационные заявления Петера Сиярто:
«Возвращаясь к политике, происходит перекручивание фактов, игра слов, что Петер Сиярто говорит, что Венгрия отведет войска от границ Украины, а кто-то передает, что наоборот, Венгрия введет войска в Закарпатье. Надо хорошо понимать венгерский язык, политические настроения, потому что внутренние процессы в Венгрии не всегда понятны нам украинцам как соседям. Украина относится к Венгрии, как к соседу, не слишком дружелюбно, по моему мнению. Это было понятно после 2015 года, когда начали продвигать закон о языке. Первые громкие звоночки состоялись, когда сюда на Закарпатье приезжала Оршоя Пачаи-Томашич, государственный секретарь Министерства внешней экономики и иностранных дел Венгрии по вопросам дипломатической академии. Она говорила, что венгерский язык не будет использоваться с 2023 в венгерскоязычных школах на Закарпатье.
Петер Сиярто говорит, что с одной стороны венгерские войска будут защищать венгров, а с другой стороны, власти дадут приказ отвести формирование, чтобы не обострять конфликт. Он не объясняет, как вооруженные силы будут защищать. Но в то же время уверяет, что Венгрия придерживается нейтралитета в Российско-Украинском конфликте. Это связано с манерой Орбана вести политические отношения, потому что он уже десятки лет является большим популистом, играющим на любой актуальной теме для венгров».
Автор расследования журналист Михаил Фрадкин отправил от нашей редакции запрос на английском языке в Будапешт в МИД Венгрии на имя Петера Сиярто с просьбой предоставить комментарий по видеосвязи или по телефону или прислать письменный ответ с толкованием скандального заявления. Однако, представители МИД Венгрии его проигнорировали и оставили вопросы без комментариев. Личное обращение в посольство в Киеве с просьбой к уполномоченному послу Иштвану Ийярто прокомментировать международные отношения официального Будапешта и Киева – тоже осталось без ответа
Удивляет, что не прокомментировали нашему изданию ситуацию с высказываниями Петера Сиярто и МИД Украины, и Офис Президента. Впрочем, скандальные, провокационные заявления Петера Сиярто и популистская внутренняя и внешняя политика Виктора Орбана являются лишь частью пазла сложных отношений официального Будапешта и Киева. В следующей части нашего расследования мы раскроем, что сейчас происходит в Закарпатье, и как эта ситуация влияет на международные отношения Украины и Венгрии.