To reset your password, please enter your email address or username below.

Турция дважды вошла в ту же реку: почему Кылычдароглу не победил Эрдогана?

Чуда не произошло. Второй тур президентских выборов в Турции привлек внимание всего мира, весь май политологи и журналисты наблюдали за кандидатами и прочили победу Кемалю Кылычдароглу. Но оказалось, что претензии избирателей к Эрдогану, 20 лет правящему страной, не столь существенны. Почему турки выбрали стабильность, а не реформу всей страны?

28 мая в Турции прошел второй тур президентских выборов. По данным агентства «Анадолу», по всей стране были установлены свыше 191 тысячи избирательных урн. Правом голоса обладают 64 миллиона человек. Первый тур закончился практически ничьей: Эрдоган не смог одержать победу и набрал 49,51% голосов. Единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу набрал 44,88%. Для победы в первом туре Эрдогану не хватило всего лишь полпроцента голосов. На третьем месте оказался кандидат от партийного блока «Альянс АТА» Синан Оган с 5,17% голосов. Несмотря на неплохие результаты, оппозиция усомнилась в честности подсчета.

Сторонники обоих кандидатов рассчитывали на победу в первом туре, и для обеих сторон продолжение выборов стало неожиданностью. Масла в огонь подлил Оган, который призвал своих избирателей голосовать за Эрдогана. Оппозиционному блоку Кылычдароглу нужно было решить сложную задачу: мобилизовать сочувствующих и привести на избирательные участки тех, кто не был активен в первому туре. Накал страстей показала беспрецедентная явка, которую давно не видели на выборах в Турции, — свыше 84%. Две изматывающих недели показали, что решить эту задачу оппозиции не удалось.

С начала подсчета голосов во втором туре Эрдоган лидировал и набирал более 50%. В прошлом туре пропорция между кандидатами постоянно менялась, что делало итоговый результат непредсказуемым. На этот раз данные сходились у большинства крупных турецких СМИ. Оппозиционное агентство Anka утверждало, что Кылычдароглу лидирует с минимальным перевесом — 51% против 49%. Неясность результата связана с особенностью избирательного законодательства в Турции: избирком запрещает публиковать предварительные итоги голосования до вечера.

После обработки 99% бюллетеней Высший избирательный совет Турции объявил, что действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган переизбран на новый срок. Согласно предварительным данным, Эрдоган набирает 52,14% голосов. Кылычдароглу заручился поддержкой 47,86% голосов. «В поддержку кандидатуры действующего президента высказались 27 миллионов 513 тысяч 587 избирателей, а за Кылычдароглу проголосовало 25 миллионов 260 тысяч 210 избирателей. Разница составила 2 миллиона 253 тысяч 478», – сказал глава ЦИК Ахмет Йенер.

Картина выборов практически не изменилась с первого тура. Эрдоган победил в 52 провинциях, Кылычдароглу — в 29. Оппозиционного кандидата традиционно поддержали в крупных городах страны: Стамбуле, Анкаре, Измире и Анталье. Пропорция голосов также походила на первый тур: несмотря на большую поддержку среди горожан, Кылычдароглу опять не смог преодолеть разрыв в более чем 2 миллиона голосов. Оппозиция пеняет на турецкие СМИ, подконтрольные Эрдогану: когда тому выделяли десятки часов на агитацию, оппонент мог довольствоваться всего лишь несколькими минутами.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Источник: Getty Images.

Не дожидаясь окончания подсчета голосов, Эрдоган объявил себя победителем на выборах. Вечером 28 мая он выступил перед своими сторонниками в Стамбуле:

«Мы завершили второй тур президентских выборов с благосклонностью нашего народа. Я хотел бы выразить благодарность моей нации за то, что она подарила нам праздник демократии. Я хотел бы поблагодарить всех без исключения представителей нашей нации, которые еще раз доверили нам ответственность за управление страной в течение следующих пяти лет, за выбор, который они сделали».

Проигравший оппонент назвал выборы «самым несправедливым избирательным процессом за последние годы». Журналисты отметили, что политик так и не признал напрямую поражение на выборах:

«На этих выборах ясно проявилась воля народа сменить авторитарное правительство, несмотря на все давление. Народно-республиканская партия и Национальный альянс сражаются на всех фронтах всеми своими элементами. Мы и дальше будем пионерами этой борьбы, пока в нашей стране не придет настоящая демократия».

После громких заявлений настало время трезво оценить ситуацию. Многие аналитики отмечали, комментируя результаты выборов, что Кылычдароглу оказался не готов ко второму туру. Он мобилизовал своих избирателей, но не смог привлечь новых. Один из его сторонников, член Республиканской народной партии, мэр города Болу Танжу Озджан призвал кандидата уйти в отставку и уступить место более популярному мэру Стамбула Экрему Имамоглу:

«Мы благодарим господина Кылычдароглу за его усилия, но его ввели в заблуждение, особенно в первом туре, трое-пятеро лузеров».

Теперь политологи задаются вопросом: почему большинство опросов общественного мнения предрекали победу Кылычдароглу, а даже самые взвешенные прогнозы все равно прочили больше процентов оппозиционному кандидату, чем Эрдогану. Получается, что положение турецкого президента не столь неустойчивое, а его поддержка более уверенная, чем предполагали аналитики. Наиболее правдоподобное объяснение такого расхождения с результатами выборов — это нежелание респондентов открыто заявлять о своих пристрастиях.

Лидер Республиканской народной партии Турции Кемаль Кылычдароглу. Источник: Getty Images.

Мода на оппозицию — показатель прогрессивного поведения, и многие избиратели впервые стали активно участвовать в политике в последние годы. Несмотря на популярность оппозиционного кандидата, политологи отмечали неясность его программы: она была результатом компромисса шести оппозиционных партий, а сам кандидат сосредоточился на тотальной критике Эрдогана. Из-за зацикленности на внутренних проблемах из программы, например, полностью выпала международная повестка — как раз та тема, которую активно продвигал Эрдоган, желая показать себя успешным переговорщиком.

Возможно, оппозиция не смогла предложить взамен стабильности режима Эрдогана внятный образ будущего страны. К тому же у Кылычдароглу не было опыта электоральной борьбы, в отличие от своего соперника, на счету которого множество избирательных кампаний. В ситуации серьезного экономического кризиса, охватившего страну, традиционный электорат считает, что логичным будет сохранить хотя бы нынешнее положение вещей, чем довериться реформаторам, которые предлагают заменить президентскую республику парламентской, а дальше посмотрим.

Проигрыш Кылычдароглу станет серьезным ударом по оппозиции, которая ценой серьезных уступок объединилась ради победы над общим соперником — Эрдоганом. Теперь к его двадцатилетнему сроку во власти прибавляется еще пять лет на фоне усиления автократических тенденций в и без того суперпрезидентской республике. Выбора показали, что фактически страна разделилась надвое: на сторонников нынешнего режима, не желающих менять ситуацию, и недовольных системой, требующих перемен и ухода Эрдогана. Их примерно поровну — а это означает риски серьезных столкновений в будущем, не только на избирательных участках.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020